Сериалы: Спартак
Начинается сериал вполне предсказуемо и невинно. Мускулистый и волосатый фракийский вояка делает очень большую глупость ради великой любви и оказывается в рабстве у злобных римлян. Там он быстро лишается и свободы, и великой любви, и даже волос, а взамен получает имя Спартак, возможность круглосуточно прославлять своего нового хозяина Батиата и неотъемлемое право сдохнуть на гладиаторской арене от переизбытка грязных металлических предметов в брюхе.
Но если кто-то надеялся на изящную и красивую драму о точеных римских профилях, мраморных колоннах и хитрых заговорах, то «Кровь и песок» быстро разнесет эти надежды в щепки. Создатели шоу не стали мудрствовать, а просто показали зрителям культуру и традиции Древнего Рима в том виде, в каком сами их понимали. В итоге весь «Спартак» состоит из одолженных у «Гладиатора» внешних атрибутов и копирующих (пародирующих?) «Триста спартанцев» спецэффектов. Упакованные в доспехи гладиаторы потрошат друг дружку на радость беснующейся толпе, литры ненатуральной крови то и дело заливают экран — режиссер прямо-таки лезет из кожи вон, стараясь придать происходящему брутальности, драматичности и величия. Увы, получается так себе: злоупотребление колхозными спецэффектами и попытки сделать мегаблокбастер при бюджете телесериала дают обратный эффект, и «Спартак» выглядит этакой убогой поделкой, посмотреть на которую уважающий себя человек может только шутки ради.
И это еще не все. Словно мало было фонтанов кровищи и побоищ в slo-mo, создатели шоу решили добавить «Спартаку» популярности за счет еще одного древнего как мир хода — обнаженки. Ее в сериале не то что много — ее дофига и больше. По поводу и без герои заваливаются в койку (на пол, на стол, а при отсутствии ровных поверхностей делают это стоя) и трахаются-трахаются-трахаются, как накачанные виагрой умалишенные кролики за минуту до апокалипсиса. Робкие попытки зрителя понять сюжетные обоснования всей этой вакханалии лишены смысла — авторы «Спартака» явно сочли, что оправдания «это шоу про Древний Рим, где все только и делали, что беспорядочно плодились и втыкали друг в дружку острые предметы!» более чем достаточно. И потому «Кровь и песок» получился этаким гигантским многослойным бутербродом: сиськи, кровища, сиськи, кровища, сиськи, кровища, окровавленные сиськи, еще кровища, еще сиськи. У неподготовленного зрителя может возникнуть ощущение, что он смотрит безвкусную пародию на «Эммануэль» для повернутых на истории Рима маньяков-фетишистов.
И это, в общем, работало. Снобы, конечно, корчили страшные рожи, а эстеты возмущались художественными, гм, достоинствами сериала, но зрителей у экранов он собирал стабильно. И что-то подсказывает мне: среди них было немало тех, кто публично материл «Спартака» последними словами. «Кровь и песок» — шоу из разряда тех, которые смотрят, стараясь об этом не распространяться, а то ведь «вдруг люди подумают, что я не такой интеллигент, каким хочу казаться?».
А потом «Спартак» стал меняться. Как-то незаметно сериал начал набирать обороты и к середине первого сезона расчлененка уже не бросалась в глаза, беспорядочные совокупления всех со всеми перестали раздражать, сюжет вдруг обрел смысл, а у персонажей появились характеры и мотивация. До заоблачных высот качество «Крови и песка» так и не добралось, но чем ближе шоу подбиралось к концовке, тем сильнее становилось. И кто знает, где бы оно было сейчас, не заболей Энди Уитфилд.
«Спартак» был продлен на второй сезон еще до премьеры (вот так руководство телеканала Starz верило в успех предприятия), но его съемки были приостановлены, когда Энди — исполнителю роли Спартака — была диагностирована ранняя стадия неходжкинской лимфомы. Пока актер проходил лечение, в Starz приняли решение ковать железо, пока оно не остыло, и выпустили шестисерийный приквел «Крови и песка» — «Спартак: Боги Арены» (Spartacus: Gods of the Arena). Он рассказывал о все том же доме Батиата и его борьбе за место под солнцем в суровом мире людей, промышляющих гладиаторскими боями. Производство полноценного второго сезона началось, когда объявили об излечении Уитфилда от рака, но было снова остановлено — болезнь вернулась. Энди принял решение уйти из шоу, а Starz с его благословения начал поиски актера на замену. Им стал австралиец Лиэм Макинтайр, а его дебют в роли Спартака состоится уже в январе 2012 года, когда на экраны выйдет второй сезон сериала, получивший название «Спартак: Месть» (Spartacus: Vengeance). Как и пару лет назад, руководство телеканала верит в успех шоу и уже дало добро на начало работы над его третьим, пока безымянным сезоном. Но Энди Уитфилд оценить игру своего преемника и узнать, оправдаются ли надежды Starz, уже не сможет: он умер в сентябре 2011 года.