24 сентября 2010Игры
Обновлено 09.05.2015

Смена парадигмы

На этой неделе мы прервем серию рассказов об околоигровых книгах, чтобы поговорить об интересных событиях, происходящих в мире MMORPG. Еще прошлым летом небезызвестная компания Turbine Entertainment перевела свой проект-ветеран Dungeons & Dragons Online на бизнес-модель free2play, и последствия этого шага серьезно аукнулись уже в этом году. Запущенная еще в 2006 году игра, несмотря на известную лицензию, никогда не пользовалась особой популярностью: вместо любимого многими Forgotten Realms игрокам предложили новый мир Eberron с летающими паровозами и расой боевых роботов, а многие (хоть и отличавшиеся новизной) идеи разработчиков не были доведены до ума. К тому же уже в 2007 году компания запустила более успешную The Lord of the Rings Online, в которой использовались многие наработки DDO. Конечно, к игре выходили дополнения, но количество пользователей никогда не становилось поводом для мажорных пресс-релизов. Впрочем, последние несколько лет так дела обстоят у любой подписочной MMORPG, за исключением единственной и хорошо вам известной.Перевод на free2play, таким образом, был смелым экспериментом – проекту и так скорее всего грозило закрытие, а приток новых пользователей продлил бы ему жизнь на какое-то время. Но действительность превзошла все ожидания: в марте 2010 года руководство Turbine отрапортовало, что после изменения бизнес-модели доходы от игры выросли на… 500%. После этого новость о том, что и The Lord of the Rings Online переводится на условно-бесплатные рельсы, уже никого не удивила.Что стало более неожиданным, так внезапное объявление от Sony Online Entertainment о запуске free2play-версии EverQuest II. До этого компания всячески открещивалась от подобных инициатив, говоря, что пользователи вполне удовлетворены подписочной моделью. Справедливости ради, старые серверы трогать не стали, и эксперимент проводится в специально выделенной резервации. А совсем недавно об изменении бизнес-модели рассказали разработчики Pirates of the Burning Sea, в России известной как «Корсары Онлайн». Военно-морская MMORPG станет условно-бесплатной уже в конце этого года.Стоит отметить, что Turbine – вовсе не изобретатель такого метода повышения дохода от проекта. Так, при официальном запуске в России популярнейшую Lineage II переделали под free2play, поскольку в противном случае проект не набрал бы нужного количества игроков, привыкших за долгие годы к пиратским серверам и отсутствию подписки. Аналогично поступили и украинцы из компании Vogster, первоначально запустившие свой онлайн-экшн CrimeCraft с абонентской платой, но потом открывшие двери для всех желающих. И хотя особой популярностью проект похвастаться не может, он, тем не менее, на плаву и приносит создателям деньги, в отличие от запустившейся сильно позже и гораздо меньше прожившей APB.Выгода для разработчиков очевидна, а что пользователи? Не секрет, что как на Западе, так и у нас, за условно-бесплатными MMORPG прочно закрепилось клеймо дешевых клонов Lineage II. Скажу честно - справедливое определение для большинства азиатских проектов, но это сильно мешает адекватному восприятию даже игр совсем других жанров, работающих по данной бизнес-модели. Происходящий процесс конвертации, прежде всего, позволяет многочисленной аудитории познакомиться с качественными западными играми, и воспринять free2play как новый индустриальный стандарт. Благо американские компании стараются придерживаются принципа «время или деньги», а в играх Turbine еще и выдают валюту для покупок в магазине за выполнение квестов и героические деяния персонажей. Хотим мы этого или нет, но MMO по подписке - вымирающий вид, крупные проекты с такой моделью уже почти не анонсируются, а те, что в разработке, срочно переделывают под free2play. Совершенно не удивительно будет услышать, что условно-бесплатными станут Star Wars: The Old Republic или Warhammer 40000 Online, да и даже новый проект от Blizzard - недавняя распродажа маунтов очень хорошо это демонстрирует. Но вместе с тем, эти новые проекты гарантированно будут качественными, а что до невозможности нормально играть без вливания немалых сумм - уже существующие примеры показывают, что этого бояться не стоит. И в конечном итоге выиграют и пользователи, и разработчики.
