Сделай мне больно. За что мы так любим насилие?
Почему огромной популярностью пользуются игры, сериалы и фильмы, где либо как зритель смотришь физиологически и психологически неприятные сцены, либо как игрок принимаешь в них непосредственное участие? И почему популярность таких произведений растет именно сейчас? Редактор «Канобу» Василий Сонькин разбирается, почему мы так любим, когда на экране льется кровь.
В игре Max Payne 3 очень длинные кат-сцены, в которых игрок не принимает участия. В самом начале подробно показывается, что Макс – алкоголик. Еще он подсел на сильные опиатные обезболивающие. Он говорит, что чувствует, что хотел бы перестать заниматься саморазрушением, но ничего не может с этим поделать. Жизнь уже не интересует Макса, он живет по инерции, он потерял семью (в первой части наркоманы вломились в его дом и убили жену и маленькую дочку), он потерял свою надежду на любовь (Мону Сакс, в которую Макс влюбился, убили во второй части игры), и приехал в Бразилию, чтобы убежать от собственных проблем.
Насилие в GTA 5 повсеместно, и еще чаще тебя заставляют принимать в нем непосредственное участие
Макс настолько напивается, что блюет в раковину. Его привычки явно его уничтожают, они мешают ему жить, и приводят к гибели людей. Но когда начинается геймплей, игрока заставляют участвовать в саморазрушении Макса: если он ранен, чтобы восстановить здоровье, нужно выпить те самые обезболивающие, на которых Макс плотно сидит. Это лекарство нужно Максу, как любому наркоману нужна доза, и эту дозу ему дает сам игрок.
Max Payne 3 – не главный хит компании Rockstar. Их главный хит – Grand Theft Auto 5. В этой игре один из героев, за которых играет пользователь – психопат, который с удовольствием пытает человека, в невиновности которого он уверен, и первое появление которого сопровождается очень жестоким убийством. Сама игра более веселая и смешная, чем тот же Max Payne, который всю свою жестокость представляет с невероятной серьезностью. Но насилие в GTA 5 повсеместно, и еще чаще тебя заставляют принимать в нем непосредственное участие. За первые три дня было продано копий игры на миллиард долларов, беспрецедентная сумма для любого произведения.
В сериале Breaking Bad во второй серии первого сезона два главных героя избавляются от трупа драгдилера, которого они случайно убили. Молодой обалдуй Джесси решает, что искать емкости из пластика ему надоело, и он растворяет труп в кислоте в ванне. Дно ванны растворяется, следом растворяется пол, и смесь жижи трупа и кислоты, похожая на тонну малинового варенья, проливается на пол перед героями.
Насилие, неожиданные повороты, смерть популярных героев, наркотики – этот сериал создан, чтобы вызывать у зрителя дискомфорт и показывать самые темные стороны человеческой натуры
Несколько моих знакомых после этого эпизода решили не смотреть дальше сериал. Это мерзкий, физиологический момент, который вызывает дискомфорт почти у любого зрителя.
Но при этом сцена задала уровень жестокости сериала, и многие были в восторге, на телевидении раньше такого почти не показывали. Под конец пятого сезона сериал стал настоящим феноменом массовой культуры, наблюдать за трансформацией больного раком школьного учителя в бессердечного убийцу-наркобарона было очень увлекательно. Насилие, неожиданные повороты, смерть популярных героев, наркотики – этот сериал создан, чтобы вызывать у зрителя дискомфорт и показывать самые темные стороны человеческой натуры. Последнюю серию смотрели более 10 млн зрителей, сколько людей посмотрело ее на стриминговых сервисах и через торренты, никто не скажет, но точно много.
В фильме «Джанго Освобожденный» показаны сцены пыток главной жены героя, черной рабыни, которая живет в США за несколько лет до Гражданской Войны, в последние годы существования легального рабства в стране. Ее бьют толстым хлыстом, ее оставляют в железной коробке на жарком поле. Это красивая девушка, которую мучают, по сути, только за то, что она родилась не в то время не в том месте. Несмотря на юмор, которого в «Джанго» много, это очень жестокий фильм, который ныряет с головой в обсуждение и осуждение рабства, и эта тема, которую серьезно и много стали обсуждать совсем недавно. Фильм собрал в прокате $425 млн, получил «Оскар» за лучший сценарий и номинировался на «Лучшую картину».
