Рецензия на «Войну Бесконечности» (без спойлеров)
Идти на фильм, на мой взгляд, стоит всем, даже если вы не сильно любите Marvel, потому что тут они впервые решились на нечто новое и смелое.
Промо-кампания не слишком старалась это объяснить, но «Война Бесконечности» — это вообще-то лишь половина дилогии. Изначально она и называлась «Война Бесконечности. Часть 1», но потом студия либо струсила, что зрители не пойдут на половину фильма, либо решила, что и так все будет ясно. Продолжение выйдет лишь через год. Но нельзя сказать, что это неполноценный фильм — у него есть своя четкая сюжетная линия, которая приходит к яркому финалу. Продолжение, конечно, напрашивается, но это уже немного другая история — эта закончена и вышла действительно впечатляющей. Поэтому сильно ругать Marvel за введение в заблуждение желания нет — после выхода из зала ощущения оборванности на середине, как после какого-нибудь «Гоголь. Начало», нет.
Студия часто дразнила тем, что их очередной фильм будет очень мрачным, вставляла депрессивную музыку и грустные моменты в трейлеры, но сам фильм оказывался совершенно не таким (привет, «Железный человек 3» и «Эра Альтрона»).
Этот, девятнадцатый по счету фильм, наконец, выполняет обещанное — он действительно очень мрачный. И впервые режиссеры не отмахиваются от этого, не сводят все к шутке, а идут до конца. После титров остается ощущение подавленности — и это прекрасно.
Несмотря на то, что в этом фильме сводят вместе больше знакомых персонажей, чем в любой картине до этого (не только ленте Marvel, а вообще в любой), главным героем студия решает сделать злодея. Видимо, чтобы Мстители не ссорились за то, кто тут протагонист, ведущую роль отдают антагонисту. Это его история — и этот ход тоже срабатывает на ура, хотя он и чертовски рисковый. У Таноса полчаса экранного времени, больше чем у любого из героев — у них 20, 15, 10 и меньше минут. Это может пугать, но в данном случае это было полностью оправдано и работает на историю.
Говоря о картинах Marvel, редко упоминают актерскую игру — попадание в образ, воплощение персонажа хвалят часто, но именно сильные сцены, требующие высокого актерского мастерства, попадаются редко, потому что эта студия игнорирует драму как таковую (я точно доделаю статью о ней на этот раз), но здесь это меняется. Джош Бролин в роли Таноса и Зои Салдана в роли Гаморы выдают нечто абсолютно потрясающее и действительно сложное, талантливое, от чего сжимается сердце. Еще ряд актеров ловят несколько сильных моментов: Том Холланд со своей импровизацией, Элизабет Олсен, даже Крис Прэтт. Мне лично очень понравился Марк Руффало.
Только недавно весь мир так же фанатично расхваливал «Черную Пантеру» (в Америке она до сих пор идет в кинотеатрах — параллельно с «Войной Бесконечности») и у некоторых это может вызывать дополнительный скепсис — опять перехайп?
Но на мой взгляд, ситуации разные. «Пантера» стала самым кассовым супергеройским фильмом в истории (но только по сборам в США, по мировым по-прежнему лидируют первые «Мстители», обгоняют которые лишь «Титаник», «Аватар» и, прости господи, «Мир Юрского Периода», чтоб ему провалиться) по большей части из-за социального аспекта, борьбы с расизмом и прочих мало относящихся к качеству самого фильма вещам. «Война Бесконечности» таких подпиток лишена — ее хвалят потому что это действительно мощный фильм, далеко не идеальный, но смелый и впечатляющий — даже не столько размахом и размером толпы героев, как ожидалось, а наоборот, какими-то камерными, личными моментами.
Что касается экшена, он очень хорош. Отличную графику вряд ли даже стоит упоминать. Боев много, они разнообразны и интересны прежде всего потому, что в них участвует множество героев с очень разными способностями. Новая наноброня Старка (как ни странно, несмотря на схожесть с технологиями Ваканды, не похоже, чтобы Старк их использовал, он вообще все еще не знаком с Шури, похоже), «Железный паук» Питера Паркера, новый щит Капитана и свежие заклятья Доктора Стрэнджа, Халкбастер не с Тони внутри — все это плюс многое другое от прочих героев против могучей Перчатки Бесконечности и детей Таноса. Это действительно смотрится захватывающе.
