Рецензия на «Жил-был Дэдпул»

Денис Варков
3 января в кино очень тихо вышел фильм «Жил-был Дэдпул» (Once Upon a Deadpool). Это версия «Дэдпула 2», из которой вырезали всю кровь, мат и любые сцены, которые могут как-то травмировать детей (по крайней мере, создатели пообещали это сделать). Взамен добавили около 15-20 минут нового контента, где Уэйд Уилсон рассказывает сказку похищенному актеру Фреду Сэвиджу. Ниже я рассказываю, кто это такой, стоит ли смотреть на зацензуренного Дэдпула и осталось ли там хоть что-то от оригинального фильма.

На моей памяти это первый случай, когда супергеройское кино повторно выпускают в прокат, но в подцензурном виде. Ни один фильм о супергероях с рейтингом R не получал такой «детской» версии, «Дэдпул 2» в этом плане уникален — вы можете дважды посмотреть его в кино, и это будут слегка отличающиеся версии одной и той же истории. Вот только нужна ли фильму измененная версия?

Если вы знакомы с комиксами о болтливом наемнике, то в курсе, что жестокость, мат и различные намеки сексуального характера — не основные черты характера персонажа. Для Дэпула главное — ребячество и несерьезность, все остальное наслаивается на образ героя, который осознает, что он в комиксе, и активно эксплуатирует этот факт, постоянно разговаривая сам с собой и с читателем.

В кино же образ Уэйда Уилсона был несколько изменен. Он потерял свои множественные личности, зато стал олицетворением пошлости и всего, чего нет в классических фильмах о супергероях.

И если про болтливого наемника из комиксов история без крови и мата выглядит вполне уместной, то для PG-13-версии Дэдпула отсутствие этих элементов создает большие проблемы. Фильм теряет в красочности и зрелищности, сражения выглядят чрезмерно компьютерными, поскольку теперь Уэйд Уилсон не получает никаких повреждений от того, что его бросают, рвут, расстреливают и так далее. Вернее, раны-то есть, но какой от них толк? Фильм — не комикс, он работает во многом благодаря зрелищной картинке, а в случае «Дэдпула 2», где сценаристы сами шутками Уилсона оправдывали косяки сценария, такие мелочи очень важны для создания нужных эмоций у зрителя.

Все новые сцены в «Жил-был Дэдпул» строятся на пародировании киносказки 1987 года «Принцесса-невеста» (The Princess Bride). В России картина практически неизвестна, в то время, как в США это знаменитая картина, кочующая по топам лучших фильмов. Даже в топ-250 по версии IMDb вы сможете найти «Принцессу-невесту».

Но «Жил-был Дэдпул» парадирует только одну из сюжетных линий фильма — ту, в которой дедушка рассказывает сказку внуку, вынужденному из-за болезни остаться дома. Дэдпул воссоздает комнату, в которой юный Фред Сэвидж находился в «Принцессе-невесте», а самого бывшего ребенка-звезду заставляет выслушать пересказ «Дэдпула 2».

Этот прием далеко не новый. Называется он framing device или «рассказ в рассказе». Даже первый «Дэдпул» отчасти подавался в таком же ключе, когда Уэйд рассказывал, что привело его к тому моменту, с которого начинался фильм.

И «Жил-был Дэдпул» не предлагает ничего нового для этого приема. Более того, если поначалу Сэвиджа и Уилсона еще будут показывать, то практически весь второй и третий акт фильма остались без «вставок» с комментариями Фреда и Уэйда. Их там очень мало, и иногда даже можно забыть о том, что это измененная версия фильма.

Если вы надеялись, что в новых сценах будут хорошие шутки, то вынужден вас разочаровать. Пытаясь покрыть вырезанные сцены и гэги, сценаристы дописали шуток для Уилсона и Сэвиджа, сделав из Фреда недовольного гика, который, например, иронизирует над изображением Кейбла в фильме по сравнению с образом из комиксов. А еще в этой версии больше шуток про сделку Fox и Marvel. Вот только смешных среди них практически нет.

Но одна добавленная сцена все же достойна вашего внимания. После всех титров и сцен, которые были в оригинальной версии, показывают небольшой эпизод со Стэном Ли. Очевидно, что он был добавлен как требьют «королю камео», и он действительно очень трогательный — лучше всего фильма вообще.

Честно говоря, при первом просмотре «Дэдпула 2» фильм показался мне во многом самоповтором, эксплуатирующим все выстрелившие элементы первой части и не предлагающим практически ничего нового. И повторный просмотр «цензурной» версии лишь подкрепил это мнение. Смотреть откровенно тяжело, и это проблема сценария. Спасают сиквел как раз экшен и спецэффекты — которые весьма условны в «детской версии».

Критики не оценили измененную версию. На Rotten Tomatoes у «Жил-был Дэдпул» — 52% положительных отзывов, на Metacritic — 52 балла. Фильм очень тихо вышел в прокат — в России у него практически не было рекламы. Видимо, студия ограничилась новыми постерами (на которых есть Фред Сэвидж).

Кстати, в Америке фильм вышел в поддержку фонда борьбы с раком Fuck Cancer (в цензурной версии — Fudge Cancer).

Достоин ли внимания «Жил-был Дэдпул»? На мой взгляд, нет, причем не только в кино, но и на цифровых платформах (на которых фильм выйдет 15 января). Это тот же «Дэдпул 2», только из него убрали большинство элементов, делавших фильм непохожим на другие кинокомиксы. Два часа вашего времени не стоят нескольких гик-шуток и одного отличного камео Стэна Ли. Все остальное вы уже видели.

Больше о «Дэдпуле 2»

Последние статьи