Семейные ценности Уорренов: Рецензия на «Заклятие 4: Последний обряд»

В российском прокате можно посмотреть «Заклятие 4: Последний обряд». Хоррор завершает историю Эда и Лоррейн Уоррен на экране, вновь показывая их самоотверженными борцами с инфернальным злом. Рассказываем, каким вышел финал популярной франшизы.
Страна: США
Премьера: 3 сентября 2025 (мир)
Жанр: хоррор о паранормальном
Режиссёр: Майкл Чавес
Сценарий: Йен Голдберг, Ричард Найнг, Дэвид Лесли Джонсон-Макголдрик
В ролях: Вера Фармига Патрик Уилсон, Миа Томлинсон, Бен Харди, Ребекка Калдер, Тилли Уокер
Оценка: IMDb — 6.5 / Кинопоиск — 6.6 / Letterboxd — 2.9
О чём фильм
Молодые Эд и Лоррейн Уоррен консультируют девушку, которая после самоубийства отца, владевшего антикварным салоном, начала ощущать сверхъестественное присутствие. Внимание исследователей паранормального привлекает старинное зеркало с херувимами. В попытке понять, кто или что преследует девушку, беременная Лоррейн всматривается в гладь тёмного артефакта и устанавливает контакт с инфернальной силой. Соприкосновение с демонической сущностью приводит к страшным последствиям: дочь Уорренов рождается бездыханной, но по воле Господа оживает.
Годы спустя супруги продолжают читать лекции о паранормальных явлениях, но уже не ведут активную борьбу с нечистью, как раньше. После дела Арне Шайенна Джонсона здоровье Эда Уоррена (Патрик Уилсон), перенёсшего инсульт, сильно сдало, поэтому демонолог вынужден соблюдать диету и держаться подальше от экзорцизма. Лоррейн (Вера Фармига) же поддерживает мужа и всерьёз беспокоится за взрослую дочь Джуди (Миа Томлинсон), которая унаследовала от матери дар ясновидения и всё чаще видит потусторонних сущностей.

Кадр: Warner Bros.
В это же время большая семья Смёрл устанавливает в доме то самое зеркало с херувимами и сталкивается со сверхъестественной агрессией. Уорренам, которые отошли от экзорцистских дел, придётся взяться за старое, чтобы вновь спасти чужие души.
Апология экзорцистов-демонологов на экране
Отправной точкой для хоррор-франшизы «Заклятие» стала реальная история Эда и Лоррейн Уоррен. Их называли охотниками за привидениями, демонологами и экзорцистами. Годы совместной жизни супруги отдали изучению тёмных сил, с которыми они вели беспрерывную борьбу. Австралийский режиссёр Джеймс Ван отверг факты мошенничества Уорренов и создал свою паранормальную вселенную, где Эд и Лоррейн предстают исключительно одухотворёнными и едва ли не блаженными противниками дьявола, одобренными католической церковью.
Актёры Патрик Уилсон и Вера Фармига придали Уорренам душеспасительное обаяние и сделали их главными звёздами мейнстримных ужасов. В фильмах Эд и Лоррейн проводили обряды экзорцизма и самоотверженно освобождали обратившихся к ним людей от инфернального террора. Каждая часть франшизы «Заклятие» (за исключением спин-оффов про куклу Аннабель и демона Валака) основывалась на конкретном расследовании Уорренов.

Кадр: Warner Bros.
Правда, на экране дела супругов-демонологов превращались в хоррор-фантазию, имеющую мало общего с реальностью. Джеймс Ван пугал зрителей призрачными хлопками в ладоши, одержимой куклой, демонической монахиней, ожившим Горбуном из детской песенки и девочкой, заговорившей голосом старика. После первых двух «Заклятий» (и приквела про Аннабель) франшиза заметно сдулась, но всё равно пользовалась спросом у зрителя и показывала высокие кассовые результаты.
После проходного «Заклятия 3: По воле дьявола» (2021), посвящённого делу об одержимости Арне Шайенна Джонсона, и безысходно эпического «Проклятия монахини 2» (2023) от франшизы не ждали каких-то жанровых достижений. Фанаты лишь надеялись на то, что экранную историю Уорренов завершат достойно.
Ностальгические ужасы
Над хоррором «Заклятие 4: Последний обряд» трудился Майкл Чавес — режиссёр «Заклятия 3: По воле дьявола» и «Проклятия монахини 2». Иными словами, человек, не понаслышке знакомый с устройством франшизы. Однако в фокусе режиссёрского внимания оказываются не страх и ужас в доме одной семьи, как это было заведено ещё Ваном, а взаимоотношения между Уорренами и их дочерью.
Хотя «Проклятие Аннабель 3» (2019) пристально изучало обстановку в жилище демонологов, Эд и Лоррейн прежде не получали право на господство в истории. В «Последнем обряде» выбор супругов между уходом на покой и экзорцизмом, а также линия их дочери Джуди преобладают над кошмарами семьи Смёрл.