Правда, при первом просмотре экшена кажется так много, что фильм выглядит пустым — мало сюжета, мало эмоциональных моментов. Но при повторном просмотре драки отходят на второй план и даже в них видишь прежде всего поступки героев, выстраивание образов и драму.
Некоторые боевые сцены довольно бестолковы и не имеют особого влияния на итоговый результат. На чем-то явно пришлось схалтурить, пока братья Джо и Энтони Руссо тратили все внимание на Таноса и его линию. Баланс сил и способностей тоже зачастую оставляет желать лучшего. Героев нерфят или усиливают под требования сцены — то ты не можешь навалять прислуге Таноса, то выступаешь достойно против него самого. Это раздражает, но со скрипом можно принять, что сбалансировать такой шизофренический по разбросу сил ростер было действительно сложно.
Шутейки сбавили обороты, но они все еще обильны, и из-за впервые реально мрачного тона они выпирают как занозы. Сам факт того, что ты замечаешь шутку, уже намекает на то, что что-то не так, остается лишь пожимать плечами как в мультиках: «Ну, это же Marvel». Пам-парам-пам.
Юмористические сегменты здесь зачастую отслаиваются, ты ярко чувствуешь перерыв на шутку, они не вплетаются в общую историю естественно и незаметно за редким исключением. И все же, нельзя сказать, что они выводят из себя. Все более-менее прилично. Либо я уже смирился с тем, что эта студия неисправима.
Обычно у Marvel меня особенно раздражало злоупотребление бафосом (ложный пафос, антиклаймакс, резкий переход от высокого стиля или темы к вульгарному), драмы и так было с гулькин нос, но даже те эмоциональные сцены, что выжили, резко перерубались какой-нибудь шуткой, сводя на нет все эмоции, серьезность и реализм ситуации. Гибнут тысячи людей, но нет, надо бы разрядить обстановку.
В «Войне Бесконечности» это встречается пару раз от силы, за что спасибо, но хотелось бы покончить с этим вообще. Занятно, что своего любимца Таноса Руссо не трогают — его драма не перерубается ничем, ей дают раскрыться, а вот другие персонажи такой чести не заслужили и с их эмоциональным раскрытием не церемонятся.
И да, как заметили Screen Rant в очередном потрясающем Pitch Meeting, большая часть шуток строится на обзывательствах. Тор называет енота кроликом, Старлорда сравнивают с Флэшем Гордоном, Паркер считает, что Стрэндж — это псевдоним, а злодеев обзывают именами персонажей мультиков и рекламы. И так далее. Это выглядит довольно халтурно. Фильм за миллионы, а шуточки все еще за 300.
Одним из важных аспектов фильма была первая встреча наших героев. Стрэндж и Тони, Стрэндж и Паркер, Тони и Старлорд, Стражи и Тор — и так далее. Воссоединение Бэннера со Вдовой и с Тони.
Это уникальные моменты для вселенной, которые случаются лишь один раз, и, к сожалению, нельзя сказать, что они вышли идеально.
Во-первых, большую их часть сводят опять же на шутки, половину которых нам засветили в трейлерах. Некоторым гэгам отдают по минуте (Стражи и Тор), при том, что потенциально серьезным и трогательным моментам вроде встречи Бэннера и Вдовы, не дают вообще ничего. Привет. Привет. Грустный взгляд. Так вот, там Танос идет. Руффало отыгрывает свою пару строк с потрясающей человечностью и вкладывает в эту виноватую улыбку максимум эмоций, но сюжет безжалостно поторапливает их, заставляет обсуждать Таноса.
И вот эта тенденция вскрывает «типичный Marvel», который считает, что без шуток его не будут смотреть.
Естественно, угроза Таноса действительно так велика, что глупо думать о чем-то еще — дорога каждая минута. Но выходит так, что сценаристы позволяют героям в настолько напряженной обстановке тратить время на инфантильные перепалки, а когда приходит черед драмы, отвлечения на личные эмоции персонажей, фильм тут же спохватывается — увы, на это времени нет. Неуместно думать о любви в такой момент.
