19 апреля 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

SPECIAL: Что случилось с GAME? Взгляд изнутри.

26 марта магазины одной из крупнейших розничных игровых сетей GAME закрыли свои двери для покупателей - тогда казалось, что навсегда. Почему и как это произошло выясняет Мэттью Эдвардс - специальный корреспондент Канобу в Европе.
26 марта магазины одной из крупнейших розничных игровых сетей GAME закрыли свои двери для покупателей - тогда казалось, что навсегда. Почему и как это произошло выясняет Мэттью Эдвардс - специальный корреспондент Канобу в Европе.

Мое детство пришлось на поздние девяностые – и я понятия не имел, какую карьеру мне выбрать. Я всегда любил игры и часто мечтал о связанной с ними профессии. Поначалу даже хотел стать разработчиком – но потом понял, что играть в игры для меня все-таки веселее, чем их создавать. В результате я несколько лет менял разные сферы деятельности – от залов игровых автоматов до работы в парке развлечений, пока наконец-то не взялся за ум и не поступил на факультет журналистики.

Но перед этим я все-таки успел поработать в местном магазине сети GAME. Я получил эту работу во многом благодаря моему знанию видеоигр (и частично потому что менеджер магазина разделял мои музыкальные вкусы – спасибо вам, Guns N’Roses), и целых два года я обучал неискушенных геймеров в чем различие между PlayStation 2, Xbox и Gamecube, а наивных родителей – почему им не нужно покупать своему 10-летнему сыну копию Grand Theft Auto: Vice City.

Время шло, и я оставил работу в магазине, чтобы сконцентрироваться на получении диплома. Немного скучая по гигантской библиотеке игр, доступной по первому запросу в перерыве на обед, я все равно иногда приходил в магазин, чтобы поболтать со своими бывшими коллегами. Директор магазина даже позволил мне сохранить мою скидку на игры – но вместо того, чтобы использовать ее, я все чаще стал обращаться к онлайн-магазинам, таким как Play.com и Amazon. Почему? Потому что даже с 30-процентной скидкой в GAME, я почти всегда мог найти игру дешевле в подходящем интернет-магазине.

SPECIAL: Что случилось с GAME? Взгляд изнутри. - фото 1

Это было и остается одним из значительных недостатков этой сети – одной из самых крупных в Европе. И хотя их присутствие на улицах наших городов и (иногда) отзывчивый персонал намного обгоняют интернет-магазины, ценовая политика GAME всегда была куда менее конкурентной. И что куда ужаснее, их огромный ассортимент подержанных игр почти всегда продавался по цене всего на пару фунтов (или 100 рублей) меньше, чем за новую копию игры. Это сочетание негибкости ценовой политики, амбициозная экспансия в другие страны, множество магазинов, расположенных близко друг от друга, конфликты с издателями – все это привело к коллапсу GAME, едва не заставившему эти магазины закрыться навсегда.

Хотя в самом начале года ситуация совсем не выглядела мрачной: хоть прогнозы финансистов и показывали непростые времена для ритейла в целом, игровая индустрия по прежнему верила в GAME. Верила настолько, что при подготовке к запуску PS Vita, компания Sony прислала каждому менеджеру GAME по приставке, чтобы они смогли лучше изучить консоль, которую им предстоит продавать. И когда запуск Vita наконец состоялся, он прошел именно в центральном магазине GAME – на Оксфорд-стрит.

Запуск прошел громко: Карл Джонс и Ами Леджер из SCE Studio Liverpool подписывали там коробки с WipEout 2048, косплееры изображали персонажей из игр для PS Vita – но публика все равно не смогла проигнорировать тот факт, что игры из стартовой линейки Ubisoft (а именно Rayman Origins, Lumines: Electronic Symphony, Dungeon Hunter: Alliance, Asphalt Injection и Michael Jackson: The Experience HD) отсутствовали на полках. Это произошло из-за того, что месяцем ранее GAME потеряла доверие целого ряда кредитных агентств, поэтому за весь новый товар им пришлось платить наличными и играми Ubisoft пришлось пожертвовать. Поначалу это казалось рабочей ситуацией, выход из которой был делом решенным. Но именно в этот день в каркасе GAME начали появляться первые трещины.

Все началось с 46 увольнений в головном офисе, что случились в начале февраля. Это было частью международной реструктуризации GAME (по крайней мере, так было заявлено в пресс-релизе): головной офис в Бейсингстоке численностью в 400 человек якобы планово сократил количество сотрудников. Этот недостаток рабочей силы вряд ли задел покупателей напрямую – но уже на следующей неделе GAME не удалось доставить на полки Tekken 3D: Prime Edition. За этим последовала отмена продаж коллекционного издания The Last Story, а затем и обычного издания - всего за день до релиза игры.

Со стороны казалось, что у GAMEкакие-то неприятности с Nintendo и Namco Bandai, но если от отсутсвия на полках Mario Party 9 вряд ли кто-то покончил жизнь самоубийством, то следующее событие уже не на шутку всколыхнуло индустрию. Mass Effect 3 – игра, которую считали одним из самых ожидаемых релизов года (и у которой был потенциал принести GAME как минимум 2 миллиона фунтов выручки (около 95 млн. рублей) – не попал на полки магазинов из-за конфликта с Electronic Arts. Февраль стал худшим месяцем в истории сети, поэтому март вряд ли мог стать еще хуже.

