21 ноября 2014
Обновлено 03.01.2016

Шедевры аниме: «Одержимые смертью»

Многие аниме-сериалы сложны для восприятия, их атмосфера, пейсинг, диалоги кажутся непривычными и некомфортными, что, в конце концов, порождает ощущение отторжения и непонимания – о чем все это, что людям в этом находят?
Многие аниме-сериалы сложны для восприятия, их атмосфера, пейсинг, диалоги кажутся непривычными и некомфортными, что, в конце концов, порождает ощущение отторжения и непонимания – о чем все это, что людям в этом находят?
Шедевры аниме: «Одержимые смертью» - фото 1

«Одержимые смертью» (Shigurui) поражают обратным. Это абсолютно ясная и четкая история, лишенная всех привычных признаков аниме. Она выглядит экранизацией древнего романа, и не просто потому, что рассказывает об эпохе самураев, а потому что по подаче, акцентам и глубине она ближе к классическому роману, чем к мультсериалу для подростков. Только позже я выяснил, что аниме было снято по манге, основанной на романе Норио Нандзе.

Я включил этот сериал в цикл шедевров, по той же причине, по которой решил написать о «Риме» – неожиданный скачок качества по сравнению не только со средними представителями жанра, но даже с теми, что считаются лучшими его представителями. Я удивился тому, что существует настолько жесткое, серьезное и бескомпромиссное произведение, про которое при этом немногие знают даже в аниме-тусовке.

Говоря о самураях, вспомнят в первую очередь «Самурай шамплу», «Афросамурая», «Манускрипт ниндзя», которые интересны каждый в своем ключе, но рядом с «Одержимыми» выглядят несколько несерьезно.

Шедевры аниме: «Одержимые смертью» - фото 2

Сериал рассказывает историю двух мастеров меча, учеников знаменитой школы Ивамото Когэна, соперничавших с первого дня знакомства. Первый эпизод начинается со сцены их последнего поединка. Однорукий Гэнносуке Фудзики и слепой Ирако Сэйгэна выходят на бой. Мы еще ничего не знаем о них, поэтому, как и публика, удивляемся – они выпустили на бой калек? Это потешный бой перед схватками настоящих мастеров? Нам еще неизвестно, что ни один мастер турнира не сравнится во владении мечом ни с одним из этих калек, несмотря на их увечья.

Может показаться, что это банальное использование архетипа героя слабого на вид, но на самом деле – крайне опасного. Такого как слепой мастер меча Затойчи, маленький смешной Йода и бесконечные бабушки, оказывающиеся могущественными ведьмами. Но и это не тот случай.

Стоит узнать о героях чуть больше, как они перестают выглядеть слабыми. Гэнносуке и Ирако превратили себя в машины для убийства, и дело не только в физической тренировке, в процессе они сбросили с себя все человеческое: любовь, привязанности, способность наслаждаться жизнью, жаждать чего-то кроме первенства, мести и крови.

В начале сериала мы видим лишь то, как герои выходят на бой, но не видим его финала. Нас возвращают на много лет назад, чтобы показать их знакомство в школе Когана. Они еще молоды, наивны и горячи, у Гэнносуке еще две руки, а Ирако прекрасно видит. Возможно, если бы они могли знать, какой кошмарный путь предстоит каждому из них, они ушли бы из школы в тот же день, выбрав судьбу рыбаков или крестьян. Потому что в этой войне не будет славы, а в победе – счастья, только зола.

Окончание боя калек мы так и не увидим. Многие зрители решили, что так и было задумано – мол, открытый финал, неважно кто из них победит. Но объяснение проще –экранизирована была лишь половина манги. Хорошая новость в том, что вторую часть можно прочитать, эта манга есть даже в русском переводе.

На первый взгляд перспектива смотреть сериал, продолжение которого придется дочитывать, листая непривычные черно-белые комиксы «не в ту сторону», многим покажется не слишком соблазнительной, но поверьте, оно того стоит. После аниме, воображение само оживляет мангу, озвучивает героев привычными голосами, раскрашивая картинку в знакомую гамму. Если кто-то хотел начать читать японские комиксы – это отличный гейтвей. Выбора у вас, считай, не останется, потому что вы захотите узнать окончание истории. И дело не только в итоге решающего боя, а в том, какими герои дошли до него, и что им еще предстояло совершить.

