Снова «Готика»: впечатления от превью-версии Elex 2
Что пришлось предпринять для запуска игры
Перед тем, как рассказывать о самой игре, стоит рассказать кое-что о техническом состоянии превью-версии. Запустив ее, я очень быстро убедился, что второй «Элекс» — это игра «Пираний». Дело в том, что после появления на карте мира мой персонаж оказался посреди ничего. Вокруг — лишь бескрайнее небо, и никакой поверхности. Кукла персонажа в инвентаре тоже не прогружалась, словом, играть было невозможно.
Конечно же, первым же делом я отправился делать то, что делают столкнувшиеся с подобными проблемами люди. Переустановил игру, перекинул её на другой диск, пошаманил с настройками графики, обновил (а затем откатил) драйвера видеокарты — но ничего из этого проблему не решило. В итоге авторы получили нужные для изучения проблемы файлы, а я начал искать способ все-таки сыграть в Elex II.
Выручил ноутбук с интегрированной видеокартой, так что опыт получился тот еще. Игра, конечно, запустилась, но на самых низких настройках и с разбросом частоты кадров в диапазоне 6–30 FPS. Выглядело это все тоже весьма специфично (словно бы я играю в проект середины нулевых), хотя иногда и получалось поймать атмосферный кадр.
И всё бы ничего — но игра еще и постоянно вылетала! Причем с абсолютно непонятными интервалами: то ее хватало на час спокойной игры, то она вылетала буквально через две минуты после предыдущего вылета. Еще несколько раз прямо посреди игрового процесса я ловил «черный экран», который лечился только закрытием игры через диспетчер задач. От такого поведения Elex 2 я словил парочку флэшбеков к релизу Gothic 3 — та сначала тоже отказалась запускаться на моем компьютере, а затем регулярно крашилась.
Из багов калибром поменьше — игра вылетала еще в том случае, если я пытался снять скриншот, что на основном PC, что на ноутбуке. Скриншот при этом, что интересно, все-таки сохранялся. Но играть с такими препятствиями — удовольствие ниже среднего, так что для материала пришлось использовать предоставленные издателем THQ Nordic материалы.
Что было в предыдущей части Elex
На технически развитую планету Магалан падает Комета, уничтожая цивилизацию и загоняя всех выживших по убежищам. Позже люди узнают, что Комета принесла с собой не только разрушения, но и удивительный минерал под названием элекс, который немедленно стал причиной распрей между различными группировками.
В оригинале игровой мир между собой поделили несколько фракций. Фанатичные альбы использовали элекс для собственного возвышения; берсерки с помощью элекса научились пользоваться магией постепенно пытаются очистить планету от негативного влияния чудо-минерала; изгои, буквально пришедшие в эту вселенную из Fallout, живут по принципу «выживает сильнейший»; и клирики основали свое теократическое полицейское государство и используют элекс только в качестве топлива для боевых машин.
Главным героем игры был Джакс — один из командиров альбов, который из-за предательства вынужден сражаться со своими же товарищами. Он случайно оказался в центре войны между альбами и Свободными людьми, и именно он стал причиной крушения планов зловещего командира альбов Гибрида, планировавшего захват всего мира.
Оригинал был во многом довольно кривой игрой (я обстоятельно прошелся по ней после релиза), но у проекта была душа — изучать мир было интересно, а напарники и вселенная были добротно прописаны. К сожалению, по превью второй части возникает ощущение, что мое пожелание сделать уже что-нибудь новое и перестать жить прошлым до студии Piranha Bytes не дошло — авторы снова сделали «Готику», в восьмой раз (три номерных «Готики», три части Risen и две части Elex, если вы вдруг запутались).
Что происходит во второй части Elex
Между Elex и Elex 2 прошло шесть лет. Несмотря на произошедшее в финале оригинальной игры человечество не сплотилось против неизвестной угрозы из космоса. Напротив, люди продолжили грызню на ровном месте, из-за чего Джакс махнул на все рукой и удалился жить в пустоши. За прошедшие годы герой изменился — стал более эмоциональным, а благодаря его роману с Кайей (одной из спутниц в оригинале, может стать ею и в сиквеле) у него появился сын по имени Декс. Правда, с ними он видится не особо часто, но что Кайя, что Декс играют важные роли в сюжете.
Начинается игра весьма стремительно — Джакс только-только вернулся домой, как на него обрушился один из кораблей пришельцев-захватчиков. Вылезшие оттуда монстры смогли серьезно ранить героя, и только чудом он оказался жив.
Правда, очень быстро оказывается, что у этого «чуда» есть имя. Адам Чарльз Докинз, главный антагонист оригинальной Elex сумел выбраться из «тела» Гибрида и стать самим собой. Старый ученый, заставший ещё мир до прихода Кометы, обеспокоен полномасштабным нападением пришельцев, а потому призывает Джакса помочь ему спасти мир — найти союзников и дать бой вторженцам, которые пытаются терраформировать Магалан под свои нужды. Джакс с неохотой соглашается, тем более что только Докинз способен исцелить героя от попавшей в его кровь инопланетной инфекции.
