Рецензия на второй сезон сериала «Очень странные дела»
Год назад после просмотра первого сезона я написал, что сериал поражает своей чрезвычайной вторичностью, он словно гордится ей, поднимает ее на знамя. Это смесь Спилберга, Кинга, Земекиса, «Секретных материалов» и всего того, что мы любили в восьмидесятых.
За прошедший год стало очевидно, что сериал не был однодневкой, его поклонников становилось все больше, а я сам не только не забыл его, но и начал относиться с большим уважением. Все же это очень цельное и слитное произведение с настолько уникальной густой атмосферой и проработанными персонажами, что не восхититься этим невозможно. Пусть сюжет и сшит из одних клише, но в этом ведь и была идея — путешествия в прошлое, но не в сами восьмидесятые, а в их культуру, их мировосприятие, их надежды и страхи.
И это ощущение не просто фильма, а метафильма, некой концентрированно киношной истории, во втором сезоне лишь усиливается.
Уже по первым эпизодам замечаешь, насколько все же уникален подход братьев Даффер (они и написали, и сняли «Дела», это полностью авторский проект, отсюда, вероятно, и такая цельность, четкость фокуса истории). Они умеют так правильно подавать каждую сцену, что она кажется идеально выверенной: реплики, ракурсы, музыка, монтаж. У них прекрасное чувство литературного ритма и чувство сцены. Все так точно, так гладко, что сезон проглатывается моментально и подходит практически любой аудитории, отсюда и такая популярность.
Во втором сезоне зрителям приятно уже просто вернуться в мир сериала, и авторы это прекрасно понимают, устраивая целую экскурсию по Хоукинсу образца 1984 года: наши герои одеваются на Хэллоуин Охотниками за привидениями, а на афише кинотеатра красуется Арнольд с первым «Терминатором».
Причем Хоукинс — не Сайлент Хилл и не Твин Пикс, которые пленяли нас своей атмосферой, но жить туда переезжать не хотелось. Либо вокруг одни монстры, либо каждый обыватель оказывается в глубине души глубоко порочен.
Здесь же это обычный город и то, в каких тонах показывают его братья Даффер, делает его очень уютным и гостеприимным. В первые серии закутываешься как в теплое зимнее одеяло, которое достаешь из шкафа поздней осенью.
За прошедшее время Хоукинс вернулся к нормальной жизни, Уилл более-менее пришел в себя и тусуется с друзьями, хотя время от времени у него случаются «эпизоды», когда он проваливается в мир «Обратной стороны» (более точный перевод был бы «Вверх тормашками», но это звучит недостаточно жутко). Мама возит его на прием к докторам, а те успокаивают — это пост-травматический синдром, просто флэшбеки, главное сохранять спокойствие.
Во время «флэшбеков» Уилл видит огромного теневого спрута и красный шторм, надвигающийся на город. Вскоре у местных фермеров начинает гибнуть урожай, покрываясь черной смолянистой плесенью. Шериф Хоппер отправляется расследовать заражение и натыкается в лесу на слизь, которую видел на Обратной стороне.
В город тем временем приезжает новая семья — двое из нашей команды сразу кладут глаз на рыжую девочку их возраста, Максин. Она катается на скейте и рвет все рекорды мальчишек на игровых автоматах под ником Безумный Макс (к 1984 году вышло уже две части в главной франшизе Миллера, «Купол грома» же выйдет в 1985).
Мне сложно однозначно оценить свои впечатления от нового сезона. С одной стороны, он кажется более логичным, цельным и изобретательным. Дафферы по-прежнему используют максимально избитые штампы типа прерванной попытки первого поцелуя или картинного самопожертвования второстепенного героя, но теперь их концепция злодея сложнее и многослойнее примитивного «монстр-цветок» из первого сезона. На этот раз им удается избежать такого количества странных решений, которые несколько сбивали с толку в первом сезоне, отчего смотрится все это бодрее, ровнее и увереннее.
С другой стороны, сезон и кончается очень быстро (несмотря на то, что тут 9 серий, а не 8 как в первом, он кажется короче, не утоляя накопившийся за год голод), и выглядит немного блеклым.
Я понимаю, что на самом деле проблема не нем, просто первое знакомство с произведением всегда самое яркое — мы переключаемся с ноля на единицу, впервые знакомимся с персонажами и миром, проникаемся атмосферой и узнаем уникальный почерк авторов. Вторая часть ложится на все готовое, питается нашими чувствами к оригиналу, предвкушением и догадками, но сама по себе уже не способна так поражать, потому что ощущения открытия чего-то нового уже нет.
Если это учитывать, выходит, что второй сезон получился более чем удачно. Новые персонажи смотрятся органично и интересно, старые раскрыты с новых сторон и всем находится важное дело, которое поможет всех спасти. Рост масштаба угрозы, с которым возникает проблема у многих сиквелов, тут вышел естественным и выверенным — без перебора, но в то же время опасность, грозящая городу, стала гораздо больше. Это уже не один шалящий демогоргон.
Спойлеры
Мне не хочется лезть к «Очень странным делам» со своим традиционным инструментарием «Неудобных вопросов», и все же несколько вещей остались для меня непонятными.
