Слухи об отмене The Grand Tour — насколько они правдивы?
Во времена первого сезона The Grand Tour я защищал все нововведения: тестового пилота Американца, смелое название новой трассы «Эболодром», наигранные смерти гостей и даже абсурдные сюжеты. Ведущие часто отходили от темы автомобилей, один раз вовсе спародировали фишку с возрождением из видеоигр и посмеялись над клише о спасении человека из захваченного террористами самолета.
Эксперименты Кларксона, Хаммонда и Мэя показывали, что они не заложники своих же старых идей.
Да, приятнее всего было смотреть, как троица дурачится. И в тот раз они делали это с размахом. Открытие шоу снимали в калифорнийской пустыне, где устроили парад автомобилей в духе погони из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» — и все это под воодушевляющую песню I Can See Clearly Now группы Hothouse Flowers. В конце представления ведущие вышли на сцену и пообещали, что еще всем покажут.
Так первый сезон и прошел в грандиозных приключениях. Культурную поездку по Италии Джереми и Джеймса, выбравших комфортабельные Aston Martin DB11 и Rolls-Royce Dawn, постоянно портил Ричард агрессивным вождением и ревом Dodge Challenger SRT Hellcat. В путешествии по Берегу скелетов Намибии на пляжных багги ведущие то и дело ругались друг на друга, потому что не могли найти дорогу.
На дурачества троицы всегда было особенно весело смотреть. А теперь они окончательно заняли центральное место в шоу — отсюда такие высокие рейтинги.
Ни Кларксон, ни Хаммонд, ни Мэй давно не делают классические обзоры автомобилей — для этого сейчас есть блогеры на YouTube. Троица рассказывает о машинах так, чтобы даже ваша бабушка поняла. Только они могут, определяя самый быстрый гибридный суперкар, заключить, что результат всецело зависит от обуви водителя. Сюжет-насмешка о трeх самодельных экологичных автомобилях из костей, растительности и глины выглядит абсурдно — так же, как и сама идея экологичных машин.
Сила этих мужиков в абсурдно смелых выходках.
Каждую передачу снимали в новой стране. В каждой обсуждали особенности местной автомобильной культуры, как бы говоря этим, что все автолюбители говорят на одном языке, но различаются в деталях. Я даже стал надеяться, что когда-нибудь палатка The Grand Tour приедет в Россию, и мне удастся исполнить маленькую журналистскую мечту — взять интервью у Кларксона, Хаммонда, и Мэя.
Вот только на весь второй сезон съемочную палатку шоу установили в Оксфордшире, неподалеку от дома Кларксона. Вместе с тем у шоу как-то уменьшился масштаб. А ведущие вновь загнали себя в привычный формат Top Gear.
В первом сезоне о прошлой передаче ведущих напоминали разве что схожие вступления, где Кларксон перечисляет самые бессмысленные моменты грядущего выпуска. А также заключительные слова Джеззы в духе «на этой прискорбной ноте пора заканчивать». Во втором же большую часть новых рубрик из-за критики временно решили делать на основе старых шаблонов.
«Головоломка со звездами» в первом сезоне выглядела как протест против именитых гостей в международных шоу. Для меня общий посыл был в том, что лучше уж наблюдать за наигранными смертями селебрити, чем вновь слушать их занудные рассказы про свою карьеру. По меньшей мере рубрика породила забавный мем.
Кто из вас проматывал «Звезду в бюджетном авто» в Top Gear? Я проматывал, когда не понимал что это вообще за знаменитость. Ведь шоу Кларксона, Хаммонда и Мэя давно вышло на международный уровень. И если к ним в гости приходит не Усейн Болт, Том Круз или Слэш, то первая мысль — загуглить кто это.
«Столкновение звезд» во втором сезоне The Grand Tour расстраивает как раз тем, что это вновь разговоры со знаменитостями об их авто и заезде на тестовом треке. Да к тому же в конфигурацию трассы будто специально добавили раллийный отрезок с оглядкой на новый Top Gear.
