Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Сарик Андреасян попытался повторить фильм «Лжец, лжец»: что из этого получилось

В кинотеатрах идёт новый фильм Сарика Андреасяна — комедия о коррупционерах «Проклятый чиновник» с Максимом Лагашкиным и Лизой Арзамасовой в главных ролях. Автор «Канобу» Мариам Григорян коротко объясняет, заслуживает ли внимания новая работа режиссёра легендарно плохих фильмов «Тот ещё Карлосон!», «Защитники» и «Что творят мужчины!».
В кинотеатрах идёт новый фильм Сарика Андреасяна — комедия о коррупционерах «Проклятый чиновник» с Максимом Лагашкиным и Лизой Арзамасовой в главных ролях. Автор «Канобу» Мариам Григорян коротко объясняет, заслуживает ли внимания новая работа режиссёра легендарно плохих фильмов «Тот ещё Карлосон!», «Защитники» и «Что творят мужчины!».

Сюжет

Сарик Андреасян попытался повторить фильм «Лжец, лжец»: что из этого получилось

Заммэра Фёдор Зыков (Максим Лагашкин, «Аритмия», «Географ глобус пропил») мечтает занять место своего начальника и безраздельно управлять неназванным маленьким городом. И он очень близок к своей цели: мэр (Алексей Маклаков) обещает, что повысит его после одной важной сделки. Зыкову нужно всего лишь договориться с местными бандитами: подписать разрешение на снос жилых домов, чтобы на их месте начать свою стройку. Естественно, за взятку.

Но в день сделки к Зыкову на приём приходит неприметная пенсионерка (Ольга Волкова). Она хочет получить место на кладбище рядом с могилой мужа, но глава района не отдаёт старушке этот участок земли. Зыков игнорирует её просьбы и отправляет пенсионерку восвояси. Но перед тем, как уйти из кабинета, она проклинает Фёдора: теперь он никогда не сможет брать взятки.

Кому нужен чиновник, который не умеет брать взятки? Оказывается, что никому – Зыков не может подписать договор с бандитами, которые начинают терять терпение. С помощью своей секретарши Кати (Елизавета Арзамасова) он едет искать обиженную пенсионерку, чтобы попросить у неё прощения и избавиться от проклятия.

Общие проблемы Андреасяна: ужасное чувство юмора и неумелое использование концепции

Сарик Андреасян попытался повторить фильм «Лжец, лжец»: что из этого получилось

Комедии Сарика Андреасяна известны глупыми, пошлыми и неприятными сценами: от детского героя Карлсона, достающего презерватив со словами «Пошалим!» (в фильме «Тот ещё Карлосон») и кражи сиденья от унитаза («Женщины против мужчин) до Гарика Харламова, держащего испачканные из-за диареи колготки сына («Друзья друзей»). Все шутки строятся на обидных стереотипах – в основном сексистских, в том числе по отношению к мужчинам. Отчасти это повторяется в «Проклятом чиновнике»: разные персонажи постоянно спрашивают у Зыкова, «пялит» ли он секретаршу, и удивляются его медлительности и импотенции. Причем шутка повторяется четыре-пять раз на протяжении всего фильма, пока у Зыкова и Кати действительно не завязываются отношения.

Но пошлый юмор мог бы стать своеобразным плюсом этих фильмов, сработав на огромную категорию зрителей, которым нравятся именно такие шутки. Андреасян специализируется на том, что на Западе называют high concept comedy: концептуальная комедия, где смешно должно быть уже от самой идеи. Качество гэгов там — дело десятое, фильмы, в принципе, делают основную кассу в момент, когда люди решают, что пойдут в кино смеяться именно над этой концепцией. Другое дело, что концепции российский режиссёр не придумывает сам, а заимствует на Западе — и при конвертации полностью уничтожает не только правильные посылы такого кино, но и юмор.

«Беременный» с Дмитрием Дюжевым списан с фильма «Джуниор» с Арнольдом Шварценеггером, «Билет на Вегас» – с комедий «Однажды в Вегасе» и «Мальчишник в Вегасе». В основе «Проклятого чиновника» без труда угадывается «Лжец, лжец» с Джимом Керри, где главный герой — адвокат, утративший способность говорить неправду.

