Самые проблемные супергерои Marvel для экранизации
В 2018 году мы привыкли к тому, что у фильмов Marvel в большинстве случаев все хорошо, даже если они собирают меньше, чем планировала студия, тогда как у DC все стабильно плохо — и вообще складывается ощущение, что они не создают что-то свое, а догоняют Marvel. Но так было не всегда.
Начиная с 1970-х и по 1990-е годы выходили разрозненные экранизации комиксов, многие из которых не добирались до полноценного театрального проката. Marvel предоставляла права различным студиям, и в ряде случаев права возвращались к Marvel, так и не реализовавшись в виде фильма. Причины тому были самые разные — от отсутствия бюджета на фильм о супергерое до неправильного подхода сценаристов и продюсеров, заказывавших эти сценарии. Так развалились первые варианты «Доктора Стрэнджа» и «Железного человека».
В то же время DC успешно развивала франшизы своих самых популярных персонажей — Бэтмена и Супермена.
Над компанией Marvel Entertainment, владеющей правами на комиксы о персонажах Marvel Comics и продукцию на основе комиксов, в какой-то момент даже нависла угроза банкротства. В 1990-х годах компания приняла решение о продаже прав на создание полнометражных фильмов ряду студий. Первым фильмом стал крайне успешный «Блэйд», вышедший в 1998 году.
Произошло это после того, как студия учла прежние ошибки и создала реорганизационный план, суть которого заключалась в продаже прав на создание фильмов ради привлечения инвестиций. Продолжительное время студия занималась поддержкой фильмов, посвященных персонажам Marvel Comics. Деньги, которые Marvel Entertainment на этом заработала, помогли укрепить позиции компании. Так продолжалось до 2005 года, пока студия не решила делать собственные фильмы про своих персонажей. Первым фильмом будущей киновселенной стал «Железный человек», вышедший в 2008 году.
После того, как в 2009 году компания Disney купила Marvel Entertainment, студия начала возвращать себе права на персонажей, которые все еще принадлежали другим студиям. В 2012 году Marvel Studios вернула права на Блэйда, которые были у New Line Cinema, и на Сорвиголову, права на которого принадлежали 21th Century Fox. В 2013 году студия вернула права на Карателя и Призрачного гонщика, которые были у Sony и Lionsgate. В конце того же года Marvel Studios вернула права на Люка Кейджа от Sony.
В 2015 году Mrvel Studios заключила сделку с Sony Pictures Entertainment, добавив Человека-паука в киновселенную Marvel (после чего персонаж появился в двух уже вышедших фильмах и участвует еще в двух, находящихся на стадии пост-продакшена). При этом у Sony сохранились права на производство фильмов о персонажах, связанных с Пауком (и некоторые из них выйдут уже в этом году — например, «Веном» с Томом Харди).
В 2017 году компания Disney приобрела часть 21th Century Fox, благодаря чему вернула права на Людей Икс, Фантастическую четверку, Дэдпула и других героев.
Такого рода сделки подразумевают не только использование конкретного персонажа, чье имя указано в договоре. Речь идет о всех окружающих его героях комиксов и связанных с ним злодеях. Например, с возвращением Фантастической четверки Marvel Studios вернула себе также Доктора Дума и Галактуса, которых могут ввести в киновселенную и без главной супергеройской семьи.
Есть два типа прав на персонажей — права на производство фильма (Film production rights) и права на его распространение (Film distribution rights). Права на производство фильма позволяют создавать сам продукт с соблюдением интеллектуальной собственности. А права на распространение предполагают все те процессы, с помощью которых фильм доберется до кинотеатров, включая рекламу, права на показ, выбор даты выхода и т. д.
Когда Marvel решила делать свою киновселенную, у студии еще не было ресурсов для продюсирования фильмов. Поэтому был заключен договор с Paramount Pictures, которая занималась распространением картин до того момента, пока Disney не выкупила права на распространение уже вышедших фильмов у Paramount.
И, несмотря на все успехи Marvel Studios, есть несколько персонажей, которые нескоро увидят свои сольные фильмы.
Халк
Когда Marvel Entertainment продала права на персонажа и связанных с ним героев Universal Pictures, то обе компании совместно выпустили фильм «Халк» 2003 года. Впоследствии права на производство вернулись к Marvel, и в 2008 году вышел «Невероятный Халк». При этом права на распространение фильма остались у Universal — и по сей день находятся у этой студии.
Вот главная причина, по которой с 2008 года мы не увидели ни одного сольного фильма про Халка.
В отличие от Paramount, заключившей с Marvel контракт на дистрибуцию 6 фильмов, контракт на дистрибуцию с Universal Pictures не предусматривает каких-то ограничений по времени. То есть права на распространение сольных фильмов про Халка принадлежат Universal вечно, и продавать эту золотую жилу обратно Marvel студия не намерена. В свою очередь Disney не заинтересована в том, чтобы их фильмы распространяла другая компания. Сложилась патовая ситуация, разрешения которой в обозримое время ждать не следует.
