Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела»

Александр Трофимов
27 октября Netflix выложил все девять эпизодов второго сезона так полюбившегося всем в прошлом году научно-фантастического сериала с долей хоррора «Очень странные дела». Мы возвращаемся в маленький город Хоукинс, чтобы узнать продолжение истории наших двенадцатилетних героев. «Обратная сторона» наносит следующий удар.
Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела» | Канобу - Изображение 1

Год назад после просмотра первого сезона я написал, что сериал поражает своей чрезвычайной вторичностью, он словно гордится ей, поднимает ее на знамя. Это смесь Спилберга, Кинга, Земекиса, «Секретных материалов» и всего того, что мы любили в восьмидесятых.

За прошедший год стало очевидно, что сериал не был однодневкой, его поклонников становилось все больше, а я сам не только не забыл его, но и начал относиться с большим уважением. Все же это очень цельное и слитное произведение с настолько уникальной густой атмосферой и проработанными персонажами, что не восхититься этим невозможно. Пусть сюжет и сшит из одних клише, но в этом ведь и была идея — путешествия в прошлое, но не в сами восьмидесятые, а в их культуру, их мировосприятие, их надежды и страхи.

И это ощущение не просто фильма, а метафильма, некой концентрированно киношной истории, во втором сезоне лишь усиливается.

Уже по первым эпизодам замечаешь, насколько все же уникален подход братьев Даффер (они и написали, и сняли «Дела», это полностью авторский проект, отсюда, вероятно, и такая цельность, четкость фокуса истории). Они умеют так правильно подавать каждую сцену, что она кажется идеально выверенной: реплики, ракурсы, музыка, монтаж. У них прекрасное чувство литературного ритма и чувство сцены. Все так точно, так гладко, что сезон проглатывается моментально и подходит практически любой аудитории, отсюда и такая популярность.

Во втором сезоне зрителям приятно уже просто вернуться в мир сериала, и авторы это прекрасно понимают, устраивая целую экскурсию по Хоукинсу образца 1984 года: наши герои одеваются на Хэллоуин Охотниками за привидениями, а на афише кинотеатра красуется Арнольд с первым «Терминатором».

Причем Хоукинс — не Сайлент Хилл и не Твин Пикс, которые пленяли нас своей атмосферой, но жить туда переезжать не хотелось. Либо вокруг одни монстры, либо каждый обыватель оказывается в глубине души глубоко порочен.

Здесь же это обычный город и то, в каких тонах показывают его братья Даффер, делает его очень уютным и гостеприимным. В первые серии закутываешься как в теплое зимнее одеяло, которое достаешь из шкафа поздней осенью.

За прошедшее время Хоукинс вернулся к нормальной жизни, Уилл более-менее пришел в себя и тусуется с друзьями, хотя время от времени у него случаются «эпизоды», когда он проваливается в мир «Обратной стороны» (более точный перевод был бы «Вверх тормашками», но это звучит недостаточно жутко). Мама возит его на прием к докторам, а те успокаивают — это пост-травматический синдром, просто флэшбеки, главное сохранять спокойствие.

Во время «флэшбеков» Уилл видит огромного теневого спрута и красный шторм, надвигающийся на город. Вскоре у местных фермеров начинает гибнуть урожай, покрываясь черной смолянистой плесенью. Шериф Хоппер отправляется расследовать заражение и натыкается в лесу на слизь, которую видел на Обратной стороне.

В город тем временем приезжает новая семья — двое из нашей команды сразу кладут глаз на рыжую девочку их возраста, Максин. Она катается на скейте и рвет все рекорды мальчишек на игровых автоматах под ником Безумный Макс (к 1984 году вышло уже две части в главной франшизе Миллера, «Купол грома» же выйдет в 1985).

Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела» | Канобу - Изображение 2
Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела» | Канобу - Изображение 3

Мне сложно однозначно оценить свои впечатления от нового сезона. С одной стороны, он кажется более логичным, цельным и изобретательным. Дафферы по-прежнему используют максимально избитые штампы типа прерванной попытки первого поцелуя или картинного самопожертвования второстепенного героя, но теперь их концепция злодея сложнее и многослойнее примитивного «монстр-цветок» из первого сезона. На этот раз им удается избежать такого количества странных решений, которые несколько сбивали с толку в первом сезоне, отчего смотрится все это бодрее, ровнее и увереннее.

С другой стороны, сезон и кончается очень быстро (несмотря на то, что тут 9 серий, а не 8 как в первом, он кажется короче, не утоляя накопившийся за год голод), и выглядит немного блеклым.

Я понимаю, что на самом деле проблема не нем, просто первое знакомство с произведением всегда самое яркое — мы переключаемся с ноля на единицу, впервые знакомимся с персонажами и миром, проникаемся атмосферой и узнаем уникальный почерк авторов. Вторая часть ложится на все готовое, питается нашими чувствами к оригиналу, предвкушением и догадками, но сама по себе уже не способна так поражать, потому что ощущения открытия чего-то нового уже нет.

Если это учитывать, выходит, что второй сезон получился более чем удачно. Новые персонажи смотрятся органично и интересно, старые раскрыты с новых сторон и всем находится важное дело, которое поможет всех спасти. Рост масштаба угрозы, с которым возникает проблема у многих сиквелов, тут вышел естественным и выверенным — без перебора, но в то же время опасность, грозящая городу, стала гораздо больше. Это уже не один шалящий демогоргон.

Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела» | Канобу - Изображение 4
Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела» | Канобу - Изображение 5

Спойлеры

Мне не хочется лезть к «Очень странным делам» со своим традиционным инструментарием «Неудобных вопросов», и все же несколько вещей остались для меня непонятными.