SPECIAL: Что случилось с GAME? Взгляд изнутри. - фото 2

Но именно так и произошло: за следующие недели GAME лишилась огромного количества новых тайтлов, и список постоянно увеличивался: Street Fighter x Tekken, Asura’s Wrath и Resident Evil: Operation Raccoon City от Capcom, Ninja Gaiden 3: Razor’s Edge и Warriors Orochi от Tecmo, Yakuza: Dead Souls от SEGA и практически все новые тайтлы Nintendo и EA. Это привело к падению стоимости компании на Лондонской бирже до 1 пенса (меньше 50 копеек), и только смутные слухи о возможной покупке сетью Wallmart позволили увеличить эту стоимость до целых 2 пенсов (или 1 рубля).

Ситуация быстро превращалась из просто плохой в катастрофическую: имея 180 млн фунтов (это почти 9 млрд рублей) долгов к оплате до конца месяца (включая все виды расходов – от аренды до заработной платы), компания должна была срочно найти немного наличных. Результатом этого стала серия отчаянных распродаж, когда подержанные консольные игры уровня Brink и Bulletstorm уходили по 3 фунта (150 рублей) за штуку, а карточки активации Microsoft Points продавались за половину их номинала. Но несмотря на все отчаянные усилия, судьба GAME по-прежнему висела на волоске.

И 26 марта случилось неизбежное: GAME была передана под управление крупнейшей в мире консалтинговой компании PwC, которая сначала приняла решение о закрытии вебсайта GAME.co.uk, затем отменила все обмены игр и возвраты за них денег, и самое главное – закрыла 277 магазинов, оставив на улице 2104 работника. У GAME оставались 333 магазина в Англии, в которых теперь работало всего 3 тысячи человек. Следующим шагом для PwC было либо срочно превратить GAME во что-то прекрасное и прибыльное, либо пустить сеть с молотка – иначе это бы сделали за них кредиторы. Но был и третий вариант.

Когда публика узнала о финансовых трудностях GAME, различные слухи о возможной покупке стали циркулировать в СМИ. Первым засветился хорошо известный американский ритейлер GameStop, который был готов выкупить все британские и испанские магазины, однако не интересовался остальными – во Франции, Австралии и других странах, где работала сеть. Также ходили упорные слухи, что шотландский Королевский Банк был на грани успешного договора о покупке, прежде чем другой игрок не выступил с лучшим предложением.

SPECIAL: Что случилось с GAME? Взгляд изнутри. - фото 3

Это было первое апреля, день обычно отведенный для дурацких розыгрышей, когда GAME объявили о своей покупке компанией OpCapita – частной инвестиционной фирмой, которая приобрела компанию за символическую сумму в 1 фунт стерлингов, взяв на себя долг размером в 85 миллионов фунтов (4 млрд 250 млн рублей). У этой компании уже был опыт по «спасению» умирающих предприятий – в прошлом году она купила сеть по продаже электроники Comet всего за два фунта стерлинга, оплатив ей все долги. Сделав то же самое с GAME, OpCapita сохранили работы почти трех тысяч человек в одной только Великобритании.

Благодаря этому магазины с фирменным фиолетовым логотипом GAME останутся на улицах городов по всему миру. Система возвратов и обменов снова функционирует, веб-сайт больше не выдает ошибку «404», а игры Electronic Arts постепенно вовращаются на полки магазинов. И хотя PwC еще предстоит решить судьбу иностранных представительств сети, OpCapita уже собирает все ресурсы для улучшений отношений с издателями и создании новой, эффективной бизнес-модели, которая позволит GAME адаптироваться к растущей конкуренции с онлайн-ритейлерами и сетями цифровой дистрибуции.

К сожалению, одним из пострадавших в этой войне с инвесторами и кредиторами, стал тот самый магазин, где я когда-то работал. Я хотел зайти туда пару дней назад, чтобы взять пару подержанных игр, но обнаружил магазин закрытым – по всей видимости, навсегда. Рекламный плакат на стекле напомнил мне купить коллекционное издание Pandora’s Tower для Wii. Я сделал это на Amazon.com за 35.99 фунтов, в то время как сайт GAME предлагал мне заплатить 49.99. Видимо, иногда люди просто не умеют учиться на своих ошибках.

Текст: Мэттью Эдвардс (Лондон), специально для Kanobu.ru

Архив новостей по теме:
_Сеть магазинов GAME приобрели за £1 _
_Бывшие работники GAME устроили забастовку
Британская сеть GAME объявила о своем закрытии
Британская сеть магазинов видеоигр GAME была выставлена на продажу
_

Комментарии 74
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
f4me
f4me
"Я хотел зайти туда пару дней назад, чтобы взять пару подержанных игр"Мде... И это игровой журналист, товарищи. А потом все удивляются слухам о привязке игр к учетной записи на будущем поколении консолей.