Помимо Халка, это распространяется и на связанных с ним персонажей — генерал Росс, Женщина-халк, Лидер и т. д. В силу того, что фильмы-кроссоверы вроде «Мстителей» или «Рагнарека» не посвящены только Халку, то Marvel смогла добавить туда зеленого гиганта. Именно поэтому сольный фильм о Халке с Марком Руффало был негласно разбит на три части — первую мы уже видели в третьем «Торе», эта арка Халка продолжится в «Войне Бесконечности» и в четвертых «Мстителях».
Нэмор
Права на фильмы об этом персонаже тоже были у Universal Pictures. Подобно Халку, после продолжительного времени, когда у студии не было возможности воспользоваться правами и создать фильм о короле Атлантиды, права на создание фильма вернулись к Marvel Studios, но права на распространение остались у Universal.
Точные детали договоренности неизвестны — по словам главы Marvel Studios Кевина Файги, студия вернула себе «большую часть» прав на Нэмора, но остались некие «старые договоренности» с другими студиями, препятствующие полной продаже прав. Другой вопрос, кому вообще нужен фильм про столь третьестепенного героя вселенной. Разве что в пику сольному «Аквамену»?
Человек-паук
Несмотря на сделку Sony и Marvel Studios, с дружелюбным Пауком-соседом все не так просто. Главная проблема сейчас в том, что Marvel Studios невыгодно создавать спин-оффы Человека-паука. В комиксах есть множество интересных персонажей, окружающих Питера Паркера и заслуживающих возможности получить свой сольный проект. Например, Майлз Моралес или Бен Рейли. Но из-за того, что по соглашению продюсированием занимается Sony, а не Disney, Marvel Studios может ограничиться сольными фильмами о Человеке-пауке до тех пор, пока не решит вопрос с правами.
У Sony остались права и на производство фильмов, и на их распространение (они полностью оплатили «Возвращение домой», например), но в рамках соглашения созданием новых проектов занимается Marvel Studios.
И тут возникают проблемы. Sony решила создать свою киновселенную Человека-паука, начав с фильма «Веном» с Томом Харди. Но пока непонятно, как эти фильмы будут сосуществовать с Человеком-пауком, находящимся в киновселенной Marvel, и тем, что ряд персонажей, которых Sony хочет использовать в своих проектах, в перспективе может появиться и в марвеловской киновселенной.
Как две студии смогут договорить об использовании одного и того же актера в разных проектах? Слабо верится, что после успеха «Венома», например, Sony на станет добавлять Человека-паука в его сиквел. Будут ли привлекать Marvel Studios? Или в этих фильмах дружелюбного Паука сыграет другой актер? Каких героев Marvel Sony захочет использовать в своих проектах? На эти вопросы ответов нет, как и ясности в этой ситуации. И сам факт появления таких героев, как Веном, в киновселенной Sony создает проблемы с введением этого очень ценного персонажа в киновселенную Marvel Studios.
Фантастическая четверка
После сделки с Fox Disney поспешила объявить о возвращении прав на Людей Икс и Фантастическую четверку. Но это не совсем так. Права на распространение принадлежали Fox, а вот права на производство находятся у компании Constantin Films (они, кстати, принимали участие в производстве провального перезапуска «Четверки» 2015 года и двух предыдущих экранизаций).
Подробные условия договора между Fox и Constantin неизвестны, поэтому сложно представить, как в данный момент обстоят дела с правами на этих персонажей. Более того, права на производство могут закончиться, если студия не выпустит ни одного фильма о персонажах в течение оговоренного срока (это и было одной из причин выхода перезапуска в 2015 году).
Скорее всего, в скором времени Disney предложит Constantin Films выкупить права, которые студия все равно не может использовать без участия Marvel Studios. Но это значит, что в скором времени в киновселенной Marvel Четверку ожидать не стоит. А как круто было бы увидеть Рида Ричардса, Сьюзен и Джонни Шторм и Бена Гримма, сражающихся с войском Таноса в какой-нибудь из массовых сцен «Войны Бесконечности» или ее сиквела!
Важно отметить, что во всех этих соглашениях есть персонажи, которых Marvel Studios ранее делила с другими компаниями. Например, Кингпин ассоциируется как с Сорвиголовой, так и с Человеком-пауком. В чьем «бонусном пакете» он должен быть? Sony и Marvel Studios заключили соглашение о совместном использовании при предворительной договоренности. То же касается детей Магнето — Ртути и Алой Ведьмы, планеты Эго и расы Скруллов.
Подобные «серые» пятна в договорах создают лазейки для компаний, с помощью которых они добавляют персонажей в свои проекты.
И в то же время, из-за этих лазеек, которыми компании пользовались до возвращения прав к Marvel Studios, сейчас возникают вопросы: как и когда Люди Икс станут частью киновселенной? Будут ли это новые актеры? Или в Marvel попытаются интегрировать уже готовых персонажей? Это создает массу сложностей. Например, Ртуть из «Людей Икс» — это формально тот же погибший Ртуть из «Мстителей 2». Соответственно, студии придется принять какое-то решение насчет подобных конфликтных героев.
Впрочем, об этом мы подробно расскажем в отдельном материале о том, как Мстители и Люди Икс могут встретиться на большом экране.