7 вещей, о которых нужно знать, если собираешься писать про видеоигры
Все в конечном итоге зависит только от вас – и от того количества труда, которое вы готовы вложить. «Игровой журналист» - это не райская сказка, не работа мечты и даже не «самая веселая работа на свете». Тем же, кто считает иначе, будет полезно ознакомиться с семью вещами, о которых нужно знать, если собираешься писать про видеоигры.
В первый раз мы опубликовали эту статью 8 мая 2012 года. Сегодня мы размещаем ее повторно.
1. Вы должны очень, очень, очень любить видеоигры.
И это самое главное. Для того, чтобы рассказывать об играх, нужно любить их в разы больше, чем те, кто тебя окружает. Эта любовь не должна сводиться к эскапистскому желанию уединиться в своей комнате с джойстиком в руках: вас должна интересовать как сама культура, так и ее история; вы должны знать имена и краткую биографию пионеров индустрии; вы обязаны разбираться на уровне профессионала как минимум в одном из популярных игровых жанров.
Заметки дилетанта имеют право на существование, однако лишь как описание случайного увлечения – «как я впервые включил Xbox», например. Если вы хотите писать об играх часто, будьте вежливы со своей будущей аудиторией – образованность и эрудиция в данном случае просто необходимы. Это не школа, тут нет обязательных часов посещения и тиранов-учителей: так уж устроена наша жизнь, что по-настоящему чему-то научиться может заставить лишь огромная любовь.
2. Вы должны много читать.
Даже не так: МНОГО. Качество чтива (да простят меня педагоги!) особого значения не имеет. Это могут быть газеты, журналы, комиксы - любая печатная продукция, над которой работали редакторы и корректоры и в которой правильно расставлены запятые. Это нужно для того, чтобы без утомительных курсов и неочевидных лекторских нравоучений свыкнуться с современной печатной традицией – как пишется, о чем пишется, какими словами.
Для того, чтобы писать самому, нужно грамотно обращаться с языком и владеть обширным лексиконом. И то, и другое – по сути, мышцы, которые требуют регулярной тренировки. Постоянное чтение – самый дешевый билет в этот спортзал: через какое-то время структура предложений, деление текста на логические абзацы и простейшие правила грамматики и пунктуации станут очевидны и понятны на подсознательном уровне… и произойдет это быстрее, чем вы могли бы подумать.
Открою маленький секрет: ни грамотности, ни широкой лексике невозможно научиться. Это не таблица умножения и не законы Ома. Нужно думать грамотно, нужно думать разными, да-да, разными словами – и лучшего способа, чем чтение, для развития этого навыка еще не придумано.
Когда будет прочитано достаточное количество текста, вы сами удивитесь, насколько легко на ум будут приходить нужные слова – вместо «этаа, типа, ну, там, чо-то». Если вы любите видеиогры, но терпеть не можете чтение – путь в «рецензенты» и «обзорщики» вам заказан. Сберегите и свои, и чужие нервы, займитесь чем-нибудь другим.
3. Вы должны уметь описывать собственные мысли.
Любовь к играм, грамотность и начитанность – сами по себе лишь ничего не значащие маркеры. Без главного ингредиента они бессмысленны. Ингредиент этот – желание что-то сказать, некий сумбурный набор ощущений в голове, настойчиво требующий выхода.
Настоящий писатель будет творить даже в том случае, если его нигде не будут печатать – просто потому, что он не может не писать. Вот почему так важно уметь четко и точно переносить свои мысли на бумагу (реальную или виртуальную). И это главное правило не только игровой, но и любой журналистики вообще: не описывай объект, описывай свои ощущения от него.
Никому не интересно, какая графика в Crysis 3 – все и так знают, что она там крутая. Никто не хочет в материале о Mass Effect прочитать краткий пересказ сюжета игры. Это не значит, что о таких вещах не нужно писать вовсе, просто рецензия отличается от рекламного проспекта именно тем, что доносит до читателя переживания конкретного человека – где-то субъективные, где-то спорные, но переживания, а не строчки системных требований.
Не нужно бояться сморозить чепуху: если вы следовали первым двум правилам, с большой долей вероятности этого не произойдет. Важно помнить, что ваши мысли – это самое ценное, чем вы владеете в этой жизни, поэтому относиться к ним нужно бережно и аккуратно. Ваша голова сделает львиную долю работы сама: просто вспомните, о чем думалось, когда вы играли в Mass Effect, и опишите это. То, что в итоге получится, будет как минимум интересно и оригинально, а это уже неплохо.
