Сколько зарабатывают молодые учителя? 4 истории о том, каково работать в школе
Истории наших героев — исключение, а не правило. Из 76 тысяч человек, ежегодно поступающих в педагогические вузы на бюджет, только 30% устраиваются на работу по специальности. Такую статистику озвучила министр просвещения России Ольга Васильева. Тем интереснее узнать, чем живут молодые учителя в 2021 году.
Пётр, учитель русского языка и литературы
24 года
Я знал, что с классическим гуманитарным образованием у меня больше шансов на трудоустройство в сфере образования. Поэтому я намеренно на это настраивался. Педагогическая практика на бакалавриате показала, что у меня есть к этому предрасположенность — но в школу после выпуска я устроился не сразу.
Я работал в разных местах: в редакции, в библиотеке, автором для одной малоизвестной газетенки. В то же время занимался академической научной деятельностью по своему профилю и старался выбивать всякого рода повышенные стипендии и премии. Такой подход к заработку денег меня устраивал, но хотелось чего-то более осмысленного и постоянного. В итоге я устроился в школу. Начал преподавать русский язык и литературу пятым и шестым классам; классное руководство на себя брать пока не решаюсь.
Моя школа мне нравится тем, что она самая обычная, здесь учатся обычные дети. В каждом классе есть заводилы, зубрилки, тихушники, непоседы. Есть покладистые ребята, а есть те, кого приходится успокаивать и настраивать на учебу. Это в порядке вещей, я такого и ожидал.
Что меня по-настоящему впечатлило, так это то, что дети до сих пор признают статус и полномочия учителя и обращаются к нему соответствующе, в рамках субординации. Даже с молодым педагогом дети общаются уважительно.
Все мои ученики принадлежат плюралистическому цифровому поколению. Из этого следуют три интересных момента, которые я подметил:
-
Мои ученики не представляют себе жизни без мобильников, интернета и соцсетей, но это в порядке вещей.
-
В моих классах учатся самые разные и пестрые по увлечениям ребята: тик-токеры, рэперы, неформалы, есть даже юные политиканы и феминистки.
-
Ни в одном классе, где я преподаю, я не замечал аутсайдеров.
Есть дети с психическими проблемами, есть дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья — примечание «Канобу»), но каждый ребенок, который хоть как-то выделяется среди сверстников, не отбивается от класса и спокойно живет в его микроклимате. Это наталкивает меня на оптимистичную мысль о том, что подрастающее поколение более продвинуто и более терпимо. Легкомысленно, конечно, судить об этом лишь на примере своих классов, но нотка надежды все же есть.
Кроме работы я учусь в аспирантуре очно. К сожалению, у меня практически нет времени, чтобы посещать занятия и семинары, поэтому приходится заниматься самообразованием — но я всегда стараюсь выискивать время, чтобы отдыхать абсолютно от всего. Обычно это суббота — день, который провожу для себя.
С деньгами разумеется, не так все просто, ха-ха. Пока я получаю только оклад за отработанные часы. Его не хватит, чтобы оформить ипотеку и регулярно ее выплачивать. Однако доход учителя может быть относительно высоким.
Плата за уроки – это лишь малое, чем может довольствоваться учитель. Многие мои коллеги получают свыше 40 тысяч, куда включается также плата за классное руководство, так называемые «стимулирующие» и платные уроки. Учитель может бить в деньги, вопрос только в том, сможет ли он совмещать в себе множество обязанностей, за которые получает доход. Многие мои коллеги могут. А я пока не знаю, не пробовал.
Валерия, учитель истории и обществознания
24 года
Учителем мне хотелось работать с детства. У нас династия учителей из 13 педагогов, так что это семейная профессия: я работаю в школе последние три года и ни разу не пожалела об этом.
Школа современная, есть хорошее оборудование, которое позволяет проводить интересные уроки. Очень много зависит от директора; я считаю, что нашей школе с этим повезло. Ну, и, конечно, от учеников, которых ты обучаешь.
