Скоро милленниалы захватят мир
Милленниалы другие. Подростки всегда другие. Они знают, кто пользуется direct message (личкой) в Инстаграме, почему саморазрушающиеся сообщения в Snapchat — это очень полезно, зачем нужен автоматический Facebook-фильтр «семья», кто пользуется WhatsApp, если есть Messenger. Они живут, балансируя между множеством факторов давления и контроля, пытаясь успевать выхватывать жизненный фан в бесконечном цикле завтрак-школа-спорт-репетитор-домашка.
Суп и котлеты в холодильнике, погрей себе!
А тем временем аналитики Euromonitor зовут на вебинар про миллениалов, известные исследовательские фирмы пишут, что ваша маркетинговая кампания не достигает милленниалов, потому что их нет в Facebook. А нет их там, потому что они не хотят быть затеганы на «криповой семейной фотке с бабушками и ковром на стене», потому что «там мама комментит их» и вообще, никакой личной жизни!
С багажом таких вот ценных знаний я пошел в одну из гимназий Вильнюса, чтобы рассказывать про работу в геймдеве. Передо мной 27 одиннадцатиклассников, 6 парней, остальные — высокие стройные блондинки. Обычный литовский класс.
Подружились. Перехожу к вопросам о социальных сетях и интернет-жизни: «У кого есть Facebook?»
У всех. «А кто им пользуется?» Мой вопрос явно не поняли, переглядываются. Тоже вроде все. Объясняю классу, что они милленниалы и все делают неправильно, не по исследованиям, а в Facebook они должны бояться родителей. Класс насторожился, не понимает сарказм, парень на передней парте даже перестал рисовать. Они не подозревали, что следующий вопрос будет про мессенджеры и игры. В конце урока объявляю сессию вопросов. Парень с последней парты сразу тянет руку, растерянно спрашивает, сколько же мне лет. Я для них реально звучал как динозавр! ОК, я рассказывал про Atari, Dendy и Symbian-смартфоны, вещи из прошлого века. Но я узнаю эту мимику лица, у меня такая же случается, когда я вижу живого человека с почтой @hotmail.com или даже @aol.com.
Совершенно иная ситуация сложилась в университете. Как-то мне доверили второй курс магистрантов на факультете международных связей. Им тоже нужен геймдев. Студенты собраны со всего света: Грузия, Азербайджан, Испания, США, Корея, Китай. Тему социальных сетей пролетели быстро, тема игр как-то не взлетела. Всеобщий шок случился, когда обнаружили, что студентки из Кореи пользуются Kakao, а Китаянки — WeChat. Сокурсники и не подозревали, что 4 человека из группы живут в будущем. Для них каждая мобильная сессия начинается не с «а что там нового в FB» и даже не с «полистаю-ка я Инстаграм».
Вызов такси, доставка пиццы, шоппинг, лента друзей, новости, бренды, сервисы — все это живет в парадигме чата.
Западный мир постепенно движется в эту же сторону. Вы пользуетесь Slack вместо почты для рабочей коммуникации? Тогда вы понимаете, о чем я. Вы все еще пишете письма с полотном текста и волшебным словом СРОЧНО! в теме? Ну вот, вы только что провалили тест на милленниала.
На самом деле, я говорю не про способы общения с подрастающим поколением будущих активных потребителей. Нет, мы обсуждаем особенности потребления контента. Я не понимаю, почему все еще существует телевидение, когда есть Netflix, Hulu и даже YouTube. А они не понимают, почему нужно позвать друга помочь собрать волшебный алмаз. Мама вот инвайт в очередную игру в Фейсбуке прислала. Анфоллоу или просто игнор?
Школьник, студент, молодой человек со своим первым заработком. Какое имущество у него имеется? Доставшийся от родителей старый телик, потрепанный лэптоп, а может и десктоп — для учебы хватает, говорит мама. Еще есть телефон, планшет. И тут что интересно: телефон обычно попроще, а планшет получше. Не у всех iPad Air 2, но все-таки родителям можно объяснить, что вот для учебы надо.
Заметьте, у людей старшего поколения — наоборот. Люди Поколения Х (современные взрослые) прошли весь путь от кирпичей Motorola и слайдера Nokia из «Матрицы» до чудо-телефона Джобса, успев попутно оплатить рингтоны, заставки экрана и невероятно ужасные Java-игры через SMS на тормознутых Symbian-смартфонах. А милленниалы очнулись в мире, где социальные сети, смартфоны и планшеты уже были, а хвастаться актуально было коллекцией Покемонов. Милленниалы были заняты таблицей умножения и равенством треугольников, пока мы добавляли всех подряд в «Одноклассниках» и горячо обсуждали преимущества iPhone 3Gs перед iPhone 3G. Я говорю с некоторыми условностями, но вы понимаете, к чему я подвожу?
