«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности»
![Нам удалось побеседовать со специалистом по визуальным эффектам фильма «Мстители: Война бесконечности» Дэном ДиЛиу (Dan DeLeeuw). Дэн работал над спецэффектами и в других проектах MARVEL: «Мстители: Эра Альтрона», «Тор 2: Царство тьмы», «Стражи Галактики» (обе части). А за работу над фильмом «Первый мститель: Другая война»<br />он получил номинацию на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Беседа с Дэном состоялась при поддержке ivi.](https://u.kanobu.ru/editor/images/70/c77f56bc-8925-48e3-9edc-7d87db0090f8.webp)
он получил номинацию на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Беседа с Дэном состоялась при поддержке ivi.
Кстати, цифровой релиз фильма «Мстители: Война бесконечности» с расширенными дополнительными материалами **доступен на ivi**с 3 августа.
Осторожно, спойлеры!
![«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - изображение 1 «Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - фото 1](https://u.kanobu.ru/editor/images/19/6cfcf88e-a3e6-4398-a428-08466a9cd910.webp)
В качестве супервайзера визуальных эффектов вы работаете чисто в постпродакшене? Надо ли вам присутствовать на съемках?
Лучше всего участвовать в процессе с самого начала. Это одна из тех вещей, что делают работу в MARVEL и с братьями Руссо такой приятной. Со мной связались достаточно рано, когда они еще работали над сценарием, чтобы проконсультироваться, как поставить сцены в плане повествования и внешнего вида в целом. Если заранее обговорить это с командой, занимающейся спецэффектами, то можно это держать в уме во время продакшена и постпродакшена.
И в случае работы над фильмом «Мстители: Война бесконечности» Танос стал отличным примером того, как это работает: мы достаточно рано познакомились со сценарием, на этапе пре-продакшена протестировали, как будет выглядеть Танос, чтобы во время продакшена было понятно, какими способами мы будем его «оживлять».
![«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - изображение 2 «Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - фото 2](https://u.kanobu.ru/editor/images/93/95c8e466-9cb2-445d-b228-b5078537e991.webp)
Насколько работа с MARVEL отличается от других студий? Может быть, тут какой-то особый уровень контроля качества?
MARVEL — это киностудия, но тут невероятный уровень взаимодействия с людьми вроде Кевина Файги, Луиса ДʼЭспозито и Виктории Алонзо — теми, кто действительно рулит всем процессом. Они действительно работают каждый день вместе с вами. Так что, работая над спецэффектами, ты постоянно слышишь их комментарии и общаешься с ними один на один. То же касается и братьев Руссо, и монтажной команды.
В других компаниях это было бы иначе — ты бы показал монтажерам, они — режиссеру, он — продюсерам, а те — главе студии. Там невозможно было бы получить необходимый фидбек сразу же.
![«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - изображение 3 «Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - фото 3](https://u.kanobu.ru/editor/images/15/23d30dd8-bfe6-441b-87ab-cc12fbc5daf6.webp)
То есть в MARVEL нет такой бюрократии, как везде?
Нет, и это отличное место! Сидишь в комнате, смотришь отснятое и обсуждаешь супергеройские силы: как это работает, какие тут правила — это круто! Все тут обожают то, над чем работают, все фанаты.
![«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - изображение 4 «Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - фото 4](https://u.kanobu.ru/editor/images/32/7ca5a9b2-5511-484b-bb1b-bc5117fb9bdb.webp)
Какой персонаж фильма был самым сложным с точки зрения графики? Кто-то полностью цифровой или же актеры, на которых надо было добавлять эффекты их суперсил?
Самым важным в этом фильме было убедиться, что Танос работает. Если бы вы не поверили в Таноса, то сюжет бы не удался.
Значительную роль в третьей картине о Мстителях играют отношения Таноса и Гаморы, и если бы у вас не получилось испытать эмпатию к Таносу, то это поставило бы крест на всем фильме. Это было большим испытанием и тяжелым бременем на наших плечах, но, к счастью, как я уже говорил, мы смогли испытать наши силы заранее с Джошем Бролином — сделать целую сцену, в которой мы передали Таносу все эмоции, которые отыграл Джош.