Демо-псы — это любопытное решение, позволяющее вернуть монстра первого сезона в новом обличии. Это не тот же злодей, и он уже не основная угроза, вместо одного хитрого опытного охотника у нас его отпрыски поменьше, напоминающие собак из Silent Hill 3 с раздваивающейся головой или вариацию на ту же тему из серии Resident Evil.

Но арка Дарта и ее цель мне неясны. Дарт попал в реальный мир с Изнанки в теле Уилла, он выплюнул его в раковину и тот со временем добрался до Дастина. Мы проводим с ним много времени только для того, чтобы с ужасом осознать, что это детеныш демогоргона. Затем демо-псов вдруг становится много, и нам никак это не объясняют. Дарт размножился? Собратья прибежали с Обратной стороны? Через какой портал?

Не проясняют и то, был ли Дарт особенным. В конце он не побежал с остальными, вел себя неагрессивно и остался жрать шоколадку. Но после смерти Теневого Монстра он тоже отбрасывает копыта. Я сначала подумал, что он был единственным незараженным демо-псом и поэтому выживет, но нет.

Это все как-то странно — делать такой акцент на том, что детеныша сюда пронес Уилл, посвящать его взрослению столько времени и потом просто смешать с сородичами без объяснения их появления. Если им так просто сюда прорваться, то весь сюжет с «оплодотворением» Уилла уже не так значим — даже если бы Дарта не было, армия демо-псов все равно появилась бы. Одним больше, одним меньше.

Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела» | Канобу - Изображение 6

Если говорить о классических клише, то меня немного покоробило и то, как быстро доктора додумались до идеи вируса, который существует и в Уилле, и в лозах, и в псах, но является отдельной от них сущностью. Это было далеко не так очевидно и фактов для подобного скачка в логике было, на мой взгляд, маловато. Ну и супер-удобная система «убиваешь злодея — умирает вся его армия» тоже уже порядком подзадолбала. «Призрачная угроза», «Мстители», где этого только не было. Спасибо, что луч света в небо не бил.

Связь Уилла и Теневого Монстра на первый взгляд кажется интересной и оригинальной, пока не вспоминаешь про Поттера и Волдеморта.

Закрывание портала в конце выглядит как-то недостаточно масштабно для финального боя в борьбе со злом. И остается вопрос — а что с другими порталами? Ведь был еще один, в школе, через который вернулась Джейн-Одиннадцать. Про него вообще забывают, словно его и не было.

Новые герои действительно мне понравились, но Макс в результате не привносит ничего в команду кроме сюжетов про любовь и ревность, для победы над злом она была не нужна, выходит. Рыжая проявляет себя в драке с собственным братом, но к главному сюжету это не относится, там она просто балласт. Боб же как раз находит способ пригодиться и погеройствовать, после чего сценаристы его списывают, причем тоже крайне клишированным способом. Чуть не умирает, чудом спасается, улыбается — и его тут же разрывают на куски.

Но самое непонятное — это линия с мамой Джейн. Получается, что нужна она была только для того, чтобы свести Одиннадцатую и Восьмую. Как плот-девайс. Казалось бы, такой важный момент, воссоединение Джейн с матерью — и все это оказывается лишь сайд-квестом, чтобы дать герою подсказку по поиску NPC.

Да и Восьмая сама по себе тоже никак не участвует в основном сюжете — она помогла Одиннадцатой левелапнуться классическим «ты злишься» и пропала из истории. К бедной матери же Джейн к моему удивлению так и не возвращается. Я был уверен, что она притащит Восьмую в Хоукинс и та вылечит мать от бесконечного цикла, выяснится, что именно она изначально и погрузила ее в такое состояние по требованию Папы. Но нет, маму просто списывают в утиль и отдают концовку школьному балу.

Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела» | Канобу - Изображение 7

Итог

Дафферам удалось повторить и приумножить свой успех, в плане целостности структуры, атмосферы и масштаба угрозы второй сезон «Странных дел» делает еще шаг вперед, но при этом оставляет чувство недосказанности, чего-то не хватает. Возможно, сезон в 9 эпизодов все же кажется слишком коротким и недостаточно эпичным для наших завышенных ожиданий, но смотреть его однозначно стоит.

Настолько слитных, талантливо сконструированных и рассказанных историй у нас явно недостаточно.

Мне после просмотра не давала покоя одна мысль — жаль другой сериал Netflix, «ОА», который был куда более своеобразен и оригинален, но не снискал подобной популярности. В нем было много странного и лишнего, но я понял, что до сих пор не забыл о нем, он остается в памяти как нечто дикое, но очень сильное и необычное.

Но почему именно «Странные дела» вырвался вперед и стал культурным феноменом очевидно — он открыто заимствует из множества любимых всеми книг, фильмов и сериалов, а также — из любви к этим книгам, фильмам и сериалам, он не только о них, об их сюжетах и героях, архетипах и вечных историях, сколько о культурном отклике на эти произведения, о том, как и почему мы наслаждаемся ими. Это зеркало нашей ностальгии, исследование нашего восприятия массового искусства в целом и в этом плане проект братьев Даффер куда более амбициозен, чем может показаться на первый взгляд.

Комментарии (112)
Великолепный сезон. Посмотрел от начала до конца без перерывов. Но все таки седьмой эпизод считаю абсолютно лишним, рушащим динамику.
Я тут недавно узнал, что Башкиров оказывается это Фраг Сибирский из Game.EXE. Так что скорее Трофимов это вторая личность Башкирова. Надеюсь третий сезон Очень странных дел будет посвящён Башкирову. Потому что эта загадка тоже волнует умы многих.
все больше убеждаюсь, что башкиров в редакции это коллективное творчество (в данном случае слог трофимова палит) для поднятия говношторма на сайте

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE