02 ноября 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Спец. Эволюция жанра: run ‘n gun platformers

Спец. Эволюция жанра: run ‘n gun platformers - изображение обложка

25 лет назад в США вышла Contra – самая известная игра в жанре run ‘n gun, культ, родивший десятки последователей. Хит от Konami наглядно объяснил, что платформеры становятся куда интересней, когда у главного героя в руках появляется пулемет.

«Канобу» вспоминает ключевые игры, повлиявшие на становление жанра, а также его историю с середины 80-х до наших дней.

1985
Предпосылки к появлению жанра: Commando, Super Mario Bros и Rush’n Attack

Как и все гибридные жанры, run ‘n gun платформеры сложили в себе несколько игровых концепций.

В мае 1985 года Capcom выпустила Commando – вертикальный скроллер с видом сверху, в котором игрок брал на себя роль бравого солдафона, сносящего пулеметным огнем батальоны врагов. Действие подобных игр обычно разворачивалось в космосе, и на этом фоне Commando казалась глотком свежего воздуха. В октябре того же года вышел одноименный фильм с Шварценеггером – он не имел к игре никакого отношения, но сыграл Capcom на руку: многие кинозрители бежали в аркады после просмотра ленты. Commando стала первопроходцем run ‘n gun, за которым пошли последователи: Ikari Warriors, Jackal, Guerrilla War (невероятный скроллер про Че и Фиделя) и многие другие.

Тем временем, на NES («Денди») появилась первая часть Super Mario Bros, которая вывела платформеры на ключевые позиции игровой индустрии. Разработчикам оставалось только поженить кровожадную Commando на миролюбивую Mario Bros.

Одним из первых робких гибридов стала Rush’n Attack – аркада, в которой зеленый берет тыкал ножом советских солдат, периодически переключаясь на огнемет и гранатомет. В ней было много ближнего боя и мало стрельбы, но старт был дан – платформеры начали становиться злее.

1986
Rolling ThunderКто:
Namco

Rolling Thunder была следующим шагом run ‘n gun на пути к безумию Contra – здесь было больше стрельбы, чем в Commando, и меньше акробатики, чем в «Марио». В роли агента Альбатроса игроку предстояло накормить свинцом сотни бандитов в смешных масках (впрочем, они отвечали взаимностью). Rolling Thunder на удивление бодро играется и сейчас – запустите эмулятор MAME. Правда, архаичность все же чувствуется – ну почему герой не может бежать и стрелять одновременно?

1987
Contra (аркадная версия)Кто:
Konami

Contra привела run ‘n gun платформеры к привычному для нас виду – все последующие игры уже развивали идеи Konami. Стрельба в восьми направлениях и любом положении (на ходу, в прыжке, лежа), смена оружия, игра вдвоем, фокус на разборках с врагами, а не на прыжках – Contra была первой, кто собрал эти элементы под одной крышей.

1988
Contra (версия для NES)Кто:
Konami

И тем не менее, мы знаем другую Contra – ее версию для «Денди». Порт для домашней приставки слегка потерял в красках (хотя, на самом деле, стал выглядеть куда презентабельнее), но приобрел в игровом плане – уровни стали длиннее, а управление удобнее (прыжки в аркадной версии были настоящей мукой). Восьмибитная Contra стала одной из лучших игр своего поколения и главным кооперативным развлечением нашего детства, наряду с «Танчиками» и «Чипом и Дейлом».

1991
Sunset RidersКто:KonamiSunset Riders
– отличный пример того, как здравый смысл становится жертвой эффектного сеттинга. В этой игре ковбои Дикого Запада стреляют из дробовиков и револьверов, словно из шестиствольных пулеметов. Правда, это далеко не всегда спасает от хитрых врагов, которые успевают подбежать сзади и ударить ножом.Sunset Riders взяла все ключевые образы вестернов и смешала их в одном буйном боевике, где под раздачу попадают бандиты, мексиканцы, индейцы и сам игрок, а каждая поездка на лошадке превращается в фильм Джона Ву.

1991-1994
Предшественники Metal Slug: GunForce и In The HuntКто:Irem
СерияMetal Slugстартовала в середине 90-х, но предпосылки к ее появлению были еще в 1991 году, когда студияIremвыпустила первую частьGunForce. Визуально непримечательный run ‘n gun сроднил жанр с различной техникой, вроде вертолетов и мотоциклов – а ведь именно танк стал ключевой фигуройMetal Slug.

В 1993-м вышел горизонтальный скроллер In The Hunt от тех же авторов, который стал отправной точкой в развитии графического стиля Metal Slug. Дальше все пошло по привычному сценарию – выпустив в 1994 году сиквел GunForce, внутреннее подразделение Irem выделилось в отдельную компанию Nazca и отправилось в гости к SNK. Так стартовала работа над Metal Slug.

1992
Contra III: The Alien Wars
Кто:
Konami

Дебют Contra на 16-битных платформах принес в серию много новшеств. Герои таскали с собой две пушки сразу, научились лазить по трубам и взбираться на лестницы; уровни стали деформироваться прямо под ногами игрока, периодически случались разные дикие эпизоды, вроде полетов верхом на ракете. Формально, игра стала лучше по всем фронтам, но на деле никакого откровения не произошло – нововведения были слишком очевидными.

1992
Wild West C.O.W.-Boys of Moo MesaКто:
Konami

В конце 80-х и начале 90-х Konami лучше всех понимали, как делать игры по лицензиям (вспомните сверхпопулярный beat ‘em up по «Черепашкам-ниндзя»). Проект со странным названием Wild West C.O.W.-Boys of Moo Mesa – знакомая история того, как мультфильм (который придумал один из художников тех же «черепашек») становится игрой. Мы могли бы обойти «ковбоев» стороной, если бы не сеттинг: представьте мир, где антропоморфные быки бегают с пушками наперевес и наводят порядок в альтернативном Диком Западе. На самом деле, Moo Mesa – это та же Sunset Riders, только с гораздо более странной идеей и ярким оформлением.

1993
Gunstar Heroes
Кто: TreasureGunstar Heroes
стала дебютом студииTreasure, началом славных дел. Наряду сHard Corps(о ней чуть позже), игра была одним из самых новаторских run ‘n gun. В техническом плане разработчики обошли многие ограничения Mega Drive: например, они скрепляли огромных боссов из множества маленьких спрайтов, благодаря чему приставка не просила о пощаде. В плане механикиGunstar Heroes представила систему комбинирования оружия – четыре основных типа соединялись в совершенно новые гибриды. Вдобавок, игра отказалась от беспощадной схемы «словил пулю – погиб»: у героев появилось здоровье. Не стоит думать, что игра стала от этого легче – наличие лайфбара компенсировалось запредельным количеством врагов.

1993
Robocop vs Terminator
Кто:Virgin Games
И еслиKonamiподходила к лицензиям со всей ответственностью, два сильнейших на тот момент киногероя – Робокоп и Терминатор – получили совершенно слабую игру. Зато игровой год удался на скандалы – вышел кровавый Doom и такой жеMortal Kombat. «Робокоп» от них не отставал – все враги в игре не могли умереть, не разлетевшись на кучу частей с кровавыми брызгами. Этим игра и запомнилась.

Run ‘n gun стал одной из самых популярных форм для игр по лицензиям – например, игровые G.I. Joe и Demolition Man по фильму со Сталлоне следовали именно заветам Contra.

1994
Contra: Hard Corps
Кто:
Konami

Пару абзацев назад мы писали, что Contra III не хватало новых идей – что ж, второй 16-битный выход серии, Hard Corps для Sega Mega Drive, оказался на две головы выше предшественника. Четыре разных героя, наличие хоть какого-то сюжета, четыре концовки (для тупого run ‘n gun это, серьезно, невероятно) и, главное, совершенно запредельный ритм, подпитываемый пульсирующим саундтреком. Hard Corps стала последней классической частью Contra: на PS1 Konami разродилась лишь позором в виде Legacy of War и The Contra Adventure, которые отправили серию в нокдаун до наступления нового десятилетия.

1995
Abuse
Кто: Crack dot Com
Run ‘n gun никогда не были популярны на ПК – в конце 80-х компьютеры еще не тянули такое безумие, а в начале 90-х уже освоили куда более продвинутый жанр шутеров от первого лица. Тем не менее, и здесь были свои находки, вродеAbuse. Визуально – это такой двухмерныйQuake 2: коричневые стены, лабиринты и роботы вокруг. На деле это страшнейший экшен: уAbuse получалось нешуточно пугать игрока даже в двух измерениях – свет постоянно выключался, монстры подкрадывались сзади, здоровья не хватало. Уникальная игра.

Спец. Эволюция жанра: run ‘n gun platformers - фото 1

1996
Metal Slug
Кто: SNK
К 1996 году run ‘n gun платформеры уже начали отдавать стариной: на ПК вышелQuake, домашние консоли увлеклись трехмерностью, а в аркадных залах царил Street Fighter Alpha 2. Тут из-за угла выбежала студияNazcaи вместе сSNKзапустила новую серию –Metal Slug. Если кто-то скажет, что игра была новаторской – не верьте, это не так. Дело в другом:Metal Slug – это явный плод перфекционизма вкупе с гигантоманией. Здесь лучшая в мире двухмерная графика (серии поклоняется любой, кто когда-либо занимался пиксел-артом), огромные боссы и отличное чувство юмора авторов – вот и все. Но этого хватило, что дать старт новому культу – последнему для всего жанра.

2001
CT Special Forces
Кто: Hip InteractiveGame Boy Advance
запустил волну карманных переизданий и возрождений 16-битных игр: на консоли вышли иContra, иMetal Slug, иGunstar Heroes. А вот с новыми именами все было куда сложнее – из примечательных игр можно вспомнить только сериюCT Special Forces, посвященную борьбе спецназа с террористами. В отличие от других run ‘n gun, серия не пыталась взять игрока кучей взрывов и пиротехникой – в какой-то мере эти игры были даже вдумчивыми.