Это печально, потому что первый раз бывает лишь однажды. Например, мы не сможем снова впервые увидеть встречу Стрэнджа и Тони в фильме, где их диалогу можно было бы посвятить больше времени.
Тут же мало того, что этих знакомств куча и времени ни на что нет, так еще и угроза Таноса так давит на ситуацию, что героям просто не до того, чтобы выражать какие-то личные эмоции. А когда они все же пускаются в препирательства и бросаются мериться членами, это выглядит неуместно. Танос же близко, але, судьба вселенной, о чем вы?
В общем, насильно втиснутый в отчаянные и депрессивные ситуации юмор все еще раздражает — просто потому, что героям не до шуток, они показывают себя недальновидными и туповатыми, не понимающими серьезность ситуации. Но окончательно отравить ощущение от фильма это вряд ли сможет.
Опять же, встречи нельзя назвать провалами, они смотрятся более-менее органично и весело в контексте, но учитывая, насколько ценный и уникальный это ресурс, сколько интересных нюансов можно было раскрыть через них — жалко, что все это уже потрачено — по большей части на шутки.
Танос действительно вышел потрясающим — теперь я вынужден признать это окончательно. Он выходит на сцену киновселенной, просидев 6 лет на троне и не сделав ни черта. Став фиолетовым компьютерным мемом в глазах фанатов, он выходит и затмевает собой всех героев, которые имели 10 лет, чтобы влюбить в себя зрителей — и вовсе не потому, что их просто хуже прописали. Это феноменально.
Дизайн Таноса во многом работал против него. Фиолетовый бугай с подбородком Питера Гриффина, про который пошло шутят даже герои фильма, не говоря уже о зрителях, вооруженный золотой перчаткой с драгоценными камнями. Не слишком мужественное оружие, скорее нелепое на первый взгляд, сказочное. И цель его — убить половину населения вселенной. Вот ровно половину, потому что перенаселение и ограниченность ресурсов ведут к упадку. Крайне сомнительная доктрина, если хоть немного подумать. Топорная. Когда обдумываешь план по превращению вселенной в утопию, предполагается, что он будет учитывать больше нюансов.
И все же Таносу удается перекрыть эти недостатки за два с половиной часа.
Неудачные злодеи выявляются довольно быстро — они обычно чрезвычайно велеречивы, пафосны и лишены внятной мотивации. Такие тут, для контраста, тоже есть — это Черный Орден, Дети Таноса, четверка его прихвостней. Вот они вписываются в подобное описание легко. Эбони Мо, косплеер Волдеморта, самый интересный из них, его телекинез делает битвы довольно напряженными, а вкрадчивый голос и замашки глашатая апокалипсиса выделяют из толпы, но он все равно безумно скучен и пуст. Причем, его легко представить главным злодеем некого сольного фильма Marvel, где он точно так же пустословил и не получил бы никакого развития — мы видели такое множество раз.
Танос удивляет уже тем, что не ведет себя как театральный злодей. Он довольно немногословен и предпочитает действовать, но если и заводит разговор — это не пустые угрозы или пафосные речи. Самым удивительным мне кажется то, что его удалось показать действительно взрослым, умудренным опытом, уверенным в себе — не абстрактно мудрым, а живым при этом. Он часто обращается к своим противникам как к малым детям и на его фоне они действительно кажутся таковыми. И дело вовсе не в том, что он могущественнее. Танос спокоен — он полностью контролирует ситуацию, но при этом все не скатывается в безэмоциональную рожу кирпичом на весь фильм. Титан передает очень многое уже через свою мимику, взгляд, позу.
Недавно я хвалил Серкиса за его работу над ролью Сноука — актер многое смог передать уже через его пластику, то, как он падает в кресло или берет вещи в руки. Джош Бролин поражает еще сильнее.
Да, даже талантливый актер не вытянет роль, если ему пишут сплошную ересь, что в этой киновселенной было доказано уже не раз (Ронана, Малекита и Стейна играли не менее талантливые актеры), но если сценаристы все же выполнили свою часть, то актеру нужно потрудиться, чтобы она не пропала без толку.