Танос ведь не карикатурный злодей, накручивающий себе усы, он верит в то, что он герой, и поэтому у него есть совсем маленькие детали в мимике, передающие его эмоции, и нам было необходимо освоить передачу их в цифровую версию — то есть в самого Таноса, чтобы рассказать эту историю.
![«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - изображение 5 «Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - фото 5](https://u.kanobu.ru/editor/images/37/26ecaafa-bfbb-49ae-bfe6-bbabdb0ee114.webp)
Пришельцы и суперсилы — ясное дело, CGI. Но есть ли какие-то мелкие детали в фильме «Мстители: Война бесконечности», которые на самом деле полностью цифровые, а мы об этом и не подозреваем?
Много такого было в Ваканде. Мы стараемся использовать как можно больше настоящей живой съемки, но иногда условия нас ограничивают — например, когда мы пытаемся воссоздать Африку, снимая на ранчо в Атланте. Мы взяли огромный кусок земли и позволили траве отрасти побольше, чтобы она напоминала африканскую саванну. Но когда начинаешь снимать, то после двух-трех дублей съемочная команда затаптывает всю траву, и пейзаж уже совсем не тот, что в начале.
Так что нам приходилось цифровым способом восстанавливать пейзажи из клочка земли, который остался не затоптан в процессе. Это был один из тайных спецэффектов фильма.
![«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - изображение 6 «Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - фото 6](https://u.kanobu.ru/editor/images/79/555c636b-c940-4c54-a0c0-cad3d24d63f7.webp)
Кстати, о Ваканде: понятно, что многих воинов добавили цифровым способом, а сколько людей отыгрывали битву на самом деле?
Кажется, у нас было человек двадцать каскадеров, играющих армию Ваканды. Их мы снимали в костюмах, а другие каскадеры отыгрывали аутрайдеров в костюмах для захвата движений. Сюжет несколько менялся в процессе производства, так что были сняты несколько крупных планов и просто общее сражение на заднем фоне — а нам же пришлось показывать, что аутрайдеры побеждают, что не было заложено в изначальных съемках.
Поэтому часто на заднем фоне воины Ваканды были заменены на цифровых, чтобы поменять нюансы боя. Также в конце, когда МʼБаку после щелчка наблюдает, как исчезают вакандцы позади него — они тоже цифровые, настоящий лишь МʼБаку.
![«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - изображение 7 «Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - фото 7](https://u.kanobu.ru/editor/images/73/815594fa-b107-486f-84b1-a09f229f19bc.webp)
Вы работаете над цифровыми эффектами с 1993 года. В чем, по-вашему, заключается самый большой прорыв в CGI за это время?
В первую очередь это технические возможности, позволяющие, например, передать мельчайшие детали мимики Джоша Бролина, снятого камерой на шлеме, Таносу.
Но не менее важна и доступность инструментов: когда мы только начинали, добиться чего-то было тяжело, и программы еще не были достаточно хороши, и машины, хоть и были быстрыми, но даже близко не стояли с теми, которые доступны в настоящий момент. Сегодня уже не надо воевать с инструментами, ты просто садишься и создаешь нужные эффекты.
И эта легкость, с которой сейчас можно работать, очень важна: в случае с фильмом «Мстители: Война бесконечности» нам нужно было выдать 2700 кадров с графикой за полгода!
![«Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - изображение 8 «Самым важным было убедиться, что Танос работает». Беседа о спецэффектах в «Войне бесконечности» - фото 8](https://u.kanobu.ru/editor/images/34/2b437a5d-b6ce-48f0-a4e7-dd9e253c28a4.webp)
![Печенюшка Печенюшка](https://cdn.kanobu.ru/r/6ed1a79cee7157d54201833ba8241b09/100x100/u.kanobu.ru/c/500de7d6ef8b5e1b135bb3352813d68a/200x200/accounts/64/228664/avatar.jpg)
![dragon.55 dragon.55](https://cdn.kanobu.ru/r/35a9c79cedd09b4791da4d60da84b5ee/100x100/u.kanobu.ru/c/7624494da3263ce963d7bf3ebab35b80/200x200/accounts/29/9537529/avatar.jpg)