No matter how pathetic or pitiful, every human is fated to have one moment in their lives in which they can change their own destiny

Главное отличие от привычных нам залихватских историй про ниндзя и самураев, в том, что процесс постижения меча впервые показывается в таких потрясающих деталях, с таким уровнем знания материала, и в том, что никто не пытается выставить героев некими крутышами, на месте которых зритель должен видеть себя.

«Одержимые» отсекают все лишнее, оставляя лишь две вещи – драму и сцены, посвященные боям, тренировкам, описаниям техники секретных ударов. Ни юмора, ни романтики, ни пафоса, только фанатичное преследование цели.

Шедевры аниме: «Одержимые смертью» - фото 3

По мере погружения в историю все четче осознаешь, что физические увечья, которые получили герои, не могут даже сравниться с тем, как они покалечены внутри. Прежде всего – самими собой. Мастерское владение мечом показывается не как соблазнительный перк, а как безжалостный и бескомпромиссный путь растворения всего себя в этом мече. Ты станешь смертоносным, но не сможешь больше ни любить, ни доверять, ни наслаждаться красотой, и тебя как личности тоже уже не будет, чтобы ужаснуться этому. Останется лишь сухой скелет, машина, которая уничтожает все, что станет на ее пути и неспособная ни на что большее.

Если вам нужен аналог, ближайшим будет Нолановский «Престиж» — герои были не самураями, а иллюзионистами, но это не меняет главного – это истории об одержимости. Жажда первенства толкает на все более ужасные вещи, а затем месть выводит конфликт на новый уровень. Через какое-то время, оба заходят слишком далеко, покалечив друг друга до такой степени, что терять уже нечего. Кроме безумного желания быть первым не остается больше ничего, победа или смерть, и даже эмоций не остается, чтобы жаждать одного больше, чем другого.

Это глубокое произведение, которое не стыдно ставить в один ряд с классикой кино и литературы. Без скидок. Да, оно не стремится к реалистичности, оно театрально и не стесняется шокировать жестокостью, вываливающимися кишками и сценами извращенного секса, но все это – лишь для того, чтобы максимально точно нарисовать картину уродливой природы человека.

Шедевры аниме: «Одержимые смертью» - фото 4

Об этом рассказывали многие произведения, но уникальность «Одержимых» в том, что она выбирает своими героями людей, посвятивших себя возвышенному и требовательному искусству. Именно от них, обладающих железной волей, живущих в аскезе и тренирующихся день и ночь, ждешь мудрости и просветления. Но гордыня превращает этот путь познания и самосовершенствования в акт саморазрушения.

Поначалу ждешь, что эти мастера будут стремиться к совершенству ради великой цели. Думаешь, они хотят стать непобедимыми, чтобы помогать беспомощным, защищать обиженных, бороться с тиранией или хотя бы нести свои знания новым ученикам. Но оказывается, что никакой миссии нет, нет никакого Приключения, никаких идеалов или морали. Когда правитель решает устроить турнир, да еще и с боевым оружием вместо деревянных бокенов, никто из мастеров не решает использовать свои навыки, чтобы убить обезумевшего от жажды крови тирана. Нет, они являются на этот турнир, потому что их давно уже не волнует ничего, кроме соперничества друг с другом. Все их могущество не играет никакой роли, они такие же беспомощные винтики в этой системе, как и простолюдины.

Но даже если отбросить в сторону бесчеловечность показанного пути, останется красивая история о двух бойцах, чьи судьбы неразрывно сплелись, связав их крепче, чем братьев, мужа с женой или отца с сыном.

Как бы то ни было, я уверен, что каждый сможет извлечь для себя нечто важное из этой истории. Особенно, если вы любите «7 самураев», «13 убийц», «Харакири», «Телохранитель» и другие истории той эпохи, не пытающиеся превратить рассказ о мастерах меча в бездумный экшен, сосредотачиваясь на трагедии персонажей, запертых в жестких границах кодекса и понятий о чести.

Комментарии 73
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
slovorub
slovorub
Ну, про это аниме я уже писал, что "некоторые скажут, что щедевр, а некоторые скажут, что шлак". Оно неоднозначное.