Бролин не просто справился — он был феноменален. При пересмотре это особенно заметно — сколько всего висело на том, как он отыграет этот взгляд, эту реплику. Чуть халтуры, чуть фальши, чуть меньше понимания своего героя — и сцена превратилась бы в фарс. Честно говоря, теперь мне немного страшно смотреть на него в роли Кейбла через десять дней в «Дэдпуле 2» (да, мало того, что он играет двух злодеев Marvel, так еще и картины выходят почти подряд. И это только пока разные киновселенные, но они же сольются, если сделку Disney и Fox одобрят), потому что мне пока слабо верится, что этот персонаж выйдет у него столь же запоминающимся.
Да, план титана топорен и не слишком логичен, если пытаться представить его последствия. Убить половину населения, чтобы оставшимся легче дышалось и хватало ресурсов — такая себе идея. Люди — это тоже ресурс, причем необходимый для добычи других ресурсов. И ты срезаешь его вполовину, а то и больше. Выжившие будут убиты горем из-за потерянных близких, среди них могут выжить представители не тех профессий и сословий, которые добывали эти ресурсы, производили из них продукты и технику — и общества могут просто посыпаться. Начнется миграция в те места, где социум не развалился окончательно и способен функционировать на прежнем уровне развития. Это вызовет все то же перенаселение.
У нас ведь сейчас перенаселение не из-за того, что на планете физически не хватает места, а потому, что все стремятся туда, где ресурсов и возможностей больше всего. Эта проблема никуда не денется, даже усугубится из-за паники и отказа многих социальных систем.
Да и погибнет, если уж на то пошло, больше половины населения. Если умирает пилот самолета, гибнут все люди на борту. Гибнет персонал атомной станции и его в общей суматохе не успевают заменить — получаем атомную катастрофу. Плюс те, кто не выдержит гибели близких или факта исчезновения секстиллионов живых существ и просто убьет себя.
И все же, благодаря сценаристам, режиссерам и актеру, ты кое-как проглатываешь идею того, что одержимый титан может искренне верить в эту заманчивую из-за своей простоты и мнимой беспристрастности идею. Он верит, что творит милосердие, спасает мир от неизбежной голодной смерти, от нищеты, и что он один понимает, что этот вариант — единственный, так как только у него хватит духу принять такое решение и воплотить его в жизнь.
В какой-то момент начинаешь видеть не только дыры этой истории, но и странное изящество всей задумки, которое и доносит Бролин своей игрой. Естественно, сработает это не для всех зрителей, многие так и останутся на позиции скепсиса, но я все же со второй попытки перевалил за черту. Это было красиво.
И еще одна ключевая черта титана, которую я заметил последней — это отсутствие жестокости и кровожадности.
Он несколько раз заявляет о своем милосердии и, наверное, верит в это, но поначалу это воспринимаешь как пустые слова. Любой злодей видит себя героем, оправдывает злодейства в собственных глазах. Но тут не все так просто.
В фильме есть моменты, когда Танос даже не пытается убить противника и поначалу я принял это за издержки сценария — этого героя нельзя убивать, потому что на нем куча фильмов держится, поэтому по каким-то притянутым за уши причинам он выживает. Такое тут тоже встречается, но с Таносом все проще. Он действительно поступает милосердно, потому что вообще не испытывает удовольствия от убийств, сражений и прочего.
Это не одержимый местью, жадностью или жестокостью злодей, которому просто нравится убивать. Он не маньяк, и поэтому, когда нет прямой необходимости убивать — он даже не думает об этом. И половину вселенной он хочет умертвить вовсе не потому, что наслаждается убийством. Это лишь вынужденная мера, и дается она ему с трудом.
Это непривычно и поначалу смущает — почему он не пытается перебить всех, когда есть возможность? Сценаристы попросили? Но если принять то, что у Таноса есть свой кодекс чести и вообще по возможности не хочет никого убивать, это выглядит логичнее. Он выкашивает миллиарды, но рандомно, ради сохранения баланса. Убивать своих врагов из страха их будущей мести — ниже его достоинства. Он снисходителен к противникам и не верит, что они могут всерьез помешать ему, поэтому и не осторожничает, не строит хитрых планов, просто приходит и берет то, что ему нужно.
