Спойлеры. Худшие финалы аниме
При отборе позиций мы старались «не бить лежачих», потому откровенно плохое шоу в списке только одно. В остальном тут приведены примеры того, как потрясающую концепцию можно загубить парой (десятков) неудачных решений. Мы рассматриваем не просто худшие финалы, а маленькие и не очень трагедии, незаживающие шрамы на лице мирового искусства.
Почетное упоминание: Mahou Shoujo Madoka Magica («Девочка-волшебница Мадока»), 2011
Каждый раз, когда у меня спрашивают, что же собой представляет «Девочка-волшебница Мадока», я отвечаю всего четырьмя словами — «Фауст» с маленькими девочками. Разговоры о деконструкции жанра махо-седзе тут не несут никакого смысла, ведь у сценариста Гэна Уробути была совершенно иная идея. Сквозь призму школьниц он рассказал готическую трагедию на современный лад. А уникальный подход к анимации студии Shaft и конкретно Акиюки Симбо превратили аниме в ожившую феерию.
Поначалу ничто в истории Мадоки не предвещает беды. Вечное противостояние волшебниц и ведьм напоминает больше театральную постановку, а не серьезную войну. Однако к третьей серии всем наглядно демонстрируют (путем обезглавливания одной из героинь), что ничего хорошего основных персонажей не ждет. С течением серий краски сгущаются, вскрываются все новые мрачные подробности, и под конец ты уверен, что финал окончательно разорвет все на части.
Но нет, вместо этого происходит наитупейшая развязка. Когда приходит ужасная ведьма Вальпургиева ночь, а сильнейшая волшебница Хомура никак не может ее победить, Мадока вдруг все-таки решает сама обрести магические способности, хотя до этого весь сезон мучилась с этим решением. По правилам вселенной, за этот поступок волшебное существо Кьюбей обязано исполнить любое желание школьницы. Мадока желает уничтожить всех ведьм во всех временах и мирах еще до их появления. Удивительно, но у нее это получается, сама она становится богиней и начинает присматривать за Вселенной. А Хомура выжила, но стала ведьмой.
Довольно дешевая развязка для трагедии, не так ли? Впрочем, многие и Гете упрекают, что его Фауст совсем уж невероятным образом сумел обыграть Мефистофеля. Однако в драме к исходу хоть как-то подводили, а в «Мадоке» к 11 серии тональность и общее настроение меняются, будто по щелчку невидимого переключателя. Казалось бы, Уробути так и не смог достойно завершить одну из важнейших работ. Но реальность, как это зачастую бывает, гораздо ужаснее домыслов.
11 и 12 эпизод должны были показать одновременно, однако их своевременная трансляция не состоялась из-за катастрофического землетрясение в Японии, которое позже назовут Великим восточно-японским землетрясением. Оно стало мощнейшим за всю историю государства, инфраструктуре был нанесен колоссальный урон, погибло около 16 тысяч человек. Само собой, до аниме никому особо дела в такое время не было.
Ситуация осложнилась еще и тем, что в 10 серии «Мадоки» были продемонстрированы разрушенные и затопленные пейзажи страны. Так что дальше усугублять и без того плачевные настроения в Японии было совсем нежелательно.
Показ последних серий отложили на два месяца, тогда и зародилась теория, что их в спешке переделали на более оптимистический лад. В оригинале якобы упор делался на тематику конца света, но вместо него мы получили чудесное спасение всех благодаря самопожертвованию девочки, ставшей высшим созданием.
Я ни в коем случае не сомневаюсь в талантах ни Симбо, ни Уробути. Более того, настоящую концовку они нам все-таки подарили в полнометражке Hangyaku no Monogatari. И вот в ней уже во всей красе раскрывается мысль о том, что человек никогда не может быть счастливым, а все его бесполезные метания лишь приводят к большей боли. Вот вам и аниме о маленьких девочках-волшебницах.
5. Danganronpa 3: The End of Kibougamine Gakuen («Данганронпа 3: Конец школы надежды»), 2016
Серия игр Danganronpa — занятное сочетание квеста и визуальной новеллы. В ней необходимо расследовать изощренные убийства, а затем выискивать убийцу прямо во время суда. Серию, кстати, обожает наш редактор Сергей Цилюрик, он рассказывал о ее достоинствах в своей заметке. А заодно прошелся по аниме, о котором мы сейчас поговорим:
Есть еще два аниме: первое — экранизация первой части, которая не способна заменить собой игру, а второе — Danganronpa 3, призванное закончить историю героев первых двух частей (третья игра совсем о другом). Так вот, аниме Danganronpa 3 смотреть нельзя просто ни в коем случае: там предлагается ТАКОЕ объяснение важным событиям и ТАКАЯ развязка, что лучше бы ее не было вообще.