На этой неделе мы прервем серию рассказов об околоигровых книгах, чтобы поговорить об интересных событиях, происходящих в мире MMORPG. Еще прошлым летом небезызвестная компания Turbine Entertainment перевела свой проект-ветеран Dungeons & Dragons Online на бизнес-модель free2play, и последствия этого шага серьезно аукнулись уже в этом году. Запущенная еще в 2006 году игра, несмотря на известную лицензию, никогда не пользовалась особой популярностью: вместо любимого многими Forgotten Realms игрокам предложили новый мир Eberron с летающими паровозами и расой боевых роботов, а многие (хоть и отличавшиеся новизной) идеи разработчиков не были доведены до ума. К тому же уже в 2007 году компания запустила более успешную The Lord of the Rings Online, в которой использовались многие наработки DDO. Конечно, к игре выходили дополнения, но количество пользователей никогда не становилось поводом для мажорных пресс-релизов. Впрочем, последние несколько лет так дела обстоят у любой подписочной MMORPG, за исключением единственной и хорошо вам известной.Перевод на free2play, таким образом, был смелым экспериментом – проекту и так скорее всего грозило закрытие, а приток новых пользователей продлил бы ему жизнь на какое-то время. Но действительность превзошла все ожидания: в марте 2010 года руководство Turbine отрапортовало, что после изменения бизнес-модели доходы от игры выросли на… 500%. После этого новость о том, что и The Lord of the Rings Online переводится на условно-бесплатные рельсы, уже никого не удивила.Что стало более неожиданным, так внезапное объявление от Sony Online Entertainment о запуске free2play-версии EverQuest II. До этого компания всячески открещивалась от подобных инициатив, говоря, что пользователи вполне удовлетворены подписочной моделью. Справедливости ради, старые серверы трогать не стали, и эксперимент проводится в специально выделенной резервации. А совсем недавно об изменении бизнес-модели рассказали разработчики Pirates of the Burning Sea, в России известной как «Корсары Онлайн». Военно-морская MMORPG станет условно-бесплатной уже в конце этого года.Стоит отметить, что Turbine – вовсе не изобретатель такого метода повышения дохода от проекта. Так, при официальном запуске в России популярнейшую Lineage II переделали под free2play, поскольку в противном случае проект не набрал бы нужного количества игроков, привыкших за долгие годы к пиратским серверам и отсутствию подписки. Аналогично поступили и украинцы из компании Vogster, первоначально запустившие свой онлайн-экшн CrimeCraft с абонентской платой, но потом открывшие двери для всех желающих. И хотя особой популярностью проект похвастаться не может, он, тем не менее, на плаву и приносит создателям деньги, в отличие от запустившейся сильно позже и гораздо меньше прожившей APB.Выгода для разработчиков очевидна, а что пользователи? Не секрет, что как на Западе, так и у нас, за условно-бесплатными MMORPG прочно закрепилось клеймо дешевых клонов Lineage II. Скажу честно - справедливое определение для большинства азиатских проектов, но это сильно мешает адекватному восприятию даже игр совсем других жанров, работающих по данной бизнес-модели. Происходящий процесс конвертации, прежде всего, позволяет многочисленной аудитории познакомиться с качественными западными играми, и воспринять free2play как новый индустриальный стандарт. Благо американские компании стараются придерживаются принципа «время или деньги», а в играх Turbine еще и выдают валюту для покупок в магазине за выполнение квестов и героические деяния персонажей. Хотим мы этого или нет, но MMO по подписке - вымирающий вид, крупные проекты с такой моделью уже почти не анонсируются, а те, что в разработке, срочно переделывают под free2play. Совершенно не удивительно будет услышать, что условно-бесплатными станут Star Wars: The Old Republic или Warhammer 40000 Online, да и даже новый проект от Blizzard - недавняя распродажа маунтов очень хорошо это демонстрирует. Но вместе с тем, эти новые проекты гарантированно будут качественными, а что до невозможности нормально играть без вливания немалых сумм - уже существующие примеры показывают, что этого бояться не стоит. И в конечном итоге выиграют и пользователи, и разработчики.

Каков следующий виток изменений в бизнес-модели онлайн-игр? Делитесь вашими мыслями в комментариях!

Комментарии 52
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Zlosem
Zlosem
Если игра популярна то и модель будет с абонентской платой,а если игра нечего нового не приносит в жанр и одна из милионов гриндилок в мире то лучше ставить f2p модель и игровой магазин в котором за деньги можно что нибуть купить,правда делать так что бы это не вредило балансу в игровом мире