И вот это особенно впечатляет — когда в последний раз мы видели злодея, уже только при появлении которого на поле боя герои отшатываются, а зрители ощущают мурашки на коже, потому что исходящая от него угроза действительно чувствуется.
Приписать злодею бесконечное могущество мало, как мало и показать его жестокость и убийства. Галактус в «Фантастической четверке» номинально сильнее Таноса, как и Параллакс в «Зеленом фонаре», но толку-то? От них мурашки шли разве что из-за отвратительных спецэффектов.
Если разделять оценку на задумку и исполнение, то с исполнением братья Руссо справились великолепно. Режиссура, тон, синематография, компоновка сцен, хореография экшена и эффекты, диалоги и актерская игра — все практически безупречно и именно из-за этого фильм смотрится настолько приятно, мощно, захватывающе.
Главная идея картины — показать историю злодея — тоже отличная, дающая мощный финал.
Большая часть моих проблем с фильмом связана именно с тем, как столкновение с Таносом решили обставить в итоге, какие интеракции героев выбрали, как подали итоги их столкновения и так далее.
Если представить, как этот сценарий выглядел на этапе формирования костяка истории, без диалогов и деталей, в виде краткого пересказа (эти встречают этих, сначала X бьет этим, но потом появляется Y и использует такую-то способность), то я сомневаюсь, что это было особо привлекательным чтивом. Потому что главный минус этой истории — это оттянутые уши. За них пришлось притягивать практически каждую сцену, естественно и логично тут само по себе ничего не получалось.
Самый очевидный пример — это балансировка героев и их способностей. У нас есть несколько десятков персонажей, каждому из которых нужно дать подраться, но при этом одни супергерои Земли (Вижн, Ванда, Тор, Халк) в десятки раз сильнее других (Вдова, Пантера, Баки, Сокол), а дерутся они с одними и теми же врагами.
Вот и получается, что Вдову надо изо всех сил подтягивать, чтобы она не смотрелась нелепо в общей схватке, а самых сильных нерфить.
Вижн стал основной жертвой ослабления. Обладатель Камня Бесконечности, андроид из вибраниума, который в Эре Альтрона сражался почти играючи, вполсилы, словно нехотя наказывал неразумных детей — до этого откровенно скрутить Вижна смогла лишь Ванда и то больше потому, что он влюблен в нее и боялся бить в ответ. Здесь же андроида занерфили до предела, чтобы он в одиночку ненароком не перебил всю армию Таноса и его самого заодно.
Просто внезапно забыл, что он, предположительно, самый сильный Мститель.
Доктор Стрэндж отчасти проваливается в яму к Вижну, потому что кажется, что верховный маг Земли мог бы показать себя и более опасным противником. Стрэндж и Ванда обладают самыми размытыми и непонятными наборами способностей. Оба по идее работают с магией, Ведьма может «менять реальность», но что это значит — черт его знает. Здесь она то и дело показывает новые способы применения своей магии и четко осознать ее силу становится все сложнее.
Стрэндж же, которому, по идее, доступен куда более широкий диапазон чар, наоборот, замыкается на паре знакомых фокусов. Оранжевые светящиеся блюдца, порталы, плюс пара условно новых не слишком эффективных заклятий. Его магию по-прежнему не хотят делать разнообразной, хотя с ним как раз это было бы более естественно и объяснимо.
В итоге, когда кто-то вступает в бой, мы даже не можем загадать, кто победит. Флуктуации уровня силы всех знакомых героев (одни внезапно сильнее, другие внезапно слабее, чем мы привыкли), плюс очень размытые и неочевидные способности ряда героев, Камней и самой Перчатки делают какие-либо предсказания бесполезными.
Насколько силен Танос сам по себе? Он вроде как не слабее Халка физически, но при этом Кэп может остановить его удар? Это Стив Роджерс так возмужал или Танос просто слабо бьет с левой?