Вот только работать с Адамом по своей воле никто не спешит, поэтому герою придется — сюрприз! — завоевывать доверие разных фракций, собирая таким образом армию по спасению мира. Примерно отсюда и начинается классическая «Готика» — с вступлением в ту или иную фракцию, завоеванием доверия их представителей и невозможность войти в тот или иной город, пока тебе не начнут хоть немного доверять. Хотя, казалось бы, Джакса каждая собака знает: именно он позволил Свободным разгромить альбов в войне шестилетней давности.
Каким получился геймплей
Elex 2 устроена также, как и предыдущие творения «Пираний». Присоединяешься к фракции, получаешь возможность изучать навыки этой фракции и носить их доспехи. Навыки приобретаются исключительно у учителей, причем для их изучения придется хорошенько потратиться. А в местные «большие» города просто так никто не пустит — придется выполнить пару-тройку простеньких квестов, чтобы вам разрешили пройти. В общем, фанатам игр студии это все прекрасно знакомо.
По сути, все сильные и слабые стороны оригинала остались на месте: так, боевая система все еще кривовата (но она лучше той, что была в Elex 1), а квесты по большей части следуют банальной формуле «подай-принеси-поговори». Вместе с тем, местная история и мир неплохо прописаны, да и сочетание фэнтези, научной фантастики и постапокалиптики у Piranha Bytes вышло более чем толковым.
Опять же, наличие у главного героя джетпака серьезно упрощает исследование мира и делает его весьма удобным. Джетпак, кстати, в Elex 2 играет даже большую роль, чем в первой части: управлять героем в воздухе гораздо удобнее, сам джетпак можно всячески улучшать и даже сражаться с его помощью. Причем речь идет о полноценных воздушных битвах. Они, впрочем, начнутся далеко не сразу — поначалу джетпака Джакса едва хватает на то, чтобы он мог перепрыгивать со скалы на скалу.
Из плюсов стоит отметить и улучшенный AI — как противников, так и напарников. Враги, конечно, все еще умудряются застревать в корягах, зато напарники теперь не ждут, пока вас пустят на фарш, и активно включаются в схватки сразу же, как вы начнете бой. Прогресс!
Боевая система на первый взгляд не особо изменилась, но в целом кажется чуть более отзывчивой. Джакс теперь уклоняется куда активнее, враги не тормозят со своими движениями и гораздо лучше «читаются», да и в целом контроль над боем стал получше. К примеру, просто «закликивать» врагов левой кнопкой мыши особого смысла нет — куда логичнее будет комбинировать легкие и «заряженные» атаки, выбирая вместе с тем, насколько сильно вы хотите ударить. А вот сражения в дальнем бою поначалу здорово изумили — игра зачем-то по умолчанию включила автоприцеливание, которое в ряде случаев только мешает. Мелочь, а неприятно!
Что еще изменилось
Из других серьезных изменений стоит указать на интерфейс. Он стал куда более минималистичным и аккуратным — во всяком случае, во время исследования мира. Ещё изменились количество фракций и карта мира. Джакса ждет не три, а сразу пять крупных группировок, среди которых как старые знакомые в лице берсерков, альбов, изгоев и клириков, так и совершенно новые морконы, все события первой части просидевшие в подземных туннелях. Причем создать альянс, судя по всему, можно с любой из вышеупомянутых сил — что, в общем-то, круто.
Карта мира стала больше и вместе с тем сильно «съехала» на восток. Западную половину оригинальной Elex из игры убрали: в сиквеле нет территории Эдана; Тавар, бывший некогда пустыней, расцвел; а земли клериков занесло снегом. Так что география мира серьезно изменилась, и даже знакомые по первой части локации выглядят совсем не так, как раньше.
Итог
Делать какие-то выводы слишком рано — авторы просили не рассказывать о том, что творится после первой главы, но я и ее не завершил (сложно все-таки играть, вылетая каждые полчаса на рабочий стол!). Piranha Bytes уверяют, что по сюжету будут возможности и для серьёзных выборов, которые так или иначе повлияют на историю, и более глубокие отношения с сопартийцами, да и на взаимоотношения Джакса с сыном посмотреть интересно — не просто же так квестовую ветку с ним добавляли!
Вместе с тем уже можно сказать, что «Пираньи» делают… восьмую часть «Готики» — просто в другом сеттинге и без безымянного героя в главной роли. Вполне могу представить, что в итоге выйдет чуть более отполированная и продуманная первая часть. Да, местами она будет сломана, но желание узнать, чем все закончится, скорее всего пересилит желание удалить игру к черту.
Этим, пожалуй, игры Piranha Bytes и уникальны. Последние годы их часто — и я в числе этих людей! — критикуют за то, что они делают одно и то же. Но их проекты удивительным образом окупаются и постоянно получают продолжения. Скорее всего, в рецензии я снова буду ругаться, но обещать этого на 100% не могу.
Elex 2 выйдет 1 марта 2022 года на PC, Xbox Series X|S, Xbox One, PlayStation 5 и PlayStation 4.