Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
4 ноября на российские экраны выйдет фильм The Tax Collector, получивший в нашем прокате неплохое название «Выбивая долги». Это новая работа известного американского режиссера и сценариста Дэвида Эйра. В США фильм вышел еще в августе на цифровых платформах, где был вдребезги разнесен и критиками, и зрителями. Ниже я расскажу, почему это худший фильм Эйра — в целом крайне уважаемого мной кинематографиста.
4 ноября на российские экраны выйдет фильм The Tax Collector, получивший в нашем прокате неплохое название «Выбивая долги». Это новая работа известного американского режиссера и сценариста Дэвида Эйра. В США фильм вышел еще в августе на цифровых платформах, где был вдребезги разнесен и критиками, и зрителями. Ниже я расскажу, почему это худший фильм Эйра — в целом крайне уважаемого мной кинематографиста.

О вкладе Эйра-сценариста в американский кинематограф я рассказывал в моем обзоре первого «Форсажа», о его биографии и раннем творчестве — в тексте по «Отряду самоубийц».

Здесь скажу только, что это великолепный сценарист и очень неплохой режиссер, у которого за поясом ряд первоклассных работ. От общепризнанных («Тренировочный день» и «Ярость») до крайне недооцененных («Саботаж» и «Короли улиц»). Но лучшим фильмом Эйра до сих пор остается его дебют — очень крутой, малобюджетный и бескомпромиссный фильм Harsh Times, известный у нас как «Крутые времена». Он рассказывал о паре друзей из плохого района Лос-Анджелеса, которые решают хорошо провести время, но влипают в криминальную историю.

У «Выбивая долги» больше общего с одним из самых известных фильмов Эйра — очень слабым и сентиментальным полицейским боевиком End of Watch, известным у нас как «Патруль». Речь снова о паре друзей, но на сей раз они — профессионалы при исполнении. Только не полицейских обязанностей, как в «Патруле», а куда более ответственных поручений. Они собирают дань с мелких латиноамериканских банд на контролируемой мексиканским наркокартелем части Лос-Анджелеса, а также сурово карают должников и просто оступившихся.

Эти милые ребята — совершенно никакой Бобби Сото из «Наркос: Мексика» и Шайа ЛаБаф в роли его татуированного с ног до головы напарника по прозвищу Крипер (или Страшила). Именно ЛаБаф выступает главным аттракционом фильма в трейлере и на постерах, и герой действительно получился интригующий. Это выросший в мексиканском гетто белый парнишка, который подчеркнуто хорошо одевается, даже ночью не снимает темных очков, носит на себе 4 пистолета и расчленяет живых должников бензопилой, пока они, безногие и безрукие, «скачут по полу, будто тюлени».

Это один из самых запоминающихся образов в галерее крутых парней Эйра — наряду с Алонсо из «Тренировочного дня», Бричером Арнольда Шварценеггера из «Саботажа» и Дэвисом Кристиана Бэйла из Harsh Times. Другой вопрос, как с ним обходятся в фильме.

Тут сложно что-то сказать без спойлеров — но я гарантирую, что вы останетесь неудовлетворены результатами. Причем это даже не вопрос большой актерской занятости ЛаБефа, как с Беном Аффлеком в «Тройной границе». Я читал сценарий The Tax Collector, и там Криперу была уготована именно такая судьба именно на этом моменте фильма (в отличие от героя Аффлека, который в сценарии Triple Frontier доживал до финальных титров).

Эйр явно хотел высказаться о том, что в мясорубке криминального мира Лос-Анджелеса даже 4 пистолета и самая страшная репутация не спасают от досадных случайностей. Ну хорошо, point, как говорится, taken. Но что нам теперь делать с фильмом, лишившимся своей главной привлекательной черты?

Сценарий, кстати, читается на ура. Это настоящая поэзия улиц, два дня из жизни крутых парней, которые нагибают чуть менее крутых, пока не натыкаются на реально крутых. Да, там все очень предсказуемо и топорно, но в тексте подкупает реалистичность (если не сказать — аутентичность) каждой ситуации. Написать такое мог только человек с таким бэкграундом и знанием жизни, как Эйр. Все банально и страшно, как криминальная хроника, и даже пара дешевых жанровых «твистов» в конце не портят впечатления от истории.

Рецензия на «Выбивая долги». Худший фильм Дэвида Эйра — режиссера «Отряда самоубийц» и «Яркости» - фото 1

В фильме все это не работает совершенно. Чтобы понять, почему, я пересмотрел «Выбивая долги» полтора раза (что на полтора раза больше, чем лично мне хотелось бы). И дело там в двух моментах.

Первое. В сценарии все держалось на четкой структуре. Банд в Лос-Анджелесе много, а героев всего двое, и поэтому весь их день был в буквальном смысле расписан по минутам. А ведь главному персонажу надо не только успеть деньги собрать, но и в личной жизни дочки поучаствовать, и поручения для жены выполнить.

В фильме Эйр решил использовать нелинейный монтаж, перетасовав всю эту последовательность сцен. Одна криминальная сцена идет под закадровый голос Бобби Сото из другой с перебивками на семейные неурядицы. Эйру так показалось кинематографичнее, но материал в сценарии не такой, чтобы поддерживать этот сложный видеоряд. Получилась мешанина из банальных сцен семейной жизни героя, перемешанных с не менее унылым (и скучным — ведь в первый день с собирателями долгов ничего не происходит) получением денег с бандитов.

Рецензия на «Выбивая долги». Худший фильм Дэвида Эйра — режиссера «Отряда самоубийц» и «Яркости» - фото 2

Второе. Когда подключается основной сюжет (на второй день повествования), он ужасно банальный и предсказуемый. А из-за месива в первом акте мы не успели проникнуться ситуацией героев, срастись с ними в единое целое. В итоге во втором акте мы вполглаза наблюдаем за какими-то малоприятными чуваками, которые получают на орехи от еще менее приятных чуваков.

Переживаешь разве что за героя ЛаБафа — просто потому, что он себя позиционирует, как очень крутой, и ждешь, что во втором и третьем акте Эйр эту крутость как-то оправдает. Но Крипера выводят из повествования — и фильм немедленно обрушивается, как карточный домик. Проще говоря: стали бы вы смотреть «Тренировочный день», если бы первый день там был действительно тренировочный, а в начале второго мы расставались с Алонсо?

В итоге это самая слабая картина Эйра — именно потому, что в его сценарии был потенциал, который он сам не сумел реализовать. В «Отряде самоубийц» ему мешала студия, в куда более отвратительной «Яркости» (не путайте с «Яростью») сценарий Макса Лэндиса был с самого начала безнадежным, бездарным. Эйр с ним физически не мог снять что-то приличное.

«Выбивая долги» можно было снять очень хорошо — если бы режиссер отказался от своей блокбастерной высокобюджетной ментальности и сделал бы все предельно приземленно, линейно и просто, как в тех же «Крутых временах». А так получилась слишком красиво снятая и хаотично смонтированная мешанина из реалистичных криминальных эпизодов, переходящая в тривиальный сюжет боевичка о мести с видеокассет ранних 90-х.

Читай нас