06 ноября 2013
Обновлено 16.03.2016

Сад изящных слов | Kotonoha no Niwa

В своем новом фильме Макото Синкай учит пить пиво и закусывать шоколадом. А еще за 46 минут он успевает рассказать историю про дождь, взросление и вечные противоречия.
В своем новом фильме Макото Синкай учит пить пиво и закусывать шоколадом. А еще за 46 минут он успевает рассказать историю про дождь, взросление и вечные противоречия.

В 21 веке очень модно жаловаться на урбанизацию. В каждом Starbucks’е найдется недовольный хипстер, попивающий свой «Классический латте» за Macbook’ом и, что парадоксально, обсуждающий с друзьями засилье приезжих из «села». Причем под «селом» обычно понимается абсолютно любой город кроме Москвы и Питера. Хотя некоторые их аргументы вполне может понять и простой смертный: навряд ли кто-то видит красоту в переполненных вагонах метро, толпах спешащих и копошащихся по непонятным причинам людей и понатыканных как можно ближе друг к другу зданиях. Но у каждого мегаполиса свое лицо, образ, который старательно создается архитекторами, людьми культуры и всеми, кто к этому причастен. И если у Москвы имидж, мягко говоря, подпорчен, то столица Японии, Токио, всегда предстает перед интересующимися в едва ли не безупречном свете. Чистые улицы, знаменитая телебашня в Сумида, остров Одайба, манящая поклонников поп-культуры Акихабара и множество других причин хоть раз в жизни увидеть этот город. После просмотра новой ленты Макото Синкая «Сад изящных слов» стереотип о том, что Токио – лучший мегаполис на земле, лишний раз закрепляется. И уже плевать, так это на самом деле или нет.

Сад изящных слов | Kotonoha no Niwa - фото 1

После просмотра «Сада слов» стереотип о том, что Токио – лучший мегаполис на земле, лишний раз закрепляется.

Сезон дождей в Японии обычно выпадает на первые месяцы лета – традиционно не самое приятное время года в стране. В жизни Такао тоже наступают не лучшие деньки: недавно начавшийся учебный год (в Японии с апреля), проблемы родителей и выбор «правильной профессии» - все это грузом ложится на его плечи. Словом, наступает тот момент, когда быт, раньше маячивший где-то далеко во «взрослой жизни», добирается и до него. Морально Такао вполне готов, даже на работу устроился, но иногда и он дает слабину: заключает с собой договор, по которому в дождливые дни он вместо уроков проводит время в маленькой беседке в парке. Как раз там и происходит роковая встреча. Молодая девушка лет 25 сидит на привычном для героя месте и увлеченно читает. Дождь не оставляет Такао выбора, и он подсаживается рядом. В судьбе героев «Kotonoha no Niwa» время, проведенное вместе в спасительной беседке, сыграло решающую роль.

Сад изящных слов | Kotonoha no Niwa - фото 2

Самое, пожалуй, интересное и трепетное чувство, которое передавал во всех своих работах Синкай – это чувство неизбежности любви, ее предрешенность. Вы как будто ловите настроение влюбленных еще до их встречи, а когда она случается, изменения в жизни героя касаются и вас. Приходит понимание их увлеченности, важности друг для друга, причины, по которой он просто не может не сесть рядом. Эти ощущения, навязываемые (в хорошем смысле слова) фильмом, на самом деле настолько же прекрасны, как и печальны. Что-то подобное было в книгах Харуки Мураками 80-90-ых годов.

Сад изящных слов | Kotonoha no Niwa - фото 3

В «Kotonoha no Niwa» наиболее заметны источники вдохновения режиссера – эта история до мозга костей японская, местами даже классическая, но переложенная под современные реалии. Несмотря на это, лента не боится противоречить предыдущим фильмам Синкая. Но об этом позже.

