7 5 5106

Рецензия на короткометражный фильм «Магия превыше всего»

Короткая история о магии и любви в стилистике «Гарри Поттера»

kanobu.ru 27 марта 2018, 9:07
Рецензия на короткометражный фильм «Магия превыше всего». - Изображение 1
26 марта на премьерном показе, прошедшем в Москве в кинотеатре «Космос», мне удалось посмотреть короткометражный фильм «Магия превыше всего». Это дипломная работа студентов ВГИК — режиссера Екатерины Краснер и оператора Сергея Федорова, действие которой происходит во вселенной, похожей на мир «Гарри Поттера». В этом материале я расскажу о своих впечатлениях от увиденного на премьерном показе.

Видеоверсия: 

«Магия превыше всего» — история о Верховном Ведомстве Магии и Чародейства, о русских волшебниках и о том, как они сами себе нажили проблемы, способные перечеркнуть все будущее отечественной магии.

При просмотре фильма «Фантастические твари и где они обитают» я размышлял, а как выглядело бы магическое общество в России. И короткометражный фильм Екатерины Краснер призван ответить на этот вопрос.

Когда я впервые услышал о «Магии превыше всего», то был приятно удивлен. Ведь в России снимали фильм об отечественной школе магии, якобы вписанный во вселенную «Гарри Поттера», и картина при этом была без клюквы. На Comic Con Russia мне удалось посетить встречу с командой фильма и послушать, что интересного они могли рассказать о нем.

Например, что мир, представленный в фильме, — это одновременно и мир «Гарри Поттера», и нет. В «Магии превыше всего» не упоминаются никакие известные герои, магические школы или заклинания.

Более того — отечественные маги колдуют без слов. Это одно из кардинальных отличий от их западных «коллег». И подобных мелочей в фильме очень много. Создатели внимательно подошли к деталям, и это заметно в костюмах, жестах, заклинаниях, предметах на фоне — все стилизовано под дореволюционную Россию. Приход большевиков — это та веха в отечественной истории, когда волшебникам пришлось начать скрываться от простых людей, и именно поэтому их мир немного отстал от современного. На момент фильма события происходят в апреле 2010 года.

Но узнал я это не из фильма, а из сессии вопросов и ответов с создателями. В самой «Магии превыше всего» нет никаких объяснений о мире фильма. Более того, Верховное Ведомство Магии и Чародейства и сам отдел Стражей в фильме представлены очень кратко, хотя они в центре внимания.

После просмотра короткометражного фильма возникает множество вопросов об устройстве ведомства. Становится непонятно, почему, имея возможность показать вообще что угодно (создателям «Магии превыше всего» не нужно было опираться на литературный источник при работе над фильмом), они выбрали именно эту историю.

Конфликт волшебников и немагов (магглов) фанатов «Гарри Поттера» не удивит. Это довольно избитая тема о магическом расизме и снисходительном, временами откровенно враждебном, отношении чародеев к простым людям, которые родились без талантов к магии.

Создатели фильма много говорили о том, что магия в этом фильме — лишь инструмент, необходимый, чтобы рассказать историю о людях. Если посмотреть на фильм в этом ключе, то он рисует нам не оригинальную, но довольно простую историю с несколькими смежными сюжетными линиями. Я не буду спойлерить детали этого короткого фильма, скажу лишь, что он вряд ли вас удивит сюжетно, равно как и маловероятно, что вы будете разочарованы этой историей. Ее простота — это результат формата, в котором пришлось работать команде «Магии превыше всего».

Фильм идет тридцать три минуты. Это самый большой фильм Екатерины Краснер, но для столь масштабного конфликта, который заявлен в картине, местами ощущается нехватка места. Слишком много хотели показать в этой короткометражке, но возможности показать все не хватило.

На сессии вопросов и ответов вся команда открыто упоминала сиквел, над которым они с удовольствием поработают, если «Магия превыше всего» будет принята зрителями. В продолжении обещают объяснить все недостаточно раскрытые элементы, а также лучше прописать лор своей магической вселенной.