Если вкратце, то лучше и не скажешь. Само аниме Danganronpa 3 поделено на две отдельные сюжетные арки — «Будущее» и «Отчаяние». Каждая посвящена своему набору персонажей, но постепенно сюжетные линии переплетаются. С одной стороны, нам рассказывают о героях первой части и их жизни в мире, потерпевшем крах из-за мирового отчаяния (не пугайтесь, слова «надежда» и «отчаяние» тут повторяются раз по сто за эпизод), с другой — раскрывают прошлое основных действующих лиц. А заодно перечеркивают и перевирают все, о чем была игра.
Ведь в итоге оказывается, что целую планету погубил мальчик-аниматор и зомбирование через мультфильмы. Это в сюжете, где одно убийство обсуждали в суде несколько часов, за которые ход расследования кардинально переворачивался несколько раз. Создатели выбрали самое дешевое объяснение вопросам, которые волновали фанатов игр еще с первой части. Радости в этом мало.
Учитывая, что Danganronpa 3 позиционируется, как развязка историй двух игр (и одного спин-оффа), то уже получается вполне себе худший финал. Как можно было испортить нечто и так до предела отвратительное? Отдельным эпизодом, который завершает и «Будущее», и «Отчаяние». Назвали его, как не трудно догадаться, «Надежда».
В нем мальчик-аниматор раскаивается, что из-за него наступил крах цивилизации, потому решает зомбировать людей своим новым мультфильмом и подарить всем «вечную надежду», мир без войн и прочее-прочее. Как удалось его переубедить? Силой дружбы, ну как иначе! Затем мертвые персонажи вдруг резко оживают, отчаяние побеждено, все живут долго и счастливо. И отстраивают заново школу, с которой все и началось, пускай подзаголовок аниме и гласит что-то про «конец академии „Пик надежды“».
С чем нас оставляет подобная концовка? Ни с чем, абсолютно. Дилогия игр (третью часть не берем, она стоит особняком) была очень вычурной и постмодернистской, она шокировала и поражала, но в ней всегда была внутренняя логика и жесткая связь между причинами и следствиями. В аниме ничего этого нет. Оно и так бездарно в каждой сцене, но концовка выглядит убого даже на фоне остальных эпизодов.
А затем еще вышел OVA-эпизод про одного из главных любимчиков фанатов. Так авторы доказали, что и о хорошо реализованном фансервисе они не слышали.
4. Soul Eater («Пожиратель душ»), 2008-2009
Soul Eater — манга Ацуси Окубо с довольно любопытным сеттингом. В особой Академии обучаются как Оружия, так и Повелители. Первые — это с виду обычные подростки, которые во время битвы превращаются в косы, пистолеты, мечи и прочие виды оружия. Вторые этим самым оружием управляют. Их тренируют на случай вторжения в мир некоего ужасного Кисина, способного повергнуть все в пучины безумия. Манга получилась очень драйвовой и искренне смешной, а многочисленные пародии на литературу и мифологию не дают заскучать ни на минуту.
Аниме стало своеобразным подарком и данью уважения мангаке. За его создание отвечала студия Bones, так что и сценарное, и техническое качество оказались на высочайшем уровне. За яркими приключениями Маки и ее косы Соула, а также огромного веера других экстравагантных героев, хотелось следить особо пристально, настолько они были захватывающими. Авторы умудрились и без того превосходный первоисточник сделать еще лучше. Некоторые расхождения сюжета в сравнении с оригиналом не сказались на качестве.
Вернее, не сказывались первое время. В какой-то момент история пошла своим путем. Когда в манге масштаб событий только рос, аниме погрязло в самоповторах и выяснениях отношений между персонажами. Какое-то время это смотрелось неординарно, но слишком быстро приелось. А что-то достойное взамен зрителям так никто и не предложил.
В финале абсурд достигает критической точки. Пробудившийся Кисин готов свести всех с ума, все герои повержены, кроме Маки и Соула. Они пробуют атаку за атакой, прокачиваются прямо во время битвы пару раз, как это любят делать герои аниме, но и новоприобретенные способности им не помогают. Казалось бы, главный злодей вот-вот победит. Но тут Маке помогает… Нет, не сила дружбы — открытка от мамы со словом «храбрость». Они придает девочке сил, та в словесной перепалке побеждает Кисина и изгоняет его.