С детьми действительно сложно работать, дети во многом изменились. И мне кажется, именно за такими детьми будущее. Они умеют нестандартно мыслить, могут нестандартно подходить к заданиям. Дети бывают разные, но практически всех их объединяет одно очень ценное качество — доброта. Даже, если иногда они бывают не в настроении, в душе они очень добрые и открытые. Они готовы к сотрудничеству. Может, мне просто повезло с классами, но у меня это действительно так.
Дети любят, чтобы уроки проходили нестандартно, например, как «Своя игра» или различные викторины. Я стараюсь использовать такие формы работы, где они могут проявить себя. Это поколение, которое хочет заявить о себе.
Ко мне и как к учителю, и как к человеку дети относятся с уважением, доброжелательно. Не бывает шуток над возрастом и панибратства. Со старшими классами немного проще, это уже достаточно взрослые люди, которым не нужно напоминать о дисциплине и уважении к учителю. Мне кажется, для старших классов молодой учитель — это всегда интересно, потому что мы близки по возрасту и схожи во взглядах на многие вещи.
Родители тоже относятся с уважением, я не сталкивалась с конфликтными ситуациями из серии: «вы — молодой учитель, еще не понимаете».
Бумажной работы очень много и она, конечно, утомляет. Особенно когда нужно сдать отчеты в конце полугодия и года. И еще больше бумажной работы, если ты классный руководитель. В целом на работу уходит много времени, практически каждый день с 8 до 17. Школа работает в две смены, по вечерам еще бывают факультативы для подготовки к экзаменам — день пролетает быстро.
Помимо учебы и работы успеваю заниматься спортом, хожу в тренажерный зал, посещаю культурные мероприятия. Но основное — все же работа. Мне живется комфортно. В первый год я получила 30 тысяч рублей. Сейчас чуть больше 20, потому что меньше нагрузка. Меня все устраивает, можно участвовать в конкурсах, подавать на стипендии и жить в достатке.
Антон, учитель истории
24 года
Свое учебное направление я не выбирал — прошел по баллам. Было интересно попробовать себя учителем, а там втянулся. Сейчас преподаю историю у 6-8 классов. Классного руководства нет, и хорошо — оно того не стоит, хах.
С детьми бывает по-разному. Начну с того, что нет совсем уж тяжелых классов, кроме случаев, когда администрация специально спихивает слабых учеников и учеников с ОВЗ в один. Но встречаются дети, которым неинтересно.
Я примерно представляю, что у них в тренде, но это скорее благодаря тому, что я активно пользуюсь соцсетями. А еще есть Тик-Ток. Не то, чтобы он меня раздражал — забавно смотреть, как дети что-то снимают. Хотя это дичь полнейшая, но пусть снимают.
Если чего-то не понимаю, проще у детей спросить. Иногда включаю им какую-нибудь свою музыку, интересна их реакция. Иногда им нравится, но чаще нет. Ребята воспринимают меня вроде нормально, я с самого начала старался выстроить модель дружеского общения, чтобы я был скорее старшим товарищем для учеников. Наверное, получается.
С родителями учеников я общался редко, но те, с кем удавалось, воспринимают меня как специалиста. Хотя пару раз на меня жалобу писали: не разобрались, как делать домашнее задание через гугл-форму. А в другой раз вежливо попросили не включать «Оно» четвероклассникам.
Поскольку я не классный руководитель, то отчетности у меня в разы меньше и времени на нее уходит не особенно много; главное — не забрасывать до конца четверти. У меня 20 часов уроков, и в отличие от учителей русского и математики мне не надо так часто проверять тетради. Времени работа оставляет достаточно: пишу заметки в исторический паблик Cat_cat, учусь в магистратуре на антрополога.
Максим, учитель истории и обществознания
24 года
Мой педагогический опыт связан с самой обычной школой далеко от центра. Эта школа не слишком отличается от той, что я окончил 6 лет назад. Мое восприятие этой профессии прошло во-многом типичный путь для студента-историка: на младших курсах универа я говорил всем, что никогда не буду работать в школе, однако затем открылась суровая реальность рынка труда для гуманитариев.
Большую роль сыграла и обязательная для всех студентов-историков педагогическая практика, где я получил много клевых навыков. Сейчас я преподаю историю и обществознание в шестых и восьмых классах, также руковожу небольшим восьмым классом. Вместе со мной в школе есть и другие молодые педагоги: смена поколений действительно идет.
