ВчераКино

«Ритуал» с Аль Пачино: Экзорцизм без благодати

Фото: «Вольга»
Фото: «Вольга»

26 июня в российский прокат выйдет хоррор «Ритуал» — история, в которой пара священников оказывается перед лицом смертоносного зла в теле юной девушки. Кинокритик Тимур Алиев разбирается, почему картина режиссёра Дэвида Миделла не вызывает ни интереса, ни ужаса, ни эмпатии.

Страна: США

Жанр: ужасы

Режиссёр: Дэвид Миделл

Сценаристы: Дэвид Миделл и Энрико Натале

В ролях: Аль Пачино, Дэн Стивенс, Эшли Грин, Эбигейл Коуэн

Премьера: 26 июня 2025 года

Где смотреть: в кинотеатрах

О чём это кино

Миделл взялся за историю одного из наиболее подробно задокументированных кейсов экзорцизма в американской истории. В 1928 году бесов изгоняли из девушки по имени Эмма Шмидт. Действие происходит в монастыре Святого Иосифа в штате Айова. К церковным властям обратились врачи, которые испробовали все «медицинские и биологические способы» помочь девушке.

Для ритуала экзорцизма руководство церкви приглашает немецкого католического священника Теофилуса Ризингера (Аль Пачино). Его помощником становится местный кюре Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс). Между двумя священнослужителями возникают разногласия. Штайгер, кажется, не верит в одержимость демоном, потому время от времени возмущается, что девушке нужна в первую очередь медицинская помощь. Ризингер напротив ничуть не сомневается в истинной природе недуга подопечной.

«Ритуал» — попытка реконструировать реальные исторические события, которые по одной из версий послужили фундаментом для культового хоррора «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина. Правда, кино больше напоминает перечитывание конспектов лекций по демонологии — история мало того, что предсказуемая, но ещё и утомительная, и лишённая какого-либо огонька настоящего ужаса.

Кто снял и снялся

Фото: «Вольга»

Фото: «Вольга»

Дэвид Миделл — постановщик, не особо известный широкой аудитории. Его предыдущей картиной была драма «Убийство Кеннета Чемберлена» — также история по мотивам реальных событий, произошедших в 2011 году. Фильм рассказывает о полицейском произволе по отношению к чернокожему пациенту больницы.

Над адаптацией истории «Ритуала» он работал вместе с Энрико Натале — продюсером и сценаристом независимого американского кино (пародия «Международная федерация борьбы на больших пальцах», ужастик «Жестокость»). Из по-настоящему захватывающего в реальности сюжета получился школьный реферат о противостоянии добра и зла.

Актёры — возможно, единственное здесь, на что можно посмотреть. Дэн Стивенс отчаянно старается передать внутренние терзания скептика — в растерянном взгляде, каменном лице и подергивании плечами. Но в целом персонаж не очень-то раскрывается, оставаясь не более чем схематично прописанным. В то же время Аль Пачино в образе экзорциста выглядит блекло, с трудом изображая немецкий акцент и тяжесть в процессе изгнания бесов.

Как выглядит хоррор

Фото: «Вольга»

Фото: «Вольга»

Визуально «Ритуал» напоминает синтез документального кино и вереницы однообразных ужастиков категории Б. Большую часть событий сняли ручной трясущейся камерой — фишка, которая из 2025 года выглядит максимально анахронично и немодно. Во время нагнетающих саспенс эпизодов оператора будто подташнивает, равно как и монтажёра — настолько хаотично и нервно выглядят представленные на экране события.

Эпизоды с участием одержимой девушки изобилуют фирменными клише жанра. Героиня периодически блюёт черной жидкостью, говорит то на латыни, то на мёртвых языках, прыгает по стенам и произносит богохульства разной степени критичности. Кажется, что команда фильма за кадром заполняла чек-лист обязательных элементов экзорцистского триллера, проходя -цать шагов.

Почему не получилось

Фото: «Вольга»

Фото: «Вольга»

Проблема «Ритуала» — в его неизобретательности и, будем честны, абсолютной неуместности. За последние пару лет один только Рассел Кроу снялся в двух аналогичных картинах, каждая из которых не увенчалась успехом («Экзорцист Ватикана», «Экзорцизм»). Если уж хоррор со звездой Голливуда проваливается, что говорить о пресном высказывании новичка.

Картина Миделла не старается ни по-новому взглянуть на избитую тематику, ни углубиться в детали исторической реконструкции реального кейса. При этом режиссёр явно хочет поймать двух зайцев — выдать аудитории и серьёзную религиозную драму о кризисе веры и догматов, и коммерческий хоррор с работающими клише. К сожалению, Миделл терпит фиаско в обоих случаях.

«Ритуал» катастрофически скучное кино, сделать его другим трудновато. Со времён Фридкина всё уже сотни раз пересказано и переснято. Режиссёр не может сойти с истоптанной тропинки, выбирая слепо копировать то, что работало у его предшественников. В результате у зрителей появилась ещё одна вариация «Изгоняющего дьявола», лишённая и уважения к первоисточнику, и элементарной самобытности.

Итого

Перед нами кристально образцовый пример того, как не надо делать хоррор об экзорцизме. Несмотря на участие больших звёзд, которые стараются спасти положение по мере возможностей, «Ритуал» — тривиальное и несостоявшееся кино (как содержательно, так и технически), которое не способно ни по-настоящему испугать, ни тем более удивить зрителя. Удовольствие от этого фильма могут получить разве что фанаты Пачино и Стивенса.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
OXYBOT
OXYBOT
Ну как обычно, каждый в прошлом уважающий себя актер, должен сняться в мистическом фильме про Экзорцизм и Аль Пачино не стал исключением=падение в киногрехе...