2002
Alien Hominid
Кто: The Behemoth (Том Фалп и Дэн Паладин)В августе 2002 года на портале Newgrounds появился первый идол – run ‘n gunAlien Hominid
за авторством программиста Тома Фалпа и аниматора Дэна Паладина. Игра была наглядным аргументом в пользу того, что flash – это не только хулиганские мультфильмы и садистские аркады, но и вполне серьезные проекты.Alien Hominid наглядно демонстрировала все преимущества технологии: плавная анимация с явной оглядкой на мультипликацию, и при этом – экономия ресурсов. Фактически, игра вырвала жанр из рук пиксел-арта – жаль, что к тому времени run ‘n gun уже не занимали первые роли в индустрии.

В 2003 году Фалп и Паладин основали студию The Behemoth, выпустили Alien Hominid на всех домашних консолях того поколения, после чего взяли паузу – и вернулись в 2008 году вместе с Castle Crashers для XBLA.

2002
Contra: Shattered Soldier
Кто:
Konami

После череды провальных игр для PS1 Konami предприняла попытку возродить Contra на PS2 в виде Shattered Soldier. Получилось спорно: жуткая графика и отсутствие паверапов-пушек соседствовали здесь с активными битвами и отличными боссами. Оценки прессы сводили с ума – кто-то ставил игре позорные 5 из 10, кто-то восхищенно лепил «десятки». Shattered Soldier – удивительный случай того, как средний балл на GameRankings не говорит об игре вообще ничего.

Спец. Эволюция жанра: run ‘n gun platformers - фото 2

2002
Blip & Blop: Balls of Steel
Кто: Loaded Studio
Конечно же, жанр не мог обойтись без пародийных игр – и в этом вопросе всех обошла нахальная бесплатнаяBlip & Blop. Здесь игроки брали роль двух стальных, эмм, шаров с автоматами и по канонам жанра стреляли во все, что движется. А двигались следующие персонажи: смурфы, покемоны, мишки Гамми, Йоши, Лара Крофт, Рэймен, Соник, Тейлз и Марио – впрочем, по сюжету игры все они были частью индустриальной мафии и, в общем-то, получали по заслугам (и потешно распадались на мелкие кусочки!).

Спец. Эволюция жанра: run ‘n gun platformers - фото 3

2007
Contra 4
Кто: WayForward Technologies и Konami

Настоящий перезапуск Contra случился в 2007 году на Nintendo DS, когда Konami отдала четвертую часть на попечение ретроградам из WayForward Technologies. Результат – одна из лучших карманных игр 2007 года, настоящий ураган. Впервые за 13 лет серия вспомнила свои 8- и 16-битные корни: Contra 4 наказывала игроков на каждом шагу, сквозь нее пробивались с боем и невероятным весельем. Местная сцена со взлетом ракеты (и игрока) – одна из лучших во всем жанре.

К сожалению, как и в случае с Game Boy Advance, Nintendo DS не стала прибежищем подзабытого жанра. Помимо Contra 4, на платформе можно вспомнить лишь незамеченную Commando: Steel Disaster – почти что попиксельный клон Metal Slug.

Спец. Эволюция жанра: run ‘n gun platformers - фото 4

2009-2011
Новые части Contra
Кто: Konami, Arc System Works
Текущая жизньContraпроходит в форме скачиваемых игр для Wii, PSN и XBLA (не самая яркая судьба). В 2009-м на WiiWare появиласьContra ReBirth– еще одна ретро-часть серии с графикой прямиком изContra III,ничего особого. А в 2011-м авторыGuilty Gearсделали Hard Corps: Uprising – приквел к игре для Mega Drive. ЗдесьContra сделала шаг вперед навстречу файтингам: герои научились ускоряться, делать двойные прыжки и «дэшиться» в полете. У оружия появились апгрейды, а сами персонажи со временем изучали новые движения.

Спец. Эволюция жанра: run ‘n gun platformers - фото 5

2012
Shoot Many Robots
Кто: Demiurge Studios и Ubisoft
Shoot Many Robots – наглядный пример современной формы жанра, которая не сильно оглядывается на установки прошлого. Конечно, это не run ‘n gun в его привычном виде, игра куда многограннее: в ней есть расширенная кастомизация героя, ролевая система и куча пушек и аксессуаров, упакованных в современную трехмерную оболочку. Но если сводить игру к самим основам, мы увидимContra – бравый герой, толпы врагов и огромный босс в конце уровня. Потому что эта схема – вечная.

Спец. Эволюция жанра: run ‘n gun platformers - фото 6

Текст: Егор Антоненков

Комментарии 60
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Dnietzsche
Dnietzsche
Вот это круто.
Leviathan
Leviathan
Хех классно, но я не очень люблю такой жанр Только конта, которая Force, обожаю
lentinant
lentinant
А разве в Hard Corps не шесть концовок?