Сад изящных слов | Kotonoha no Niwa - фото 4

Чем больше времени Такао и Юкари (так зовут героиню) проводят вдвоем, тем в большую зависимость они впадают от встреч. Ни о какой любви пока никто не заикается, просто проводя время в беседке, они, еще не понимая того, являются очень важной опорой друг для друга. Дни пролетают незаметно: вот Такао рассказывает ей о своих планах на будущее, они находят общие темы для разговора, едят ланч, приготовленный Юкари, а сезон дождей уже подходит к концу…

В судьбе героев «Kotonoha no Niwa» время, проведенное вместе в спасительной беседке, сыграло решающую роль.

Сад изящных слов | Kotonoha no Niwa - фото 5

Мастерство любого режиссера заключается в том, чтобы без слов (не во всех, конечно, фильмах) передать зрителю эмоции, представление о ситуации. Образно говоря объяснить, почему синий цвет – синий, а в этом эпизоде нужно плакать. «Сад изящных слов», как и «Пять сантиметров в секунду», делает это при помощи символов, зачастую даже не заметных смотрящему, но оказывающих на него воздействие. Именно этим всегда были прекрасны работы японца – полутонами. Характер сцены определяет не интонация голоса персонажа, а… интенсивность и свойственность дождя: приглушенно или на первом плане – его почти всегда можно услышать. Каждый раз, наблюдая за каплями, плавно стекающими по веткам, ловишь себя на желании по-ребячески дернуть за ближайший лист и до нитки вымокнуть - графически все выполнено на запредельном уровне.

Многие до сих пор считают концовку «Пять сантиметров в секунду» грустной и трагичной, хотя на самом деле Синкай преследовал совсем другие цели.

Но вернемся к полутонам. Не говорить напрямую то, что думаешь – негласное общечеловеческое правило. Особенно когда дело касается таких личных вопросов и желаний, как показано в фильме. Да и нормы общения со старшими не позволяют, например, Такао вести себя открыто. Насколько бы эмоциональными не были пейзажи, показываемые Макото Синкаем в лентах, как бы ни перебегали фортепьянные партии по нервам зрителя, в определенный момент нужно подкрепить все это и поступками, словами героев. Из-за непродуманности такого рода вещей (или в надежде на воспринимающего символику зрителя) режиссер ставит себя в неловкое положение, будто сам не уверен в том, что показывает. Из-за этого многие до сих пор считают концовку «Пять сантиметров в секунду» грустной и трагичной, хотя на самом деле Синкай преследовал совсем другие цели.

Сад изящных слов | Kotonoha no Niwa - фото 6

«Сад изящных слов», несмотря на всю свою «японистость» даже по сравнению с ранними работами, таких проблем не имеет. Да, на протяжении 35 минут все происходит по привычному сценарию (общий хронометраж всего лишь 46, кстати), который, скажем так, не раскрывает всех героев до конца, но в заключительной сцене, перед самыми титрами, вам громко, в лицо, без всяких намеков и отступлений выкрикивают то, что копилось на душе весь фильм. Дождь, музыка, даже город – все на секунду замолкает, чтобы потом взорваться радостными нотами заключительной песни. И только тогда понимаешь, насколько красивый, правильный и взрослый мультфильм ты сейчас видел.

Только тогда понимаешь, насколько красивый, правильный и взрослый мультфильм ты сейчас посмотрел.

_ Сквозь горизонт прорывается рассвет, светлые и теплые солнечные лучи берут в плен Токио, а ты счастлив всего лишь по тому, что переждал дождь вместе с героями «Сада слов»._

Сад изящных слов | Kotonoha no Niwa - фото 7

_ Определенно, это лучшая работа Синкая. С её помощью он ставит жирную точку на своей вечной теме. А вот каким будет его следующий фильм – большая загадка._

_Автор текста: _Андрей Яшин

Комментарии 37
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
brontozawr
brontozawr
Обожаю его работы. На такое бы в кино, желательно в IMAX, который используют для всякой лажи))
Lord13
Lord13
Даааа, Я недавно как увидел рисовку тут же посмотрел, она офигена!
Malcolm Reynolds
Malcolm Reynolds
Макото Синкай крут. А рисовка просто превосходна.