Системы ценностей разминулись. Для них владеть топовым смартфоном настолько же круто, насколько для современного 30-летнего обладать топовым патефоном. У молодежи есть хороший планшет, с которым они проводят много времени, потребляя информацию и контент, общаясь, учась, работая. Телефон, ноутбук, другая техника достались, скорее всего, от кого-то старшего в наследство, а планшет покупался лично. Другая категория привязанности к вещи.
Об авторе: Олег Придюк — евангелист Game Insight, до этого— евангелист Unity.
На днях мне доверили 26 второклашек 7-8 лет. У меня борода поседела в тот вечер! Учились программировать, используя уроки на базе Minecraft на code.org (попробовать можно и на «Канобу») .
Все оказались лояльными игроками, Minecraft выбрали осознанно. Еще был вариант Star Wars, но он внимания не привлек. Пока не начался урок, вся орава достала планшеты и начала активно играть. Эдакая таблетная лан-пати. В этом возрасте очень многие еще делят планшет с родителями: вот два экрана с играми, а вот там Google Docs, VLC Player и прочее взрослое. Двое самых активных вскоре переключились на летсплеи в YouTube. Вот оно —будущее телевидения. «Игры должны быть интересными для наблюдателя», - вспоминаю я мантры GamesBeat Summit в Сан-Франциско.
Главный вывод вечера с второклашками: дети решают вопросы брутфорсом. Вот дается задание, сказано, что надо сделать. Никого не волнует, сейчас и так потыкаем-разберемся. Мои предложения посмотреть задание на уровне все 26 раз встречались гримасой тотального непонимания. Вообразите себе живой смайлик 0_o двадцать-шесть раз. Повторите.
Теперь, отдышавшись, я вспоминаю дизайнершу из Apple, рассказывающую какое это зло все наши меню, окна, подсказки, кнопочки. Лучший интерфейс — это его отсутствие. Дизайн должен быть для человека. И новомодный 3D-touch сюда органически вписывается.
После всех этих наблюдений, когда кто-то анонсирует очередное улучшение, которое мне не понятно и не нужно, я пытаюсь спроецировать это на активно подрастающих милленниалов. Они очнулись и выросли в мире, где право на бесплатный WiFi впору прописывать в конституцию вместе с безлимитным мобильным трафиком. По сути, у них в руке всегда было некое мобильное устройство для потребления контента, а ноутбук появился позже и был вторичен. У них еще не было кредитки, но уже были деньги на счету мобильного телефона, или он был привязан к кредитке родителей. Они не могли звонить друг другу (уроки же идут), но всегда могли переписываться. Они с детства могли познавать мир с помощью цифровой камеры, делиться фотоснимками, могли смотреть на релевантный им мир через YouTube и пытаться снимать видеоклипы. То есть с самых малых лет милленниалы владели персональным инструментом потребления, создания и дистрибуции контента. Привет, культура бесстрашных инди!
И вот теперь, когда я написал этот небанальный и весьма познавательный текст, у меня в голове сложился пазл. Вот как в комиксах со звуком СЧЕЛК-К-К!!! и большими глазами крупным планом. Я уже некоторое время занят отсмотром и оценкой 774 инди-проектов IGF, международного конкурса игр независимых разработчиков. На GDC в Сан-Франциско объявим и наградим победителей. Наверное, это один из главных инди-конкурсов мира, все там хотят быть и подают свои самые свежие, самые лучшие проекты. То есть картина инди-мира у меня должна была сложиться весьма глобальная (звук СЧЕЛК-К-К был из нее): если отсечь шум и экстремумы, то средняя инди-игра следующего сезона — это однопользовательский сурвайвал со случайными событиями, нацеленный на исследование и понимание мира с непременным собирательством ресурсов и крафтом. Однопользовательский. Сурвайвал.
Может быть это милленниалы не нашли игр, соответствующих их потребностям, поиграли в Minecraft, Gone Home, Shelter и теперь пытаются создавать альтернативные миры и пробовать новые модели поведения в возможной будущей реальности? Ну, как в теории игр Дыбовского?
А в следующем году я приложу все возможные усилия, чтобы те милленниалы, до которых я смогу дотянуться, попробовали создать что-то для виртуальной реальности. Знаете почему? Потому что взрослые дядьки с деньгами пытаются вложить свое устоявшееся мировоззрение в принципиально новую парадигму потребления контента. А хита как не было, так и нет!