Если вы подумали, что это несколько странный ход для сенэна, то все так и есть. Когда точка кипения в сюжете почти достигнута, сценаристы будто решили, что куда-то опаздывают, и закончили все впопыхах.
При этом я прекрасно понимаю задумку авторов. Вся суть злодейств антагониста исходит из того, что он когда-то до сумасшествия боялся мира вокруг, даже одевался в несколько слоев одежды, лишь бы отгородиться от всего. Путь безумия он выбрал из-за собственной слабости, в нем он видел мировое спасение. А когда выяснилось, что храбрость, как и безумие, есть внутри всех, он моментально сдался.
Этим нас якобы подводят к жизненной морали, но… Серьезно, открытка?! Лучше бы сила дружбы! Это все равно, что победа Лайта над L в «Тетради смерти», если бы он добился ее простым перебором имен в тетрадке. Растяни авторы финальные откровения хотя бы еще на одну серию, все могло бы получиться замечательно. А так финал «Пожирателя душ» запомнился своей оскорбительной скомканностью.
И не забывайте, что Soul Eater Not! — это выдумка.
3. Mirai Nikki («Дневник будущего»), 2011-2012
Кто-то любит «Дневники будущего», другие — ненавидят. Но когда говоришь об этой серии, стоит учитывать один факт — в лице Юно Гасай нам подарили самого лучшего персонажа-яндэрэ (то есть такого, который ради своей любви готов убить всех, даже объект обожания и себя). Мангака Сакаэ Эсуно создал интересную версию «королевской битвы», а студия Asread достойно воплотила ее в анимационном формате.
И пока аниме придерживается концепции смертельной игры, в которой участники умеют предсказывать будущее, но каждый — по-своему, просмотр идет невероятно захватывающе. Юно своим поведением может не на шутку напугать и вызвать отвращение, но есть в ней все-таки нечто безгранично милое. Благодаря ей и главный герой Юкитэру Амано постепенно превращается из тряпки в настоящего мужчину. Их смертоносный тандем пройдет через множество необычных ситуаций вроде поединка с пятилетним ребенком.
Но все их злоключения приведут лишь к безумному потоку «роялей в кустах». Вернее, тут лучше использовать «богов из машины», ведь местную высшую сущность, которая и затеяла игру, зовут Дэус. Выясняется, что все аниме мы наблюдали за второй по счету «королевской битвой». В первой победила Юно, а затем отправилась назад во времени и убила прошлую версию себя, чтобы занять ее место. На это неоднократно намекалось, но использовать в качестве разгадки путешествия во времени — какой-то совсем пошлый ход.
В итоге результат второго соревнования девушку тоже не удовлетворил, потому она решила отправиться уже в третью временную линию. Ей помогает Мурумуру, помощница Дэуса, которая действует из корыстных побуждений. Но Бог предусмотрел предательство, потому часть сил отдал еще одной владелице дневника будущего — Минэнэ Урю. Вместе с Юкитэру она догоняет Юно. В ходе противостояние яндэрэ понимает, что у ее версии из третьего мира есть все шансы прожить нормальную жизнь, потому убивает себя. Новым Дэусом становится Юкитэру, однако в своей стертой временной линии он оставляет лишь томик манги для Мурумуру и свой дневник, в который бессмысленно смотрит несколько сотен лет. В третьей временной линии, кстати, все у всех хорошо, а главная парочка аниме прекрасно живет без знакомства друг с другом.
Перечитывая то, что написано выше, мне это кажется откровенным бредом. А ведь я смотрел (и читал) «Дневник будущего», там все именно так и было! Боюсь представить, что ощутит случайный зритель/читатель.
Ближе к концу мангака будто совершенно забыл, что такое концептуальная целостность. Из первоклассного триллера сюжет превращается в нагромождение конфликтующих друг с другом сюжетных ходов, а новые проблемы и их моментальные решения начинают чередоваться с огромной скоростью. Дешевые попытки эпатировать заканчиваются ничем.
Казалось бы, зачем под самый конец резко менять жанр произведения? Но японцы почему-то любят страдать чем-то таким в погоне за как можно более вычурным сюжетным поворотом. «Дневник будущего» это и погубило. Мангака, кстати, впоследствии попытался повторить успех в своей следующей работе — Big Order, в которой вместо предсказания будущего у центральных действующих лиц было умение подчинять себе людей. Учитывая, что вы вряд ли слышали о манге и аниме с таким названием, второй раз знакомая схема не сработала.