«Мы упираемся в такую банальную вещь, как скрытые желания, скрытые мотивы. У нас огромное количество скрытой агрессии, которая подавляется»
В киноиндустрии такая жестокость повсеместно представлена уже давно. Многие фильмы, по праву считающиеся гениальными, например, «Крестный отец» (1972), «Бонни и Клайд» (1967), «Бойцовский клуб» (1999), наполнены сценами насилия, которые в сопоставимом масштабе стали появляться на телеэкранах и в играх совсем недавно.
Чтобы разобраться, зачем насилие нужно людям, я связался с известным психотерапевтом Дмитрием Валуевым. «Дискомфорт этих произведений – это не то, за чем бегают люди. В первую очередь они просто переживают то, что они не могут пережить в обычной жизни. Мы упираемся в такую банальную вещь, как скрытые желания, скрытые мотивы. У нас огромное количество скрытой агрессии, которая подавляется. Игры, фильмы и сериалы позволяют прожить табуированные вещи в более комфортной и безопасной ситуации» – объясняет Дмитрий.
То есть получается, что в каждом из нас есть скрытое желание принимать участие в насилии – либо в качестве зрителя, либо в качестве участника.
Гладиаторские бои прошедших лет сменила сегодня демонстрация того, как дегенераты из фильма «Волк с Уолл-Стрит» избивают и вывешивают с балкона слугу главного героя. Эта сцена не продвигает сюжет, она существует только чтобы показать, что герои фильма – психопаты и дегенераты, которые творят что хотят, и что при этом совершенно безнаказанные. Фильм номинирован на «Оскар» за «Лучшую картину».
На современных консолях можно отображать персонажей, максимально похожих на настоящих людей, и сделать их смерть максимально неприятной физиологически и психологически
В средние века отправляясь на войну, в бою человек должен был бить своего врага мечом или топором, пока у одного из участников драки не станет меньше конечностей. Сегодня в игре The Walking Dead игрока заставляют оставить человека на мучительную смерть, или принять активное участие в отрубании его ноги. Не просто решить, а несколько раз замахнуться топором и ударить по ноге. Зрители популярной ежегодной церемонии Video Game Awards признали игру лучшей в 2012 году.
Так почему же насилие и жестокость стали настолько популярны именно сейчас?
Во-первых, техника, позволяющая достоверно отображать жестокость в играх, появилась не так давно. В играх начала 1990-х, например, Doom или Wolfenstien 3D, насилие было скорее комично, в то время как в игре 2013 года Tomb Raider Лара, симпатичная молодая девушка, может погибнуть сотней неприятных способов. На современных консолях можно отображать персонажей, максимально похожих на настоящих людей, и сделать их смерть максимально неприятной физиологически и психологически.
10-минутное видео, где показаны самые неприятные моменты из Tomb Raider.
Во-вторых, в последний раз война, задевшая сразу миллионы людей и десятки стран, случилась 70 лет назад. Тогда тысячи, сотни тысяч молодых людей против своей воли оказались убийцами. Сейчас, несмотря на то, какое ощущение создает круглосуточное новостное освещение существующих конфликтов, самое мирное время в современной истории человечества. За последние 500 лет процент населения земли, который гибнет насильственной смертью, сократился как минимум в 10 раз, как максимум – в 50. Конфликты и войны потихоньку сменяются более «безопасным» созиданием вместо активных насильственных действий. Нельзя заявлять, что у этих аспектов существует прямая связь, но считать, что это просто совпадение, тоже недальновидно.
И в-третьих, «работа с населением», которую последние 50 лет ведет кинематограф, постепенно повышала допустимый потолок дозволенного насилия и жестокости. Насилие в фильме «Крестный отец» сильно отличается от насилия в фильме «Пила». И даже фильмы, которые рассчитаны на аудиторию от 13 и старше, наполнены смертью, хоть ее и не показывают буквально. В фильме «Человек из стали» во время боя Супермена с главным злодеем гибнут тысячи невинных горожан Метрополиса, и происходящее на экране явно намеренно напоминает события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Трудно сказать, сойдет ли на нет мода на жестокость в массовой культуре в обозримом будущем. Скрытая агрессия – это такая точка взаимодействия, которая есть, в той или иной степени, у каждого человека. Хорошо ли, что создатели самых разных произведений эксплуатируют этот аспект человеческой натуры, сказать очень трудно. Но на сегодняшний день виртуальное насилие – неотъемлемая часть жизни каждого читателя этой статьи. И лучше понимать, за что мы его так любим.