Признаюсь, этот подход меня очень расстроил. Вместо того, чтобы получить законченную историю в рамках короткометражного фильма, мне пришлось ждать ответов и пояснений от создателей картины, изучать сайт «Магии превыше всего» и ждать обещанных материалов из вселенной короткометражки.

Когда мы смотрим кино, мы надеемся, что история, которую нам хотят представить, будет максимально самостоятельной, чтобы после нее не возникало никаких лишних вопросов, а все элементы, которые в нее поместили, будут играть важную сюжетную роль. Словом — мы хотим, чтобы самого фильма нам хватило, чтобы создать о нем мнение. С «Магией превыше всего» так не получится.

Мне, например, даже не удалось проникнуться персонажами, потому что мне не хватало их бэкграунда. Что привело их к решениям, принимаемым в фильме? Почему на момент начала фильма дела в Ведомстве обстоят именно так? Как так вышло, что назревающую угрозу для всего отечественного магического сообщества не заметил ни один маг? Неужели нет отдела, задача которого следить за немагами, особенно теми, кто приближен к волшебникам? Это не поверхностное раскрытие персонажей, конечно, но явно недостаточное. И это проблема недоработанного сценария. Когда фильм станет общедоступен, многие его посмотревшие не побегут изучать сайт и интервью с командой. Они сделают о нем вывод на основе того, что увидят. И когда им будет недостаточно информации, они просто разочаруются, решив, что эта история не стоит их внимания. И этого очень не хотелось бы.

По «Магии превыше всего» видно, что команда фильма работала над фильмом с душой, и им самим очень понравился этот проект. Это чувствуется во всем — в актерской игре, музыке, костюмах, общем дизайне, даже в спецэффектах.

Это некоммерческий проект, и при общении с командой видно, что им действительно было интересно то, чем они занимались. Но почему тогда объяснение многих важных элементов фильма осталось за кадром? Неужели команда «Магии превыше всего» не пыталась посмотреть на фильм глазами обычного зрителя?

На сессии вопросов и ответов создатели рассказывали о том, что для фильма даже придумали свою систему специальных жестов для управления волшебной палочкой. В ее основу легли языческие и древнерусские символы, что лишний раз подчеркивает отличия этой школы магии от западных «коллег». Это показывает, как внимательно команда подошла к работе над фильмом. Они понимали, что фанатам будут интересны такие мелочи и с удовольствием придумывали их. Вот только многие важные мелочи в фильм так и не попали, оставшись на страницах дополнительных материалов.

После просмотра остается ощущение недосказанности. Словно, весь этот короткометражный фильм — это лишь часть большой истории, ее фрагмент, который вырезали и представили зрителям, чтобы подогреть интерес к полноценной картине.

Вот только это и есть и целый фильм. С несколькими сюжетными линиями и ключевой мыслью, что любовь победит нетерпимость. Напоследок отмечу, что это все же дипломная работа начинающего режиссера. И если рассматривать с этой позиции, то у Екатерины Краснер получился масштабный в рамках короткого метра фильм, в котором она попыталась представить целый магический мир, скрытый от глаз простых людей. А все те недочеты, которые я указал выше, конечно, не сильно портят итоговую картину. Очень многим людям она понравится — это было заметно по премьерному показу.

Вот только результат мог бы быть совсем другим. В конце концов, Никите Ордынскому и Лилии Ткач, создателям короткометражки по мотивам игры Papers Please, о которой мы вам подробно рассказывали, удалось поместить полноценную историю в меньший, чем у «Магии превыше всего», формат (8 минут).

Я уверен, что и отечественный волшебный мир мог бы получиться лучше, если бы вместо глобального конфликта в фильме был представлен локальный, а короткометражка рассказала бы больше о работе Верховного Ведомства Магии и Чародейства.

Больше о фильме «Магия превыше всего»


5 комментариев