Но Юно Гасай у нас все равно никто не отнимет.
2. Neon Genesis Evangelion («Евангелион»), 1995-1996
Алексей Егоров
«Евангелион», попавший в наш топ лучших сериалов на 37 место, штука довольно занятная. Вроде бы уже прошло больше двадцати лет с момента выхода сериала, но его все еще помнят и обсуждают (именно сериал, а не Rebuild of Evangelion — он все-таки идет отдельно). Оно и неудивительно — каждому второму новичку в японской анимации обязательно кто-нибудь посоветует «ну посмотри „Еву“, она очень ок!». Новичок обычно соглашается, идет смотреть — и к концу двадцать шестой серий или получает просветление, или бросает к чертовой матери «эти ваши безумные бурятские порномультики». И те, и те, впрочем, обычно сходятся в одном — оригинальная концовка «Евы» у Хидэаки Анно и Gainax вышла, мягко скажем, скверной.
И дело вовсе не в том, что Анно ударился совсем в какие-то дебри самокопания, нет — Синдзи (а вместе с ним — и добрая половина персонажей, чего уж там) и так почти весь сериал рефлексировал и ныл, из-за чего за ним и закрепилось вполне понятное прозвище «тряпка». Нет, вся проблема в подаче — на протяжении двух последних эпизодов сериала не происходит почти ничего толкового.
Оба эпизода разворачиваются во время комплиментации человечества — того, к чему так долго шла NERV весь сериал. За кулисами, естественно, ведь почти весь остальной мир был свято уверен в том, что «нервовцы» просто защищают Землю от вторжения огромных и чрезвычайно злых страхолюдин. Суть комплиментации такова — это, по сути, слияние всех человеческих душ воедино. Тела при этом отбрасываются за ненадобностью, превращаясь в LCL (если кто забыл — это та самая жидкость, которой заполнены пилотские капсулы Евангелионов).
И пока комплиментация вовсю шагает по планете, Синдзи снова рефлексирует. Сначала он — вместе с другими персонажами сериала — начинает вспоминать какие-то моменты из прошлого, анализировать их, пытается понять…, а затем берет, говорит «а не пошли бы вы к черту» и создает уютный мирок для себя любимого. В этом мире Синдзи представляет, как здорово ему быть обычным школьником, который ни слова не слышал ни про какие Евангелионы, и где не приходилось бы сражаться не на жизнь, а на смерть. Но в определенный момент парень понимает, что так жить нельзя, и постоянно убегать — это вообще-то не выход. Тогда Синдзи разрушает этот вымышленный мир, и… приходит себя черт пойми где в окружении других персонажей сериала. Те дружно хлопают ему, поздравляют с принятием самого себя, после чего по экрану ползут титры.
Я думаю, на этом моменте не у одного меня нервно задергалась бровь. Хотелось заорать что-то вроде «что это, блин, было такое?!», но нужные слова вообще никак не находились. Хорошо еще, что к тому моменту Gainax уже выпустила The End of Evangelion, и было, чем закрыть эту рану. А представьте, каково тем, кто смотрел сериал в момент выхода?
Проблемы с концовкой у «Евы», на самом деле, возникли не из-за неумения Хидэаки Анно писать сюжеты, а из-за банальных финансовых проблем. Дело в том, что в определенный момент инвесторы (а это была компания SEGA) серьезно урезали бюджет сериала, оставив авторов фактически без денег.
Выкручиваться «Гайнаксу» пришлось весьма радикальным способом — они усадили героев на табуретки и заставили их изливать души, попутно пытаясь закончить хотя бы сюжетную линию с душевными метаниями Икари-младшего. Впрочем, от этих знаний как-то не легче.
Поэтому если вам вдруг показалось, что концовка «Евангелиона» отвратительна, то можете быть спокойны, ведь вам не показалось. Настоящая концовка сериала в виде The End of Evangelion вышла спустя год после окончания «Евы», и вот там авторы разошлись уже на полную катушку. Самокопаний меньше не стало, конечно, однако при всем при этом авторы ухитрились наполнить эти два эпизода и вменяемым экшеном, и безумно сюрреалистичными сценами, и нормальным взаимодействием между героями, и несколькими моментами, которые потом разлетелись по интернету в виде мемов. В общем, если вы вдруг еще не смотрели «Еву», но желаете приобщиться — тормозите после 24 серии и включайте «Конец Евангелиона».
