Space Marine: почему хорошо, а не плохо
Более того, многим она понравилась. Я, например, получил огромное удовольствие от прохождения PC-версии (хотя пришлось повозиться в настройках, чтобы отключить эти идиотские мерцающие тени), и может быть пройду игру еще раз. Никакие рецензии мне читать не довелось и слава богу, зато до этого я прошел четыре главы превью-версии и даже убедил себя в том, что это было фатальной ошибкой. Там все было криво, тоскливо, грустно; ничего не работало, космодесантник застревал в полу, а графика не оставляла надежды на то, что в финальной версии на это можно будет хотя бы без слез смотреть. Не знаю, может быть, в консольной версии все на таком уровне и осталось. На PC этого нет. На PC на максимальных настройках Space Marine демонстрирует приличную картинку. Да, это не «Аватар». Да, здесь нет каких-то запоминающихся ухищрений и потрясающих сцен разрушений в духе Uncharted 2, нет даже красивых панорам в стиле Enslaved. Возможно, для кого-то это важный недостаток, мне же остается только спросить: и что дальше? Слушайте, здесь не нужно быть мастером боевого НЛП, чтобы прочитать главный месседж: «ВОЙНА - ЭТО Я; ГРОМИ, УБИВАЙ, РАЗРУШАЙ!» С таким настроением все остальное просто неважно. Вот ключевые моменты визуальной составляющей (в том числе дизайна локаций), которые в игре должны быть: монументы, архитектурный стиль, полное соответствие канонам. Должно быть так, чтобы когда в следующий раз собрался играть в варгейм, представлял именно локации из игры. И что? Все это есть. Следовательно, в этом смысле со своей задачей игра справляется. Все остальное – это из раздела пожеланий, что-то вроде «хотелось бы большего».
Тут важно понять следующее: система ценностей Space Marine целиком и полностью завязана на вселенной Warhammer 40000. Это правильно, именно этого люди и ждали. И совершенно нормально, что игра напоминает чересчур реалистичный документальный фильм о буднях мясокомбината. Космодесантник – это воплощение войны, он только для того и создан, чтобы убивать. Неважно, какая риторика сопровождает его действия. Смерть идет за ним по пятам, более того, он само олицетворение гибели всего, что отличается от человека. В игре эта мысль преподнесена примитивнейшим способом, но это тоже есть. Так что я, опять же, доволен.
А что тогда не так? Как бы странно это ни прозвучало, но все факапы сосредоточены именно там, где никак не ожидаешь их увидеть – в логике самой вселенной. Во-первых, почему главный герой начинает с каким-то жалким кинжалом? Что это за бред? Можно придумать такой ответ: это условность, которая нужна, чтобы позднее ввести более сильное оружие, и тем сам создать иллюзию разнообразия. К черту такие условности, если мы решили, что Space Marine – он в первую очередь «для своих». Или вот еще: из всех представленных во вселенной рас в игре есть только… две. Хорошо, это обусловлено сюжетом, который, кстати говоря, неплохой. Во всяком случае, без досадных факапов. И все равно – какое разочарование узнать, что в игре, которую ты ждал так долго, только три стороны конфликта, причем две из них – космодесантники и орки – это как бы по дефолту, их можно даже не считать, без них просто нельзя. Но как же все остальное?
Но ок, будем считать, что это необходимое зло. Вернемся к однообразию. Когда я учился в школе, еще в младших классах, игр, подобных Space Marine, было дофига. Они вроде бы и принадлежали разным жанрам, но суть от этого не менялась. Шутер от третьего лица в сущности вызывает те же эмоции, что и экшен от третьего лица. Такие игры любили, их обсуждали. Никто не понимал, что они «трешовые», «бюджетные», что у них есть какие-то недостатки. Это было чуждо. Сегодня Space Marine почему-то сразу хотят сравнить с тем, чья разработка стоила миллионы, что получает максимальные оценки и так далее. Это лишнее. Это даже своего рода лицемерие. Space Marine и не претендует на восемь баллов, и уж тем более на десять; это крепко сбитый и очень аддиктивный экшн (слэшер, шутер - все в одном), который, кажется, лишен этих амбиций. Его не испортят низкие оценки, а пресловутые «восьмерки» вряд ли заставят закрыть глаза на те проблемы, которые поднимались недавно в подкасте «Адовая кухня». Он сам по себе, сам за себя. Он очень простой, понятный, прозрачный – и это правильно.