Современные дети — это дети интернета и социальных сетей: они эффективно находят информацию и умеют ей пользоваться. У них клиповое мышление: на своих уроках я вижу, что визуальное восприятие материала намного эффективнее нарративного.
Я такой же ребенок интернета, как и они — пусть даже сейчас расширилось многообразие соцсетей. Буквально сегодня шел на перемене по школьному коридору, сразу на трех подоконниках девочки из шестого класса снимали новые видео в тик-ток. Ничего не имею против тик-тока, но это не моя соцсеть, хотя я прекрасно понимаю ее влияние на интересы детей. А вот полистать мемесы и позалипать в инсте я люблю также, как и современные школьники.
Нельзя сказать, что прогресс в школах стоит на месте: закупается новое оборудование, компьютеры, интерактивные доски. Ну а дистанционная форма работы, при всех своих недостатках, помогла учителям научиться использовать различные цифровые инструменты и ресурсы.
Лично для меня бумажная работа — главный недостаток, на неё уходит 30-40% времени. Мои ученики пишут так называемые ВПР — всероссийские проверочные работы. Результаты по истории и обществознанию неплохие, хотя объективность этих результатов — отдельный вопрос.
Все зависит от твоей нагрузки. Если брать во внимание весь рабочий процесс с бумагами, подготовкой к урокам и работой с классом, то учитель занят весь день с некоторыми перерывами. Если ты просто ведешь уроки как учитель-предметник, то свободного времени намного больше.
Помимо работы я учусь в магистратуре, она занимает вторую половину дня. Несколько раз в неделю играю в футбол. Также недавно с друзьями начали записывать подкаст, где обсуждаем школу, историю и другие интересующие нас вещи. В общем, если грамотно планировать свой день, времени хватает и на работу, и на личную жизнь. Правда, иногда спать хочется.
Не открою тайны, если скажу, что в школу идут не за деньгами: их здесь и правда немного. Если молодой учитель возьмет нагрузку в районе 25-30 часов, то вместе со всеми федеральными поощрениями получит зарплату, на которую можно снимать недорогое жилье и ходить в кино по выходным. Мне в этом плане проще, потому что приходит стипендия из универа.
Стереотипы существуют и во-многом я их понимаю. Я как классный руководитель каждый день общаюсь с родителями, они уже привыкли, однако поначалу многие удивлялись тому, что молодой человек пришел работать в школу и руководить классом. Одна ученица передавала слова своего дяди о том, что «нормальный пацан в школу работать не пойдет». Но в целом, если ты квалифицированный педагог, то твой возраст не имеет большого значения.
Как объяснить ребенку, зачем учить ваш предмет?
Максим, учитель истории и обществознания
24 года
Школьникам средних классов я отвечаю максимально просто: человечеству нужно знать прошлое так же, как каждому человеку необходимо помнить события из жизни своей семьи. Чтобы уметь их оценивать, делать выводы и стремиться не повторять ошибок прошлого. Для старшеклассников к этим объяснениям добавляются мысли о том, что уроки по истории помогают развивать аналитическое мышление, выстраивать причинно-следственные связи и формулировать собственное мнение.
Валерия, учитель истории и обществознания
24 года
Дети меня спрашивали об этом. Я отвечала так: история открывает нам грани неизведанного, всегда интересно узнавать, какие события изменили мир.
Пётр, учитель русского языка и литературы
24 года
Такие вопросы звучали не один раз. Чаще всего они произносятся на последних уроках в конце учебной смены — когда дети сидят, уставшие и ни к чему не расположенные. Всякий раз я пытаюсь им объяснить, что в нашем мире о человеке судят по многим вещам, в том числе по грамотности, красоте, чистоте его речи и письма.
У человека, владеющего языком, больше шансов получить хорошее образование, устроиться на хорошую работу. В конце концов, грамотным людям оказывают больше внимания, а для детей это должно быть важно. Многие дети этого, конечно, не осознают, так как в своем возрасте они озабочены совершенно другими вещами, но я считаю, что никогда не рано закладывать в них смыслы, очевидные для взрослого человека.
