Сможет ли Windows 8 уничтожить цифровую дистрибуцию? Мнения экспертов.
26 октября выходит Windows 8 - новая операционная система Microsoft с принципиально новым интерфейсом Metro и встроенным цифровым магазином Windows Store. Это значит, что магазин скачиваемых игр и приложений будет доступен по умолчанию каждому владельцу компьютера или планшета на Windows 8. Мы распросили ведущих специалистов в сфере цифровой дистрибуции, угрожает ли это рынку скачиваемых игр для PC.
Появление App Store в Windows 8 - не лишенный красоты и масштаба ход, придающий смысл всем развлекательным инициативам Microsoft за последние годы. Компания станет действительным “платформодержателем” большей части PC и позволит издателям больше не отвлекаться на мечты о создании собственных сервисов цифровой дистрибуции. Их продукты будут доставлены в каждое устройство с Windows, в которое есть смысл их доставлять.
Цифровые магазины любого масштаба в такой ситуации будут вынуждены срочно изучить опыт сервисов на базе AppStore и iTunes, либо исчезнуть. Собирать деньги для издателей на PC будет Microsoft, а все остальные будут экспертами по работе с той или иной аудиторией, которую нужно будет отправлять на Windows Store. Попытки противопоставлять себя Windows Store приведут в подполье с малочисленной хардкорной аудиторией и стагнацией (Steam + Linux и пр.).
Не будем забывать про Xbox Live и Windows Phone. С большой вероятностью Microsoft удастся объединить PC, Xbox и Windows Phone в мультиплатформенную развлекательную экосистему, по сравнению с которой тускнеет даже идея Sony стримить свои игры на любые устройства через Gaikai.
Я не думаю, что это будет иметь огромное влияние на основные платформы цифровой дистрибуции на ПК. На это есть две причины.
Во-первых, ПК-системы цифровой дистрибуции нацелены на хардкорных геймеров – людей, которые любят играть в глубокие и сложные игры. В то время как основное внимание Microsoft и ее магазина Windows 8 будет нацелено как раз на казуальную аудиторию. Вы можете увидеть это на примере Apple и AppStore: там очень много казуальных игр, и хотя можно найти хардкорные, но они не составляют существенную долю рынка. Встроенный в Windows 8 магазин должен стать более казуальной историей, поскольку он будет доступен всем и каждому, у которого есть устройство на Windows 8. При этом люди, которые считают себя геймерами, вряд ли захотят разбираться в потоке казуальных проектов.
Во-вторых, и это абсолютно логичный вопрос, мне совершенно непонятно, сможет ли Microsoft после достижения критической массы среди пользователей Windows 8 убедить настоящих PC-игроков отказаться от GOG, Steam и прочих сервисов и перейти на Windows 8 Store. Если взглянуть на качество этих сервисов, на разнообразие их каталогов и количество привлекательных скидок, то можно сделать вывод – Microsoft придется очень сильно постараться, и я не уверен что их ждет успех в сфере хардкорных игроков. Единственное, что может грозить существующим системам цифровой дистрибуции – это то, что Microsoft отъест у них казуальный сектор. Но мы в GOG никогда не рассматривали это направление.
Valve как компания не устаёт повторять, что успех Steam во многом связан с тем фактом, что Valve как студия и сама является разработчиком и клиентом собственного сервиса, и потому развивает его не по какому-то стратегическому пятилетнему плану, а с ориентиром на свои собственные каждодневные потребности. У Valve на платформе, о которой мы говорим (РС), есть Half-Life, Counter-Strike, Team Fortress, Portal, Left 4 Dead и DOTA 2. И у Valve есть успешно развивающаяся площадка Steam. При том, что компания даже по меркам индустрии совсем небольшая, всего 300 человек. А у Microsoft Studios… Я сейчас открыл историю компании: Bungie интеграции в коллектив не выдержали, Ensemble Studios была закрыта, и т.д., то есть есть и достижения, но есть и множество странных каких-то решений, кадры скачут, студии закрываются. При том, что в распоряжении Microsoft - все ресурсы, какие только могут быть необходимы. Если считать, что какая компания - такая у неё и площадка, то ждать от Windows Store какого-то удобного интерфейса, сфокусированной аудитории или даже оперативной работы в первые несколько лет я бы не стал.
Вторая история более короткая: в прошлом году я покупал себе на новый компьютер Microsoft Office, Mac Edition. Словами не описать те барьеры, которые мне компания Microsoft поставила на пути к этой цели. Скачать с торрента весь пакет, или купить в киоске на улице ключ, мне было бы проще. Чтобы получить Office на английском языке, мне пришлось вводить выдуманный адрес какого-то магазина в Лондоне, и давать лондонский же телефонный номер паба из того же района. Наконец, с меня сняли деньги, но не прислали ключ для активации, и только после общения со службой поддержи, через сутки после оплаты, я наконец программу запустил. Если те же люди, которые считают, что вот это вот - это “просто и доступно”, - сейчас планируют меня обрадовать играми в Windows Store, то я им желаю удачи, конечно же, но покупать игры продолжу на Steam. И, кстати, я прямо сейчас пошёл проверить, могу ли я в 2012 году купить Age of Empires III на русском. Оказалось, не могу - на Steam мне Microsoft предлагает только английскую версию по 549 рублей. У Valve офиса в России нет, но последние игры Valve доступны на русском, а у Microsoft офис в России есть, и даже не один - но как-то пока не сообразили, чего уж там.