Демо-псы — это любопытное решение, позволяющее вернуть монстра первого сезона в новом обличии. Это не тот же злодей, и он уже не основная угроза, вместо одного хитрого опытного охотника у нас его отпрыски поменьше, напоминающие собак из Silent Hill 3 с раздваивающейся головой или вариацию на ту же тему из серии Resident Evil.
Но арка Дарта и ее цель мне неясны. Дарт попал в реальный мир с Изнанки в теле Уилла, он выплюнул его в раковину и тот со временем добрался до Дастина. Мы проводим с ним много времени только для того, чтобы с ужасом осознать, что это детеныш демогоргона. Затем демо-псов вдруг становится много, и нам никак это не объясняют. Дарт размножился? Собратья прибежали с Обратной стороны? Через какой портал?
Не проясняют и то, был ли Дарт особенным. В конце он не побежал с остальными, вел себя неагрессивно и остался жрать шоколадку. Но после смерти Теневого Монстра он тоже отбрасывает копыта. Я сначала подумал, что он был единственным незараженным демо-псом и поэтому выживет, но нет.
Это все как-то странно — делать такой акцент на том, что детеныша сюда пронес Уилл, посвящать его взрослению столько времени и потом просто смешать с сородичами без объяснения их появления. Если им так просто сюда прорваться, то весь сюжет с «оплодотворением» Уилла уже не так значим — даже если бы Дарта не было, армия демо-псов все равно появилась бы. Одним больше, одним меньше.
Если говорить о классических клише, то меня немного покоробило и то, как быстро доктора додумались до идеи вируса, который существует и в Уилле, и в лозах, и в псах, но является отдельной от них сущностью. Это было далеко не так очевидно и фактов для подобного скачка в логике было, на мой взгляд, маловато. Ну и супер-удобная система «убиваешь злодея — умирает вся его армия» тоже уже порядком подзадолбала. «Призрачная угроза», «Мстители», где этого только не было. Спасибо, что луч света в небо не бил.
Связь Уилла и Теневого Монстра на первый взгляд кажется интересной и оригинальной, пока не вспоминаешь про Поттера и Волдеморта.
Закрывание портала в конце выглядит как-то недостаточно масштабно для финального боя в борьбе со злом. И остается вопрос — а что с другими порталами? Ведь был еще один, в школе, через который вернулась Джейн-Одиннадцать. Про него вообще забывают, словно его и не было.
Новые герои действительно мне понравились, но Макс в результате не привносит ничего в команду кроме сюжетов про любовь и ревность, для победы над злом она была не нужна, выходит. Рыжая проявляет себя в драке с собственным братом, но к главному сюжету это не относится, там она просто балласт. Боб же как раз находит способ пригодиться и погеройствовать, после чего сценаристы его списывают, причем тоже крайне клишированным способом. Чуть не умирает, чудом спасается, улыбается — и его тут же разрывают на куски.
Но самое непонятное — это линия с мамой Джейн. Получается, что нужна она была только для того, чтобы свести Одиннадцатую и Восьмую. Как плот-девайс. Казалось бы, такой важный момент, воссоединение Джейн с матерью — и все это оказывается лишь сайд-квестом, чтобы дать герою подсказку по поиску NPC.
Да и Восьмая сама по себе тоже никак не участвует в основном сюжете — она помогла Одиннадцатой левелапнуться классическим «ты злишься» и пропала из истории. К бедной матери же Джейн к моему удивлению так и не возвращается. Я был уверен, что она притащит Восьмую в Хоукинс и та вылечит мать от бесконечного цикла, выяснится, что именно она изначально и погрузила ее в такое состояние по требованию Папы. Но нет, маму просто списывают в утиль и отдают концовку школьному балу.
Итог
Дафферам удалось повторить и приумножить свой успех, в плане целостности структуры, атмосферы и масштаба угрозы второй сезон «Странных дел» делает еще шаг вперед, но при этом оставляет чувство недосказанности, чего-то не хватает. Возможно, сезон в 9 эпизодов все же кажется слишком коротким и недостаточно эпичным для наших завышенных ожиданий, но смотреть его однозначно стоит.
Настолько слитных, талантливо сконструированных и рассказанных историй у нас явно недостаточно.
Мне после просмотра не давала покоя одна мысль — жаль другой сериал Netflix, «ОА», который был куда более своеобразен и оригинален, но не снискал подобной популярности. В нем было много странного и лишнего, но я понял, что до сих пор не забыл о нем, он остается в памяти как нечто дикое, но очень сильное и необычное.
Но почему именно «Странные дела» вырвался вперед и стал культурным феноменом очевидно — он открыто заимствует из множества любимых всеми книг, фильмов и сериалов, а также — из любви к этим книгам, фильмам и сериалам, он не только о них, об их сюжетах и героях, архетипах и вечных историях, сколько о культурном отклике на эти произведения, о том, как и почему мы наслаждаемся ими. Это зеркало нашей ностальгии, исследование нашего восприятия массового искусства в целом и в этом плане проект братьев Даффер куда более амбициозен, чем может показаться на первый взгляд.