Сколько труда скрывается за одним рэп-треком? Рецензия на ключевую песню Трэвиса Скотта — Stargazing
Будь это рецензия на весь альбом, я бы сначала прошелся по биографии артиста для тех, кто с ним не знаком. Непременно бы отметил, что Трэвис Скотт родом из Хьюстона (штат Техас) и уже в 16 лет он начал продюсировать первые альбомы. Его родители решили больше не впускать юношу домой, когда тот окончательно ушел из колледжа ради музыки. В этот непростой период жизни Трэвис все дневное время проводил в звукозаписывающих студиях, а ночевал на полу у друзей. Впоследствии эти детские тревоги отразились на творчестве Трэвиса: в дебютном микстейпе Owl Pharaoh можно услышать демонически обработанные голоса отца и матери рэпера, а в «90210» с первого альбома рэпер уже счастливо отмечает — его семья больше ни в чем не нуждается:
«Моя бабушка звонила, сказала: „Трэви, ты слишком усердно работаешь. Я боюсь, что ты забудешь обо мне“. Я падаю в облака и вылетаю из них. Не волнуйся, у меня все схвачено, бабушка. Что происходит? Сейчас мой отец счастлив, мама звонила мне, Сказала, что деньги поступают, и она любит меня. Я справился с этим. Я нашел смысл жизни».
На контрасте с тяжелым прошлым, я бы вкратце рассказал, как Канье Уэст помог запустить музыкальную карьеру Скотта, и теперь 26-летний парень входит в верхний эшелон американского хип-хопа. 2018-й год стал для него особенным и не только из-за выхода ASTROWORLD — в феврале родился его первый ребенок — девочка Сторми от Кайли Дженнер. Трэвис и Кайли сейчас самая обсуждаемая звездная парочка Америки и вовсе не из-за рэпера. Его 21 летняя девушка из семейства Кардашьян-Дженнер почти self-made миллиардер, чье состояние этим летом Forbes оценил в 900 млн долларов. Конечно же, Скотт по всему альбому разбросал упоминания своей молодой семьи.
В этой несуществующей рецензии есть отдельный блок об истории создания ASTROWORLD. В нем написано, что альбом назван в честь парка развлечений Six Flags AstroWorld, ранее расположенного в родном городе рэпера. Парк закрылся в октябре 2005 года. В интервью GQ Style Трэвис отмечает: «Это (альбом) будет звучать, будто у детей отбирают парк развлечений. Мы хотим вернуть его обратно». А для воссоздания этой ностальгической атмосферы, за месяц до релиза Трэвис собрал вместе на Гавайях толпу из модных продюсеров и рэперов для доработки своего третьего альбома.
Сам проект из семнадцати песен можно назвать очень красочным и насыщенным. В нем уместились эпичные all-star треки с Дрейком, Кид Кади, Стиви Уандером и другими, музыкально изощренные песни с невероятным продюсерским составом и модный трэп с молодежью на фитах. А еще по всему ASTROWORLD разбросаны отсылки к олдскульным рэперам из Хьюстона, центральная роль среди которых досталась покойному DJ Screw — создателю chopped and screwed — заторможенного кодеиновыми коктейлями хип-хоп направления:
«Покойся с миром, Screw. Сегодня мы притормозим»
ASTROWORLD — не идеальный альбом, поэтому в рецензии было бы важно выделить его недостатки, а слабые стороны Трэвиса как исполнителя, к чьему-то сожалению (не моему), никуда не делись. Непримечательный флоу и примитивные тексты все еще здесь. Про эту строчку из Coffee Bean уже вышла заметка на The Fader с подзаголовком: «Действительно ли межрасовые отношения удерживают Трэвиса Скотта от мытья рук?»
«Покидаю ванную, промыл руки с одной стороны.
Только если ты н_*_р, это имеет значение для тебя»
Проблемы с высказываемыми мыслями передались и звездным гостям альбома. Так Дрейк почему-то делится с нами необязательными метеорологическими пояснениями:
«Солнце опустилось, стало холодно. Именно так мы понимаем, что сейчас зима».
Но это же рецензия только на песню Stargazing, а не на весь ASTROWORLD. Stargazing («созерцание звезд», «мечтательность», «рассеянность») — неофициальная лицевая композиция всего альбома, созданная совместными продюсерскими усилиями хозяина альбома, Sonny Digital, BWheezy, Bkorn и 30 Roc. Рэпер поставил ее первой в треклисте, выбрал ее для музыкального сопровождения трейлера альбома и несколько раз тизерил еще до выхода ASTROWORLD. Так почему Трэвис так навязчиво подсовывал нам именно Stargazing?
Прежде чем я отвечу на этот вопрос, настойчиво советую сначала внимательно ознакомиться с самой песней. Иначе, поверьте, эффект будет совсем не тот.
Stargazing очень четко делится на две части, причем так резко, как Трэвис, похоже, никогда раньше не делал. Мы привыкли восторгаться умелыми битмейкерами, которые плавно и деликатно переливают друг в друга разные компоненты многосложных композиций (например, «90210» того же Скотта), но это явно не тот случай.