1. Bleach («Блич»), 2004-2012
Признаюсь честно — мне очень больно было ставить на первое место в этой подборке Bleach. Она стала первой мангой, в которую я безоговорочно влюбился (первой в жизни вообще, кстати, оказалась Fairy Tail, и я этим не горжусь), благодаря ней я познакомился со многими хорошими людьми и навсегда пристрастился к японскому искусству. Но несмотря на все обожание, стоит признать, что финал Bleach — это самый громкий провал в индустрии манги и аниме.
Концовка шоу стоит особняком ото всех перечисленных в этом материале произведений. «Девочка-волшебница Мадока» стала жертвой обстоятельств, а ее авторы все исправили при помощи полнометражки, равно как и с «Евангелионом». Danganronpa 3 — просто мусор, в случае с «Пожирателем душ» всегда можно прочитать мангу, а с «Дневниками будущего» — посмотреть OVA Mirai Nikki: Redial. Но в Bleach ничего уже не исправить.
А самое ужасное, что в аниме была вполне прекрасная концовка! Школьник Итиго Куросаки, пройдя через все испытания, спас миры от злодея Айдзэна. Ради этого ему пришлось пожертвовать своими силами синигами, а значит — попрощаться со всеми друзьями, которых он приобрел во время приключений. Все вело к тому, что на этом сюжет и закончится. Подача, диалоги, эндинги и опенинги, даже цветовая палитра — о таком исходе кричал каждый элемент аниме. Получился бы отличный финал со взрослением главного героя как человека и личности.
Но затем началась арка «Потерянное удостоверение синигами». Вернее, это если идти по канону манги, а так до нее еще успели вставить кошмарный филлер «Вторжение в Готэй-13». О нем даже говорить не хочется, ведь филлеры в аниме бывают хорошими приблизительно никогда. Потому сразу перейдем к началу конца (во всех смыслах).
Почему мангака Тайто Кубо не захотел остановиться? Скорее всего, виновато давление редакции и фанатов. На роль последних автор намекал в интервью, когда говорил, что не следует слишком сильно внимать толпе. С другой стороны, благодаря таймскипу и измененному стилю рисунка, у Кубо был шанс вдохнуть в Bleach новую жизнь. Но он только убил его.
На этом месте я бы мог просто вставить момент, в котором Итиго в качестве оружия использует гигантские свастики — и этим оборвать материал. Но нет, проблемы последней арки аниме на «свастонах» не заканчиваются. Многие персонажи почему-то стали похожи друг на друга, будто близнецы. Из ниоткуда взялся новый «класс» действующих лиц — подчинители, чья сила вообще не поддается объяснению. Нагнетается неуместная драма, из всегда целеустремленного Куросаки вдруг делают рыдающую тряпку, друзья и враги оказываются не теми, за кого себя выдавали, а относительно ровную до этого сюжетную линию словно кто-то изуродовал кувалдой. Смотреть такое — удовольствие сомнительное.
Душу грела надежда, что все недоразумения с подчинителями — лишь вступление к более масштабной сюжетной арке. Но вот Итиго побеждает главного злодея Гиндзе, заодно заполучив новые стильные меч и одежду синигами, и… все, конец. Сенэн заканчивается на 366 серии, обрывается на высокой ноте, а все мучения до этого были зря.
«Но ведь всегда можно пойти и почитать мангу, верно?» Не тот случай. То, что в последней сюжетной арке натворил Кубо, не поддается никаким оправданиям. Он буквально из пустоты придумал целую армию опасных противников, начал безумно плодить сущности, разрушать и без того не самый прописанный сеттинг. Ни фанаты, ни руководство журнала такой ход не оценили, потому мангаке закончить историю внятно не позволили. Ему пришлось всего за несколько глав завершить все сюжетные линии и подвести итоги. Получилось предсказуемо плохо.
Так что концовка аниме и манги Bleach — это выбор между плохим и ужасным. Фанаты аниме при каждом интригующем анонсе надеются, что вот теперь-то Итиго вернется. Я тоже верю вместе со всеми, но реальность такова, что вряд ли Bleach когда-нибудь восстанет из пепла. Так что крах самого стильного сенэна — это вечно открытая рана, у которой нет шансов зажить.
аниме говно
Marai Nikki абсолютно бестолковое аниме с крайне посредственными центральными персонажами. Не знаю, за что Юно так любят в народе, у меня она вызывает лишь раздражение