Рецензия на «Видок: Охотник на призраков». Легендарная личность или безликая тень?
Для начала вспомним «Видока» (Vidocq) 2001 года. Знаменитый детектив (Жерар Депардье) пытался поймать преступника в зеркальной маске, убившего трех именитых аристократов. Но дойдя до конца, он, к сожалению, погиб. Зритель следует за нерасторопным журналистом, который пишет биографию Видока и идет по следу загадочного убийцы.
«Видок» был первым фантастическим цифровым фильмом. Картина использовала нестандартные для того времени планы и ракурсы, вольно интерпретировала жизнь Эжена, мистика и загадочность окутывали грязные Парижские улицы. Туман следовал за журналистом в темных переулках. Париж в фильме похож на театральную сцену, на которой периодически появлялись куклы, вспыхивал огонь и возникали необычные декорации.
Сюжет захватывал, но опускал не менее захватывающую жизнь Эжена. Это и попытался исправить «Видок: Охотник на призраков» (LʼEmpereur de Paris).
В новом фильме Видок (Венсан Кассель) в который раз бежит из заключения при помощи хитрости и сноровки. После скитаний и нелегального заработка правительство Франции нанимает его как частного детектива: Видоку предстоит очистить улицы Парижа от опасных и неуловимых преступников.
Впервые взглянув на название, зритель подумает, что фильм сохранит традиции первой картины и схожий мистический оттенок. Но это не так. Призраки здесь — преступники, умело скрывающиеся от полуслепой полиции. Значит, будет расследование убийств и поимка преступников в стиле Шерлока Холмса? Увы, пока Видок Касселя охотился на «призраков», он и сам невольно становится безликим приведением.
Зрителя ожидает откровенно скучная нарезка кадров с убийствами и поимкой преступников, но никакой детективной истории вы не получите. Поступки Видока восхваляют устами каторжников и чиновников. Зритель получает лишь слова, а не наглядное подтверждение.
Безликие грязные улицы, беспрестанные убийства, где каждый может выстрелить другому в голову и при этом не испытает никаких эмоций. К концу фильма, в духе Тарантино, события подойдут к долгожданной перестрелке. Но никто не увидит крови, не испытает эмоций. Будто играешь в однообразный шутер и безэмоционально убиваешь мобов одного за другим.
Режиссер пытался ухватить все аспекты: и жизнь показать, и убийства, и врагов, и любовниц. Но линии оказались средними и не впечатляющими.
При этом драматические моменты могли сработать, если бы из десятка режиссер оставил хотя бы два, но сильных и цепляющих. Как и в случае с бесконечными однообразными перестрелками, в нагромождении конфликтов и эмоционального накала перестаешь сочувствовать персонажам. Картина как бы на грани: еще немного и хвалить будет не за что, но в последний момент вдруг приходит в равновесие и вновь затягивает в сюжет.
Яркие эмоции почти не отражались на лице Касселя, но в конце концов, это выстрелило в переломной сцене. Видок — и преступник, и человек, жаждущий свободы. А чтобы ее получить, необходимо быть заодно с правительством, переступить через моральные принципы и побывать по другую сторону баррикад.
«Я работаю один, а значит никого не предаю», — так думает главный герой, связывая очередного преступника, давным-давно отбывавшего срок вместе с ним. Невольно задумываешься: на что пойдет человек, чтобы добиться личной свободы? Вправе ли он лишать ее других?
Видок свободен духом и жаждет освободиться физически, а потому не выбирает ни одну из сторон. Этот аспект цепляет и заставляет смотреть до конца. Так действует линия Видока и убийцы Натаниэля (Аугуст Диль). Это чуть ли не единственные персонажи, за судьбу которых переживаешь. И это работало бы на протяжении фильма, если бы линия Видока сохранила акцент на моральном выборе, а не разрывалась на десяток других персонажей.
Внешность героя Касселя хорошо сочетается с характером персонажа. Видок такой, какой и должен быть: одинокий, хладнокровный и закрытый. Речь детектива о свободе, прочтенная перед заключенными, и сражение с главным злодеем — вот что вырывалось из серого повествования яркими вспышками. В этих сценах эмоции героя, наконец, вырывались из замкнутого круга.
«Видок: Охотник на призраков» в очередной раз позволил личности знаменитого детектива попасть на большие экраны. Но даже если история стала правдивой, она, увы, так и не зацепила зрителя.
О! Спасибо, что напомнили про Питофа - еще одного талантливого парня, карьеру которого уничтожил Голливуд.