Другой аспект притянутых ушей — нелогичные действия персонажей, которым мне придется посвятить огромный кусок Неудобных Вопросов. Почему этот не использовал такую-то способность, почему тот пощадил этого, почему вот этот так быстро сошелся с вон тем. И так далее, до бесконечности. Почти в каждой сцене есть что-то натянутое из разряда «Погодите-ка, что? Серьезно?». Это не настолько плохо, как капитан, сующий голову в яйцо или двойное поскальзывание на луже крови и прочие проколы Ридли Скотта — здесь это не вышибает из фильма по большей части, драйв происходящего заставляет проглотить нестыковки и смотреть дальше, но все же это сильно достает со временем.
Ясно, что создать интересную историю схватки полусотни героев с бесконечно могущественным титаном, дать каждому дело ему по плечу, шанс проявить себя и не потерять лицо — это потрясающе сложная задача.
Естественно, что при этом нельзя было обойтись без натяжек, но на мой взгляд, многих из них можно было избежать.
В итоге, их накапливается столько, что вся история может восприниматься как нечто неестественное, нелогичное, насильно втиснутое в прокрустово ложе требований сюжета. Почему пощадил? Ну, по сценарию нельзя его сейчас убивать. Почему не додумался? Ну, мы бы выиграли моментально, а только полфильма прошло. И так далее. Многие поступки объясняются только одним — сценаристы очень просили, иначе у них не клеится.
Однако, сразу замечу, что некоторые нестыковки, отталкивающие при первой встрече, можно объяснить и понять, что это вообще-то не дыра. На них мы тоже подробно остановимся в «Неудобных вопросах».
Итог
«Война Бесконечности» — фильм не идеальный. Шутки могут раздражать, а сценам часто не хватает воздуха — хочется позволить персонажам нормально взаимодействовать, но времени нет. И интеракции то и дело обрубаются в зародыше, хотя следить за ними интересно и хочется еще. Бои с детьми Таноса похожи на филлер, который призван просто дать шанс менее полезным героям проявить себя, но это довольно зрелищный филлер, поэтому его можно простить. Если бы этих героев вообще не было бы в фильме, жалоб было бы куда больше.
Недостатки есть, но в какой-то момент фильм доказывает свое упорство и целеустремленность, пробивает, и придираться хочется все меньше — хочется насладиться сильной историей.
Главное, что фильм в целом мощный, ладно собранный, не провисающий и не разваливающийся на разные тональные куски из-за попытки склеить радикально разные кинофраншизы. У него отличный злодей, которого удается, наконец-то, раскрыть. Все знакомые герои получают свой крутой момент, свой шанс проявить себя, их знакомство и взаимодействие подается довольно удачно (пусть все это и можно было сделать лучше).
Это более цельный и сильный фильм, чем большинство картин Marvel Studios. Он смелее во многих аспектах, в нем потрясающий экшен, местами даже довольно креативный и продуманный, а количество очень тяжелых вещей, которых Руссо удалось каким-то чудом заставить работать, зашкаливает.
«Война Бесконечности» понравилась мне бесконечно больше других «тупых фановых блокбастеров» вроде «Мира Юрского Периода», «Лиги справедливости» и той же пресловутой «Черной пантеры», которая попросту слабее. Киллмонгера прочили на лучшего злодея Marvel, но «Пантера» не потратила столько усилий на создание для него достойной линии и поэтому в сравнении с Таносом он выглядит блекло.
Но нужно понимать, что смелая и окупившаяся в общем концепция «сделаем злодея героем фильма» сильно меняет то, как картина распоряжается Мстителями и Стражами. Если в первых «Мстителях» фокус был на сборе команды, знакомстве и взаимодействиях героев, то здесь это уходит на второй план. Если вы ждали от «Войны Бесконечности» прежде всего кроссовера любимых героев, культового тим-апа, то можете остаться разочарованными — здесь это лишь элемент общей картины, он сделан добротно, но далеко не на максимум.
Я считаю, что сходить «Войну Бесконечности» стоит — под горой хайпа и утомляющих со временем всеобщих восторгов, способных отвратить от картины заранее, скрывается действительно талантливая история, которая стоила братьям Руссо невероятного труда.
Камень, который им удалось вкатить на гору, учитывая, сколько всего стояло на этом фильме, де-факто итоге десяти лет киновселенной, сколько нужно было сюда впихнуть, они совершили нечто не менее невероятное, чем Уидон с первыми «Мстителями».