Первую часть песни сопровождают мелодичные строки хьюстонского рэпера о психоделиках, попеременно переходящих в автотюновый фальцет. Музыка предлагает не идти вместе с ней, а скорее медленно катиться, на что прямо указывает первая и повторяющаяся в дальнейшем строчка, которую можно перевести как: «Скручиваю, скручиваю, скручиваю, застал себя рассеянным» или буквально: «Качусь, качусь, качусь, наблюдаю за звездами». Отметьте у себя двойное значение этой строки. Мы к ней вернемся позже.
Перейдя рубеж в две минуты, музыка замедляется, притихает и возвышается. Мы начинаем слышать приглушенное женское напевание, странный скрип, звуки какого-то механизма и грязный сэмпл отдаленных детских криков. Обрушивается поток второй части песни, который все ускоряет в несколько раз. Голос Трэвиса становится увереннее, произношение четче. Мы больше не слышим повторений в тексте, рэпер запрыгивает на бит:
«Я был готов к этому уже несколько дней, у меня нет времени лежать.
Чтобы заглушить эти мысли, я испробовал все доступные способы».
Сразу после этого исполнитель проводит нас по своему прошлому, описывая первый импульс — скорее, обещание, породившее в итоге альбом и его концепцию:
«Если я верну вас в свое прошлое, то я вас травмирую.
У меня тысяча детей на улице, которые пытаются вернуться к жизни.
99-й, забрали AstroWorld, его должны были переместить.
Сказал своим пацанам, что верну его обратно».
Странно, что в тексте значится 1999 год, потому что парк развлечений закрыли в 2005-м. На всякий случай, запомните и этот год.
Stargazing — это замечательная попытка Трэвиса буквально передать свой опыт от посещения американских горок. Чтобы вы точно поняли, о каких горках речь — вот вам видео под названием «Американская Горка Ultra Twister Вид От Первого Лица Six Flags Astroworld 1999 Полный Проезд Хьюстон, Техас». Горка Ultra Twister была установлена в парке AstroWorld в 1991-м и простояла до закрытия парка. Просмотрите этот ролик и, давайте, пройдемся по этой композиции еще раз.
Первая половина трека — механизм медленно перемещает вагонетку со слушателем на пик горки: монотонный бит, повторяющиеся блоки текста, в трещотках уже слышится цепной подъемный механизм, а Трэвис все повторяет свое «качусь, качусь, качусь». Ближе к середине вагонетка притормаживает, потому что уже почти достигла наивысшей точки горки. Мы смотрим с этой головокружительной высоты вниз — захватывающее зрелище, передаваемое эфемерным женским голосом и перебиранием клавиш фортепиано. Лишь звуки поднимающего экипаж механизма и притормаживающий скрип напоминают нам о реальности, а детские крики предвосхищают скорый спуск.
Представьте, что вы битмейкер из Хьюстона, который хочет посвятить альбом любимому парку развлечений. Что вы будете делать? Поищите звуки этого парка для сэмплов. Для этого вбиваете название парка — Six Flags Astroworld — на YouTube. Что мы получаем на выходе? Несколько документальных роликов с закадровым текстом и после этого — то самое видео. Добавьте к этому неправильный год закрытия парка в тексте песни, но совпадающий с названием видеоролика, и уж больно похожий сэмпл в середине трека на замедленный двухсекундный отрывок в ролике с 2:34 по 2:36.
В том, что я прав, мне лично, но косвенно намекнул один из продюсеров этого трека — Bkorn, но даже если я не угадал с роликом, у меня нет сомнений в том, что концепция Stargazing именно такая. Удивительная задумка и исполнение! Не удивлюсь, если это раскроется в будущем клипе на композицию.
В начале июля в очередном интервью Трэвис сообщил, что после выхода ASTROWORLD он собирается взять перерыв и со своим другом Дози (Dozie) поступить в архитектурную школу при Гарварде. Пожалуй, мы опустим романтизированную тему, рожденную Гете в разговоре с Эккерманом весной 1829-го года, обозвавшего архитектуру застывшей музыкой. Вместо этого посмотрим на связь музыки с пространством с точки зрения заполнения одной другого. В 1978-м году Брайан Ино выпустил альбом под названием «Музыка для аэропортов», с этого момента образовавший жанр эмбиент.
Я не вижу причин не считать музыку Трэвиса — «Музыкой для клубов».
Альбом Ино прекрасно справляется со своей задачей — «побуждение спокойствия и пространства для размышлений», а альбом Скотта, очевидно, создавался для веселья и раскрепощенья. Оба музыканта четко следовали поставленной задаче и умело вписали конкретную музыку в конкретное пространство. Отвлекающая мелодия кажется неуместной, когда мы сидим уставшие в зале ожидания. Нам так же не нужны глубокомысленные песни со сцены, когда мы готовимся к слэму в центре душного клубного зала. «Музыка для аэропортов» не создавался идеальным, но спустя 40 лет остается культовым альбомом. Новый альбом Трэвиса Скотта точно не идеальный, но у него есть все шансы стать культовым.
Поэтому, если Канье Уэст — это Рем Колхас в мире хип-хопа и его My Beautiful Dark Twisted Fantasy — De Rotterdam, то Трэвис Скотт уже точно Заха Хадид, а ASTROWORLD смело можно считать его Зданием администрации порта Антверпена. Добро пожаловать в Астроворлд!