Рецензия на «Удивительное путешествие доктора Дулиттла». Если бы Тони Старк усыновил енота Ракету
Новая экранизация детских книг Хью Лофтинга пытается вдохнуть жизнь в знакомую, но подзабытую всеми историю. На сей раз образ известного ветеринара, способного разговаривать с животными, примерил на себя Роберт Дауни-младший. Как вы помните, он покинул киновселенную Marvel после блокбастера «Мстители: Финал».
До него наиболее популярным Дулиттлом был Эдди Мерфи. В образе сумасбродного доктора Мерфи предстал в двух фильмах — конца 90-х и начала 2000-х. Однако Дауни-младший, кажется, рискует занять пьедестал «почета», собрав все возможные оттенки гнева и прессы, и зрителей.
В России персонаж доктора Дулиттла напрямую связан с Корнеем Чуковским и его доктором Айболитом. Как упоминал сам Чуковским в мемуарах, цикл произведений про Айболита был написан по мотивам рассказов Лофтинга про Дулиттла. В СССР, за Железным занавесом, к авторским правам относились легко. Уже в 60-х Чуковский отступил от своих слов и заявил, что прототипом Айболита послужил еврейский врач из Вильнюса Цемах Шабад.
Картина начинается с небольшого вступления, где нас вводят в курс дела. Дулиттл — затворник, подолгу не вылезающий из дома. Все, что ему нужно для существования, обеспечивают окружающие его зверушки.
Надо отметить, что изображение говорящих животных в кадре не менее кринжово, чем в недавних «Кошках» или в прошлогоднем «Короле Льве». Одновременно неловко и от кустарного CGI, и от отсутствия сокращения мимических мышц на «лицах» зверей, когда они выдают из себя как бы смешные реплики.
Да, второй казус, который бросается в глаза, а точнее в уши — попытки сценаристов прописывать юмор в диалогах к месту и не к месту. Там, где события принимают драматический оборот, звучит неосторожно оброненная хохма, сбивающая весь вайб. Там же, где атмосфера максимально нагнетается и кажется, будто вот-вот произойдет катастрофа вселенского масштаба, шутка бы могла разрядить напряжение, но, увы, не судьба.
По ходу событий мы узнаем, почему Дулиттл из знаменитого врача при дворе Ее Величества превратился в замкнутого скрягу, не впускающего в свой мир незваных гостей. Оказывается, из-за несчастного случая несколько лет назад погибла его жена. Даже спустя годы Дулиттл — Дауни-младший носит на себе бремя вины.
Все меняет неожиданное известие о тяжелой болезни королевы. Новые компаньоны вытаскивают чуть было не забывшего человеческую речь ветеринара на свет божий, а за ним увязывается и весь его разношерстный зверинец в совокупности с CGI уровня «вырви-глаз» и криповой мимикой.
Подъем Дулиттла со «дна» истории — на первый взгляд гиблое, но тем не менее имевшее некоторые перспективы дело. Судите сами: первоисточник знаком широкому кругу зрителей, персонаж неординарный и многослойный, а всех его похождений за 13 романов, изданных в период с 1920-й по 1952-й год, и не упомнить. Казалось бы, благодатная почва для оскароносного Стивена Гейгана сделать сложносочиненное кино со всеми вытекающими.
Да и персонаж по каким-то причинам не появлялся в полнометражных фильмах аж 19 лет, со времен второй ленты с Мерфи в 2001-м. Поразительно, насколько пресным, тривиальным и предсказуемым в итоге получился сценарий «Удивительного путешествия доктора Дулиттла». Рядом с этой историей «Оскар» Гейгану за лучший адаптированный сценарий к фильму «Траффик» Стивена Содерберга кажется ошибкой вселенной.
Насколько известно, проект Стивена Гейгана не страдал от производственного ада, никто никого не подгонял и не торопил. О том, что Дауни-младший сыграет говорящего с животными ветеринара, стало известно еще в 2017-м. Каст ленты вообще пестрит не последними именами: Антонио Бандерас, Майкл Шин, Эмма Томпсон, Рами Малек, Джон Сина…
К сожалению, никто из вышеперечисленных актеров даже не старается изобразить что-то внятное. Да, юные герои, ставшие частью команды Дулиттла («часть команды — часть корабля», как любили повторять в «Пиратах Карибского моря»), демонстрируют всю палитру чувств и эмоций детской непосредственности. Им чужды опасность и страх, для них плавание на корабле средь неизведанных морей — веселая забава, но не более.
Какой-либо интриги не кроется и в характере самого Дулиттла. На протяжении всего хронометража один из самых высокооплачиваемых актеров современного Голливуда, примеривший новый для себя образ, разве что скучает по былым временам и мечтает вернуться в костюм Железного человека.
Итого
Парадокс, но герой, пожертвовавший собой ради целого мира, отдавший жизнь ради победы над злом, не смог сбросить оковы многолетнего образа и по-настоящему превратиться в доктора Джона Дулиттла. В свое время это удалось тому же Мерфи и Рексу Харрисону, представшему в роли известного ветеринара в мюзикле 1967 года. Роберт зачем-то пытается изображать из себя капитана Джека Воробья, но это аплуа его коллеги Джонни Деппа играет с Дауни-младшим злую шутку.
Унылый сюжет отчаянно пытаются заткнуть за пояс разнообразием локаций и вкраплением множества второплановых персонажей. Они в свою очередь не оттягивают на себя внимание, а лишь порождают новую порцию вопросов без ответов. Все потому, что их элементарно не успевают хоть как-либо раскрыть, а то и вовсе не убирают любые упоминания о вновь введенных героях уже в следующем эпизоде.
Попытка реанимации популярного литературного персонажа откровенно не удалась Стивену Гейгану. Но стоит сказать спасибо, что студия Universal не пошла по стопам конкурентов. В отличие от, например, «Холодного сердца», в новом «Дулиттле» нет омерзительных песен!
Впрочем, если вам понравился стерильный прошлогодний «Аладдин» от Гая Ричи, «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» — ваше кино. Как говорится, «нет пророка в своем отечестве».