Синдром поиска глубинного смысла: рецензия на Dear Esther
Через два-три холма и примерно полкилометра в путанице монологов проступят черты истории и замелькают намеки на второй смысл. Маяк на горизонте окажется не только ржавой железкой, но еще и Голгофой. Молодой человек постепенно превратится из случайного туриста в пилигрима, который идет к спасению и тащит в душе собственный крест. В конце - и это не спойлер, догадаться можно с самого начала - Dear Esther включит пафосную музыку и стукнет зрителя по голове припасенным роялем: “ВОТ! ВОТ В ЧЕМ ЗНАЧЕНИЕ ВСЕГО ЭТОГО!”. По сложному замыслу разработчиков из thechineseroom в эту секунду все детали сюжета должны сложиться в понятную линию, а зрители взорвутся аплодисментами.
Кто-то и правда яростно хлопает. Пресса называет Dear Esther смелым нарративным экспериментом. Интернет на разных языках пишет, что thechineseroom сделала умную игру для умных. Репутация помогла проекту окупиться за несколько часов.
Если же абстрагироваться от всеобщей шумихи, в Dear Esther не получается распознать ни эксперимент, ни умную игру, ни вообще хоть какую-то игру. В лучшем случае, виртуальный променад можно назвать диорамой. Тут нет героев, выбора, даже нормальной интерактивности. Путешествие через холмы напоминает поход в музей.
Вы топчетесь по монолитным декорациям и задеваете триггеры. Кнопки включают куски экскурсионного диалога, голос за кадром хмуро читает текст, и при этом на экране ничего не шевелится. Разве что можно найти и спугнуть одну чайку, которая улетит с грацией картонного робота.
Одновременно с этим, Dear Esther не является нарративным экспериментом. Чтобы рассказать историю девушки Эстер, студия thechineseroom использует ровно два приема: голос за кадром и яркие инсталляции из картона. Например, в какой-то момент герой найдет десятки бумажных корабликов, играющих роль в сюжете. В самих приемах нет ничего плохого, они работают. Проблема в том, что их придумали другие люди, которые оттачивают эти идеи уже пятнадцать лет —Valve Software. В 2007 году они рассказали с помощью «голоса» и «инсталляций» историю Portal, и сделали это гораздо изящней.
Тем не менее, двух-трех распродажных долларов на Steam игра стоит. Тут холодная целяющая атмосфера. Играют трогательные скрипки на фоне. Можно посмотреть на четыре впечатляющих уровня – местные пейзажи одни из самых красивых, которые когда-либо рисовали на Source. Это тот редкий и странный случай, когда общий маразм затеи спасает слепая любовь разработчиков и вера в то, что они делают правое дело. Только не ждите, пожалуйста, от Dear Esther «умной экспериметальной игры».
5.0
Текст: Дмитрий Веселов