Фильм с Керри держался на системе чётких правил, которой должен был следовать герой, точнее даже — одному-единственному правилу («ты не можешь лгать»). Из-за этого зритель с самого начала может примерно представить, что ждет героя, предвкушает самые напряженные моменты фильма (сцену в зале суда), заранее готовится смеяться над ситуацией или уже вовсю хихикает над попытками Керри выкрутиться.

В фильме Андреасян пенсионерка проклинает героя не менее четко («больше ни одной взятки не возьмешь»), но сценарий этому правилу не соответствует. Проклятье почему-то распространяется и на другие действия чиновника, и даже на других персонажей. Зыков не может подписать нужные документы, вместо этого начиная рисовать фаллические символы; Катя пытается взять деньги вместо него, но купюры загораются прямо в чемодане. Давать взятки другим людям (например, инспектору ГИБДД) чиновник тоже не может. В итоге, как бы лояльно вы не относились к юмору Андреасяна, «Проклятый чиновник» не справляется с основной задачей комедии: честно отработать все те ситуации, которых ждет зритель, принявший идею вашего фильма.

Проблемы «коррупционной комедии»: малое количество шуток и обидная концовка

Сарик Андреасян попытался повторить фильм «Лжец, лжец»: что из этого получилось

По количеству шуток «Проклятый чиновник» проиграл даже другим фильмам Андреасяна. Зыков обещает поймать мешающую ему кошку и «урезать её, как бюджет»; спрашивает у криминального авторитета, куда нужно засунуть пистолет, чтобы точно не промахнуться; советует старику, который нахваливает дорогой гроб, ложиться в него спать сразу в костюме – чтобы быстрее было хоронить. Пожалуй, всё…

Трудно сказать, почему это произошло — просто из-за слабой сценарной работы или из-за стремления режиссёра сделать серьёзную политическую сатиру вместо привычной клоунады в предыдущих его фильмах комедийной тематики. В любом случае, отсутствие юмора ничем не компенсируется. Реальность отображена карикатурно и топопорно: бандиты словно вышли из фильмов 90-х и используют «понял, на?» в конце каждой фразы; мэр-коррупционер продвигает по карьерной лестнице сына своего знакомого просто для того, чтобы показать свою коррумпированность; жена Зыкова Ирина (Любовь Толкалина) представлена как один большой ходячий сексистский штамп вместо того, чтобы придавать действиям Фёдора дополнительную глубину и мотивацию. Единственный положительный персонаж — добрая секретарша Катя, — весь фильм терпит унижения (причем по вине чужого проклятья) и тоже не развивается как герой.

Какие-то моменты фильма, по-видимому, задумывались как комедийные, но смотрятся просто странно – например, когда герои цитируют Владимира Путина. В первый раз криминальный авторитет Сергей (Иван Кокорин) говорит, что Зыкова за отказ брать взятку нужно «мочить в сортире», используя известнейшую цитату президента России о борьбе с террористами. Второй раз это делает Зыков, цитируя ответ Путина на заявление Джо Байдена об убийце: «Кто как обзывается – тот так и называется, как говорил Путин». При этом герои не поклонники президента (по крайней мере, об этом в фильме не говорится), а реальная российская политика не играет никакой роли в сюжете.

Да и сама история, высмеивающая то, что чиновники обязательно должны брать взятки, что они не способны измениться, в исполнении Андреасяна смотрится неоднозначно и даже издевательски. Ведь уже 10 лет режиссёр снимает исключительно провальные картины на деньги от Фонда Кино и Минкульта.

Вердикт

Новый фильм Андреасяна не запомнится отвратительностью сцен или тупостью шуток и даже вряд ли станет предметом смешного обзора от блогеров (BadComedian пока занят критикой фильма «Чернобыль»). Это просто слабое кино на уровне недавнего сериала «Чикатило», где скучной и глупой стала история самого жестокого советского маньяка.

При этом в основе фильма лежит действительно забавная концепция с героем, который перевоспитывается под влиянием сверхъестественных событий. Вместо «Проклятого чиновника» можно пересмотреть уже упомянутый фильм «Лжец, Лжец», «Семьянина» с Николасом Кейджем, «Тысячу слов» с Эдди Мёрфи или «Чего хотят женщины» с Мелом Гибсоном.