26 декабря 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

«Русских комиксов как группы не существует»

В рубрике «Лица» «Канобу» общается с наиболее важными и интересными деятелями современной поп-культуры. Мы не просто берем у них интервью, но предоставляем трибуну для самых смелых высказываний. И если прошлый месяц мы посвятили людям, связанным с музыкой, то декабрь – актуальному вопросу. На протяжении четырех недель наши герои рассказывали о том, какой образ сложился у сегодняшней России в продуктах современной поп-культуры.<br />Последним спикером месяца стал наш соотечественник, молодой художник Артем Бизяев. Артем прежде всего известен за свою работу над сериями издательства Bubble, однако недавно он выпустил собственный комикс под названием «Шафировский проспект», посвященный тому, насколько уныло стоять в автомобильных пробках.
В рубрике «Лица» «Канобу» общается с наиболее важными и интересными деятелями современной поп-культуры. Мы не просто берем у них интервью, но предоставляем трибуну для самых смелых высказываний. И если прошлый месяц мы посвятили людям, связанным с музыкой, то декабрь – актуальному вопросу. На протяжении четырех недель наши герои рассказывали о том, какой образ сложился у сегодняшней России в продуктах современной поп-культуры.
Последним спикером месяца стал наш соотечественник, молодой художник Артем Бизяев. Артем прежде всего известен за свою работу над сериями издательства Bubble, однако недавно он выпустил собственный комикс под названием «Шафировский проспект», посвященный тому, насколько уныло стоять в автомобильных пробках.

Не скажу, что я всегда мечтал рисовать комиксы, но таки жизнь меня с этим столкнула не случайно. Вот с детства люблю рисовать, отучился на режиссера анимации – с такими исходными все и не могло быть иначе. Комикс – это как бюджетный вариант фильма, который можно сделать в одиночку. Прекрасная практика режиссуры. Многим важным для кино вещам я научился, именно рисуя комиксы.

В комикс-индустрию затащил меня журнал Bubble. До того, как Bubble переключилось на супергероев, у них выходил одноименный журнал комиксов. Артем Габрелянов, главный редактор, позвал меня рисовать для этого журнала иллюстрации к статьям. Потом мне доверили небольшие истории. Когда же они запустили свои основные серии, Артем предложил мне заняться «Иноком», а после и «Бесобоем».

В «Баббле» хорошо. Много свободы, но мало времени. Я ушел оттуда, потому что еще не готов к такому. Там очень жесткий темп. Нужно работать быстро. А чтобы работать быстро, нужно иметь отточенный стиль.

Я работал над обеими сериями вот так: сначала получал сценарий, разбивал его на страницы и делал раскадровку. На этапе раскадровки я режиссирую номер: в простых эскизах решаю как удачнее рассказать историю, какие выразительные средства использовать для передачи настроения сцены, какой формат кадра выбрать. Потом я рисую чистовой контур, затем отдаваю на покраску колористу. Условия, конечно, не строжайшие. Я всегда мог изменить под себя что-нибудь в работе других.

Здесь важно соблюсти целостность, чтобы вся команда шла в одном направлении. Ведь на выразительность отдельно взятого кадра влияет множество факторов: и композиция, и рисунок, и тон, и цвет. И чтобы сцена сработала, нужно, чтобы художник понимал, что хочет рассказать сценарист, а колорист понимал, как это хочет рассказать художник.

В «Баббле» хорошо. Много свободы, но мало времени. Я ушел оттуда, потому что еще не готов к такому. Там очень жесткий темп. Нужно работать быстро. А чтобы работать быстро, нужно иметь отточенный стиль. А я до сих пор не разобрался в себе, не нашел технику, на которой хотел бы остановиться. Каждый раз, когда я менял графику, темп работы существенно снижался. Надеюсь, что рано или поздно я устаканюсь и смогу потянуть целую арку.

Хагрид, Гарри и Дадли в представлении Артема.

Типичное утро типичного русского дворника.

Идея «Шафировского проспекта» принадлежит моему другу Виталию Терлецкому, человеку, который может подать любой совершенно обычный предмет в совершенно неожиданном виде. Его задумка сразу зацепила меня, и мы решились ее реализовать. Сначала сценарист комикса Виталий Терлецкий рассказал мне о своей задумке. Мне она понравилась. Для вдохновения мы решили прокатиться по Шафировскому. Пока стояли в пробке, обсудили детали. И через несколько месяцев работы комикс был готов к печати.

Несмотря на то, что в комиксе говорится о реально существующем проспекте, этот проспект изображен как понятный всем собирательный образ. В этом вся соль –обычный проспект на краю города. И в этом суть – он такой же, как и все, один из многих, в котором люди тратят свои жизни в ожидании. Поэтому, я надеюсь, «Шафировский» будет понятен соотечественникам. К тому же я использовал различные ностальгические детали из воспоминаний детства, которые , наверняка, порадуют читателей, учитывая всеобщую одинаковость советского быта.

Мне кажется, иностранцы вряд ли проникнутся и сразу определят, что «Шафировский проспект» – русский комикс. Разве что серость и уныние могут навести их на мысли о постсоветском пространстве, ну знаете, это что-то вроде шуток про радугу в Польше. И это логично – в «Шафировском» нет ничего такого, что могло бы говорить о русской традиции комикса.

Обложка «Шафировского проспекта».

Обложка «Шафировского проспекта».

Существует ли в России индустрия комиксов? Как мне подсказывает Google, «индустрия» с латинского переводится как «деятельность». Так вот, деятельность в сфере комиксов в России существует. И даже есть кое-какой бизнес.

Но вот сама фраза «русская индустрия комиксов», как мне кажется, немного неверная. Правильнее будет «индустрия комиксов в России». Потому что у комиксов, нарисованных у нас, на данный момент нет своего почерка, который бы объединял их. Поэтому русских комиксов как группы не существует. Для того, чтобы почерк появился, нужно количество, ну и массовость.

Если бы пятьсот человек в течение десяти лет издавали комиксы в одинаковой стилистике, то тогда они создали бы этот самый почерк, о котором в последствии и говорили бы как о русской школе комиксов. На деле авторы вдохновляются разными вещами и потому рисуют разные комиксы. Не называть же мангу, созданную россиянином, русским комиксом.

Лубок и «Окна РОСТА» – это настоящее лицо русских комиксов, я считаю. Это можно смело назвать по-настоящему русским.

Питер Пэн уже не тот.

Комментарии 26
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
vova4yma
vova4yma
Комментарий был удален