Антон, учитель истории
24 года
Прожить без истории дети смогут в любом случае, но размышления о прошлом развивают мозг, даже если не будешь знать никаких дат. А вот развитый мозг уже поможет в дальнейшей жизни.
Как выстроить отношения с учениками?
Максим, учитель истории и обществознания
24 года
Я работаю в среднем звене, и там дети очень тонко чувствуют момент, когда учителя можно разболтать и тем самым отвлечься. Это не говорит о том, что надо строжиться, повышать голос и угрожать наказаниями. Однако в 5-9 классах поддержание дисциплины является основой, без которой дети не могут эффективно усваивать не самый понятный и не всегда интересный материал.
Валерия, учитель истории и обществознания
24 года
Быть строгой не очень получается, хотя я стараюсь. Я считаю, что учитель должен быть строг, но справедлив. Стараюсь, чтобы общение на уроках проходило проще и свободнее. Задаю дискуссионные вопросы, иногда могу пошутить. При этом порядок и дисциплину считаю важнейшими качествами в своей работе. Все хорошо в меру.
Пётр, учитель русского языка и литературы
24 года
При всей моей лояльности и открытости я уже понял, что в отношении детей 12-13 лет они не действуют. Работая с такими детьми, нужно поддерживать необходимый уровень дисциплины, не допускать, чтобы дети бесились, чтобы успеть вложить в них как можно больше материала. Пусть они читают учебник, делают письменную работу, делают групповые упражнения — главное, чтобы они были на чем-то сконцентрированы. Желательно на теме урока.
При этом нужно выискивать время, чтобы просто поговорить с детьми. В последние пять минут урока или на перемене в классе. Говорить можно о чем угодно: о музыке, фильмах, школе, о проблемах самих учеников. Главное — расположить их к себе. Чтобы ученики не воспринимали тебя как говорящую статую с указкой у доски, а как живого человека, понимающего и готового поделиться советом. Нужно увлечь детей собой, и тогда, возможно, они заинтересуются и твоим предметом.
Что нужно изменить в современной школе?
Максим, учитель истории и обществознания
24 года
Было бы классно показывать практическую направленность получаемых знаний. Использовать современные гаджеты в качестве помощников учителя. Применять больше игровых форм на уроках. А еще — не бояться уходить из школы, если чувствуешь, что это не твое.
Валерия, учитель истории и обществознания
24 года
Чтобы школам лучше жилось, нужно снизить требования к выполнению бумажной работы. Это отвлекает педагогов от реального дела. Конечно, нужно немного повысить зарплату, все-таки профессия учителя — это сложный высокоинтеллектуальный труд. В сферах ученик-учитель нужно прививать любовь к учению и труду. Тогда ученик будет приходить в школу мотивированным, а мы, педагоги помогать ему раскрывать его потенциал.
Пётр, учитель русского языка и литературы
24 года
Ослабить поток бумажной работы, чтобы учитель мог заниматься только своим прямым назначением – учить и воспитывать детей. Повысить оклад, чтобы привлекать в школу заинтересованных специалистов. Тогда педагоги по призванию смогут находиться на своем месте.
Антон, учитель истории
24 года
В первую очередь, нужны новые люди. Минимум инструкций и максимум творческой свободы для таких людей. А для этого нужны хорошие условия для привлечения таких людей. Короче, все опять упирается в зарплату, льготы и престиж профессии. Параллельно надо ужесточить требования к подготовке — но только в том случае, если за бюджетное место на педагогическом будет реальная борьба.
К чему стремятся молодые учителя?
Валерия, учитель истории и обществознания
24 года
Мне хотелось бы приносить пользу людям. Хочется стать заслуженным учителем России. Возможно, когда-то я смогу стать руководителем или заместителем руководителя школы и смогу улучшить учебный процесс. А пока живу настоящим: учу детей, прививаю любовь к истории
Максим, учитель истории и обществознания
24 года
Сейчас я каждый день думаю о том, что после окончания магистратуры можно попробовать себя в других сферах. В целом, стараюсь не строить долгосрочных планов: сегодня я веду уроки и мне это нравится. Если завтра предложат варить кофе — пойду работать баристой.