Кадр: Warner Bros.
Если предыдущие «Заклятия» сохраняли баланс между духовным единением Уорренов и инфернальным безумием, то на сей раз предпочтение отдаётся первому. Сцены проявления демонического зла лишены вановской изобретательности, но преисполнены ностальгии и скримеров. Фансервис в «Последнем обряде» прямолинеен и беспощаден. Аннабель зловеще раскачивается в кресле, демон с VHS своим лицом напоминает Валака, а оккультный музей Уорренов так и манит любопытных гостей.
Расследование, по мотивам которого снят хоррор, на экране несколько сглажено и в то же время перегружено фантастическим вымыслом. Как и первые «Заклятия», «Последний обряд» — фильм ужасов о доме с привидениями. Здесь духи и демоны терроризируют семейство Смёрл в традициях франшизы: заставляют кукол и людей левитировать, хищно улыбаются в отражающих поверхностях, сталкивают с лестницы и внезапно появляются посреди кромешной темноты.
Призраки Смёрлов и жанровые оммажи
Кейс в основе фильма в 1980-х гремел на всю Америку, что отражено в сценах с журналистами, которые осаждают печально известный дом в Западном Питтстоне, штат Пенсильвания. Смёрлы на протяжении многих лет подвергались нападкам со стороны сверхъестественных сил, которые пытался изгнать, но не смог священник из Коннектикута.
Помочь семье из восьми человек в итоге вызвались Уоррены, которые установили, что несчастных преследуют четыре безобидных духа и один очень опасный призрак. В фильме угрозу предоставляют все духи, обитающие в доме, а управляет ими, разумеется, смертоносный демон.
В эпизодах с инфернальной активностью нет шокирующих совпадений с рассказами самих Смёрлов (их по крайней мере не насилуют), но есть портреты жутких сущностей, вызывающих ассоциации со старожилами франшизы — духом ведьмы Батшебы и Валаком. Демонической силы в «Последнем обряде» противостоят не только Уоррены, но и ещё один исконный герой хоррор-серии — отец Гордон.

Кадр: Warner Bros.
Майкл Чавес одновременно добивается эффекта узнаваемости за счёт соблюдения канонов вселенной «Заклятия» и цитирует моменты из новых хоррор-хитов. Так, режиссёр делает оммаж дилогии «Оно» Энди Мускетти: Лоррейн переживает видение, в котором море крови выливается из раковины и заполняет всё пространство, а её дочь-ясновидящая застревает наедине со злом по ту сторону зеркала.
По-настоящему страшные сцены в «Последнем обряде» отсутствуют, а самые запоминающиеся эпизоды словно вдохновлены дешёвыми ужасами. Момент с кровавой рвотой, заливающей всё вокруг во время трапезы, кажется очередной пародией на «Изгоняющего дьявола» — главный источник вдохновения франшизы «Заклятие».
Впрочем, несколько оригинальных ходов для создания потусторонней атмосферы Чавес всё же использует: незримое нечто из кладовки натягивает длинный телефонный провод во время разговоров и оставляет вмятины на кровати. Ощущение призрачного присутствия «Последний обряд» передаёт профессионально. В остальном же фильм полагается на главные фишки «Заклятия» и проверенные хоррор-штампы.
Укоренение мифа об Уорренах
Хоррор о призраках значительно уступает семейной драме Уорренов, которая на экране перевешивает сверхъественные ужасы. Франшизе давно нужно было признать, что все эти страшилки о мятежных духах и демонах всегда были лишь предлогом, чтобы в очередной раз поговорить о возвышенной любви и героизме Эда и Лоррейн.
В жизни Уоррены сами оказались монстрами, но на экране они по-прежнему понимают друг друга без слов и бок о бок противостоят силам ада. В «Последнем обряде» вместе с Эдом и Лоррейн потусторонней тьме бросает вызов Джуди, разделяющая их ценности. Экранная сага об Уорренах завершается семейной сплочённостью перед лицом немыслимого зла и таким образом сентиментально увековечивает наследие экзорцистов на экране.

Кадр: Warner Bros.
Четвёртое «Заклятие» выглядит как любовное письмо призванию Эда и Лоррейн, переданному их дочери. Вот только зрителям, знакомым с реальной историей Уорренов, будет сложно смириться с канонизацией супругов в кино. В титрах нам сообщают о том, что Уоррены были пионерами в области паранормальных явлений и консультировали людей, несмотря на насмешки учёных.
Отсутствие дисклеймера о том, что Эд и Лоррейн занимались мошенничеством и обвинялись в насилии, только укореняет миф о блаженных экзорцистах среди широких масс. И всё же фанаты франшизы, которым не так важно, что происходило за её пределами, наверняка останутся довольны уважительным расставанием со вселенной «Заклятия». В будущем нас ждёт сериал по хоррор-франшизе, но по крайней мере в экранной истории Эда и Лоррейн поставлена точка.