4. Всегда перечитывайте то, что написали. А потом еще раз – вслух.
Когда материал будет готов, обязательно прочитайте его вслух. Человек, пробегая глазами по печатным строчкам, делает то же самое – только про себя. Легко написанный текст быстрее усваивается и проще для понимания, даже если использует сложные метафоры и определения.
«Написанный легко» – это ни в коем случае не «написанный примитивно»: в данном случае это означает лишь то, что при его чтении никто не будет спотыкаться после каждой запятой и раз за разом перечитывать корявые предложения.
Все подобные дефекты легко устраняются – достаточно дать материалу полчаса отлежаться, а затем продекламировать его своему коту. Если текст плавный, ритмичный – это чувствуется сразу. В ином случае (а таких иных случаев будет огромное количество, девять из десяти) нужно браться за безжалостные ножницы редактуры.
5. Сокращайте!
Любой текст станет гораздо лучше, если его на две трети сократить. Без сожаления прощайтесь с красивостями, длинными описаниями и не относящимися к делу рассуждениями. Удаляйте слова и устойчивые выражения, в значении которых не уверены на сто процентов (вроде «аллюзии», «сегрегации» или «до мозга костей»).
Избегайте штампов – если дождь у вас «льет как из ведра», если на лице вашего героя «застыла гримаса ярости», если описываемой вами игре что-то «жизненно необходимо», то, увы, дела плохи. Разумеется, за всем не уследишь, но к таким вещам нужно относиться очень внимательно . Качественный текст – это текст без штампов, графомании и лишней воды.
Если вы понимаете, что без конкретного абзаца смысл материала останется прежним – вымарывайте абзац целиком, он не нужен. Если предложение не добавляет к сказанному ничего нового – убирайте предложение. Сокращайте и еще раз сокращайте, даже если это и неприятно. Несколько таких неприятных операций, и большая часть лишнего будет автоматически отсекаться внутренним фильтром еще на стадии написания.
6. Избегайте пошлости и вульгарности.
Чувство вкуса – еще одна штука, которой невозможно научиться. Однако в случае с видеоиграми достаточно соблюдать несколько простых условий: не злоупотреблять нецензурной лексикой, не хамить, не концентрировать внимание читателя на вопросах секса и насилия, не допускать расистских, шовинистических или других оскорбляющих чье-либо достоинство выражений.
Разумеется, всегда возможны исключения – однако хамство ради хамства недопустимо никогда. Шуточки о сексуальных пристрастиях Шепарда, обсуждение задницы Байонетты… все это актуально в младших классах средней школы, более или менее взрослому человеку такие вещи очевидны и комментариев не требуют.
Бивис и Батхед смешны лишь до тех пор, пока им не исполняется двадцать пять лет и они не начинают лысеть. За такими персонажами неловко наблюдать, они жалки и похожи на плохих клоунов.
Хороший вкус, кстати говоря, можно подкармливать свежими статьями из хороших зарубежных журналов Edge или Game Informer. Знание как минимум одного иностранного языка, к слову говоря, еще не мешало ни одному игровому журналисту.
7. Не теряйте головы.
И, наконец, самое важное. Возможно, кому-то будет больно – однако вот он, достоверный факт: заработать игровыми рецензиями или видеообзорами на жизнь невозможно.
Если вы планируете заниматься этим ради денег – бросайте сразу, потому что в таком случае возможны два варианта. Вы либо разочаруетесь в своей мечте и все равно бросите это дело, либо начнете строчить бесконечные, бессмысленные, никому не нужные ежемесячные килобайты воды (да будьте вы в таком случае прокляты).
Не зря первым пунктом в нашем списке стоит «любить», потому что настоящая любовь бескорыстна. К сожалению, индустрия русскоязычных игровых СМИ сегодня не в состоянии платить авторам достаточно денег, чтобы они могли посвятить себя любимому делу, скажем, после тридцати – безо всяких совмещений и подработок. Это значит, что всерьез рассчитывать на игровую журналистику как на вариант долговременной работы не стоит.
Другое дело, что хороший игровой журналист (а это не обязательно тот, кто печатается в крупных журналах или имеет тысячи фолловеров в твиттере) вполне способен со временем нырнуть в любую другую журналистскую среду… или же примкнуть к какой-нибудь крупной компании, которая занимается производством или распространением видеоигр, в качестве сценариста, переводчика, копирайтера или PR-менеджера: примеров этому предостаточно. В любом случае, не нужно терять головы и строить воздушные замки: всегда следует трезво оценивать то, чем занимаешься.