Если рассуждать о последствиях появления Windows Store на российском рынке, то тут не все так просто как хотелось бы, это задача со многими неизвестными.
Во-первых, мы не знаем точную стратегию выхода Windows Store на рынок (хотя, конечно же, можно делать предположения на основании предыдущих атак Microsoft на новые для нее ниши тех или иных рынков).
Во-вторых, мы не знаем, как отнесутся к Windows Store издатели. Ведь как показывает практика, они стремятся строить прямые каналы продаж конечному потребителю, минуя посредников, однако, уверен, что Microsoft есть чем убеждать (у них есть деньги и технологии, не говоря о почти монополии на настольные компьютеры)
Это только несколько переменных касательно Microsoft, а ведь есть еще игроки на рынке, которые тоже имеют свои стратегии поведения/развития и далеко не всегда эти стратегии видны и очевидны.
На мой взгляд, больше всего пострадают крупные каналы продаж (такие, как Steam) и дистрибьюторы (такие, как 1C-СофтКлаб). Первые, потому что вынуждены будут стать более сговорчивыми с издателями и как следствие уменьшат свою маржинальность (доля рынка естественно тоже упадет). Вторые, потому что являются большими и неповоротливыми компаниями, которые не смогут среагировать на изменения на рынке на столько быстро, что бы извлечь из этого выгоду. Более того, в итоге они станут лишним звеном в цепи “издатель-дистрибутор-продавец-потребитель”, т.к. выход на российский рынок Steam, а теперь еще и Windows Store стимулирует продавцов работать напрямую с издателями (и/или разработчиками) и больше инвестировать в привлечение конечного потребителя. Чего крупные издатели отродясь не делали и в ближайшие год-полтора, кажется, и не собираются делать.
Появление Windows Store - значимое событие в мире цифровой дистрибуции, да и вообще для ПК платформы. Магазин, установленный на каждом компьютере с новой версией Windows 8, - это впечатляет. Невольно задаёшься вопросом, останется ли место для gama-gama.ru и других магазинов цифровой дистрибуции игр или пора заказывать партию белых тапочек? На мой взгляд, слухи о грядущей неизбежной смерти цифровой дистрибуции, с выходом Windows App Store, несколько преувеличены и вот почему.
Windows Store, как часть операционной системы, может принести платформодержателю серьезные дивиденды, взгляните, например, на успешный опыт Apple. На текущий момент в Mac App Store игр гораздо больше, чем в том же Steam для Мас, что позволяет App Store полностью доминировать на рынке игр для Mac OS X. Правда эта операционная система никогда не рассматривалась хардкорными игроками как серьезная игровая платформа, аудитория совсем другая. Эти люди, как правило, играют в совсем другие игры, значительно отличаются менталитетом от среднего ПК-юзера. Разумеется, имеются в виду пользователи именно Mac OS X, а не те, кто поставил Windows на свой мак и теперь считает себя маководом.
А теперь взгляните на Games for Windows Marketplace и его нынешнее место на рынке ПК игр. Предположим, он появился на каждом Win компьютере в каждом доме. Перейдут ли на него хардкорные игроки? Уверен, что нет. О лидирующем положении говорить не приходится, не смотря на возможности интеграции Xbox LIVE. На текущий момент другие площадки значительно превосходят магазин Microsoft, предлагая больший ассортимент, открывая предзаказы с привлекательными условиями, устраивая регулярные распродажи и акции, имеют эксклюзивы и поощряют пользователей ветеранскими программами и подарками. На мой взгляд, в ближайшее время значительных потрясений на рынке цифровой дистрибуции игр не ожидается.
Совсем иная ситуация с домашним софтом. В этом сегменте Windows Store может с ходу получить значительную долю продаж антивирусов, графических пакетов, всевозможных полезных утилит и конвертеров, всего того, что необходимо «домашнему» пользователю. В отличие от геймера, домашний пользователь гораздо более казуален, он совсем по-другому принимает решение о совершении покупки. Он не читает профильные журналы и сайты, не ждет продукт от определенной студии, за полгода до выхода обсуждая с другими фанатами на форумах просочившуюся информацию, не делает предзаказы. Для казуала гораздо важней доступность в пару кликов и простота использования, на что, прежде всего, и ориентирован Windows Store.
Думаю что уже через год с момента старта App Store от Microsoft расстановка сил на рынке домашнего софта существенно изменится и сегодняшним лидерам действительно есть чего опасаться.
Материал подготовил: Кирилл Перевозчиков