C другой стороны из рубрики выжали все, что можно. В ней определяют победителя среди двух людей с общим хобби. Потому даже когда вообще не понимаешь, кто пришел в гости, любопытно посмотреть на противостояние «неудавшихся рок-музыкантов» или «людей, живущих с медведем».
Проблема нового тестового пилота Эбби Итон в том, что ее обезличили. В Top Gear вокруг Стига выстраивали мифический образ, и это интриговало. Американец в первом сезоне The Grand Tour хотя бы отпускал злые шутки про европейские автомобили и англичан. Итон же представляют просто как Она. Между тем в свои двадцать пять лет она по меньшей мере завоевала три престижных титула в автоспорте — в том числе стала первой победительницей Blancpain GT. Если хотели прописать ей яркий образ, то могли хотя бы рассказать о ней.
С размещением студии в Оксфордшире исчезли и обсуждения культурных особенностей водителей разных стран. Больше нет шуток про педантичных немцев, которые ни под каким предлогом не сядут за руль без прав, ведущие больше не ругают голландцев за изобретение камер на дорогах.
И хотя на «Разговорной улице» иногда касаются проблем обычных автолюбителей, в передаче больше не уделяют им много внимания. Создается впечатление, что The Grand Tour теперь в большей степени про дорогие автомобили, в меньшей — про нас, водителей.
Понятно, что на постоянные поездки и эксперименты требуется большой бюджет. Но в нынешних строгих рамках шоу выглядит не таким смелым, как раньше.
Еще год назад я бы не рискнул сравнивать The Grand Tour с новым Top Gear. Оба шоу искали себя и экспериментировали с форматами. У команды Криса Эванса была одна проблема — им не хватало смелости, да и внутренние неразберихи играли большую роль. Передача троицы же брала размахом, но казалось, что отдельные рубрики и шутки идут на грани.
Теперь новый Top Gear догоняет. В шоу определились с ведущими: у руля передачи остались Мэтт Леблан, Рори Рейд и Крис Харрис. Наконец, появились сильные сюжеты. Разве что Леблан по-прежнему рассказывает про автомобили так, будто продает их в рекламном ролике. Но главное достижение шоу в том, что бывшие видеоблогеры раскрылись в новом формате. Харрису первому в мире доверяют тестировать Bugatti Chiron, и он в своей манере доступно объясняет крутость машины с технической стороны. Сюжеты Рейда неизменно креативны. Так, в тест-драйве Renault Twingo GT, чтобы доказать маневренность машины, он организовал гонку в духе Pac-Man. Twingo нужно было удирать от привидений — других авто того же класса, — виляя по узким проездам между контейнерами в порту.
Как только ведущие Top Gear сработаются вместе, то смогут составить серьезную конкуренцию The Grand Tour. А пока в совместных путешествиях у них получается только смеяться над неудачами друг друга.
Шоу Кларксона, Хаммонда и Мэя, несмотря на все недостатки второго сезона, хочется смотреть хотя бы ради того, как троица дурачится в путешествиях по миру.
Только они могут взяться доказывать надежность «Ягуаров», сломать все машины и с невозмутимым лицом до конца программы уверять, что все было не напрасно. Ведущие могут посмеяться над самими собой и снять сюжет без сценария, где все идет не по плану.
Сила и смелость The Grand Tour осталась в сюжетах. Когда Кларксон снимает документальный фильм на полчаса о противостоянии Lancia и Audi, понимаешь, что ведущие тут не только шутки шутят, но и знают свое дело. И в другой раз в машине Джеймса с самодельным аквариумом Мэй и Хаммонд пакостят, чтобы при каждом торможении Капитана улитку окатывало водой. Тут уж просто невозможно сдержать смех.
Словом, если троица в третьем сезоне будет смело экспериментировать не только в сюжетах, у Amazon вообще не будет поводов закрыть шоу.