Сериалы недели: «Под куполом», «Настоящая кровь» и «Падение»
ПОД КУПОЛОМ
Under the Dome
США, 2013
1 сезон, 13 серий по 43 минуты
Типичный американский городок — двухэтажные коттеджи с бомбоубежищами на задних дворах, один бар, одна больница и собственная радиостанция, — накрывает прозрачное энергетическое поле. Купол поднимается мгновенно — рубит деревья, режет, как бритвой, дома и жильцов, взламывает асфальт. О невидимую и непонятно кем поставленную стену бьются птицы, машины и кукурузники. Сквозь нее не проходят электромагнитные волны и звук. Населенный пункт попадает в тотальную изоляцию. Горожане в панике (хотя кто-то, похоже, был в курсе и загодя запасся пропаном) и готовятся выживать.
По Стивену Кингу снимали отличные сериалы еще до того, как телекино вошло в моду (от «Лангольеров» до «Противостояния»), но «Под куполом» он словно писал с прицелом на экранизацию. В одноименном романе тысяча с лишним страниц, действие герметично, в конце истории стоит жирная точка (а значит, она не растянется на пять лет, как интриганский «Остаться в живых»). Наконец, это реалити-шоу: мы сквозь стекло наблюдаем, как в замкнутом пространстве самоорганизовывается и дичает группа гуманоидов. Снят «Под куполом» богато — $3 млн за эпизод, — хотя по части мессаджа мало что добавляет к «Повелителю мух». Но развязка — по крайней мере книги — обнадеживает, и именно такого финала хочется пожелать половине реалити-шоу, в первую очередь «Дому-2».
НАСТОЯЩАЯ КРОВЬ
True Blood
США, 2008-2013
6 сезонов, 70 серий по 45-60 минут
Пять лет назад «Настоящая кровь» начиналась как телеверсия «Сумерек»: где-то в американском захолустье, в придорожной забегаловке, официантка втрескалась в клиента, а он («Вот срань!») вампир. Но «Кровь…» быстро разогналась. Официантка в первой же серии отдалась кровососу. Еще через пару появился другой, а дальше изо всех щелей поперли самые разные черти: оборотни, фейри (феи со склонностью к половой распущенности; не путайте с моющим средством), шаманы и древние кровожадные боги. Легенда такая: из всех сверхъестественных существ только вампиры сделали comingoutи пытаются легализоваться среди людей — пьют синтетическую кровь из бутылок вроде кефирных, лишний раз клыками не щелкают, договариваются о гражданских правах. Но среди вампиров есть свои чегевары, которые живьем жрут девственниц и отрывают в прямом эфире политикам головы — что, конечно, сказывается на репутации вампиров в целом.
Вампиры в «Крови» умеют все, что положено — обгоняют пули, гипнотизируют, регенерируют и летают, — но в глазах у них тоска: мало радости в том, чтобы веками жить бок о бок с человечеством. Зрителя от тоски «Кровь…» спасает экшном, ретроспективами (упырям есть что вспомнить), кровищей (даже слезы здесь красные) и клубничкой — достаточно сказать, что на протяжении одного из сезонов все жители захолустья, от подростка до старушки, с остекленевшими глазами, капая слюной на спины, совокупляются на тихой лесной полянке. И главное: никакая это не вампирская сага. «Кровь…» — сатира на толерантное общество, которое радо принять все меньшинства и субкультуры. И зря: примет — сожрут.
ПАДЕНИЕ
The Fall
Великобритания, 2013
1 сезон, 5 серий по 60 минут
В сонном ирландском Белфасте бородатый мужчина (психолог, женат, счастливый отец) выслеживает одиноких брюнеток и изобретательно душит: процедура занимает несколько часов. Мертвых девушек он к тому же обмывает, красит им ногти, срезает локоны и фотографирует на память, а память хранит в чердаке над детской спальней. В том, что маньяк именно он, нет спойлера. Это секрет только для местной полиции, которая не может установить между убийствами связь или предупредить очередную жертву. Но вот из райцентра присылают офицера (стерва, секс-агрессор, к окружающим относится потребительски), и расследование, пусть со скрипом, стартует.
«Падение» идет по стопам скандинавских теледетективов «Убийство» и «Мост»: здесь интересна не охота, а психологический распад охотника. Распадается Джиллиан Андерсон, которой после «Секретных материалов» большие роли не доставались, но в этом году она возвращается: в эпизодах — в «Ганнибале», и бенефисом — в «Падении». Легко представить, что это все тот же агент Скалли, но на десять лет старше и опытнее. Когда-то она по три сезона размышляла, поцеловать ли напарника, а теперь прямо на месте преступления за минуту выбирает партнера на ночь, утром скидывает в бачок два кондома и не перезванивает. Все-таки очень тошно и грустно быть взрослым — можно и с катушек слететь.
Текст: Кирилл Алехин