Рецензия на триллер «Платформа». Шведский стол и каннибализм в жуткой тюрьме будущего
Триллеры/хорроры, строящиеся на социальном эксперименте, нельзя назвать чем-то новым. Людям из разных слоев населения и так не всегда легко ужиться, а когда их ставишь в экстремальную ситуацию, то начинается чистой воды вакханалия. В одних фильмах людей заставляют решать задачи («Куб»), а в других просто надо убивать коллег по несчаcтью, чтобы не умереть с голоду («Смертельный лабиринт»). И вот «Платформа» немного, но отличается от этих примеров. Разбираемся, чем.
Мужчина по имени Горенг приходит в себя в камере с нетипичным дизайном, которая находится на 48 уровне. В ее центре располагается дыра, которая присутствует на каждом уровне, чтобы усеянный яствами стол мог спокойно перемещаться с самого верха до самого низа.
Правила просты. Когда приезжает стол, то надо есть. На это дается буквально несколько минут. Главное ничего не оставлять себе, иначе будет наказание в виде изменения температуры, что может критично сказаться на обитателях того или иного уровня.
А еще раз в месяц людей на этажах перетасовывают. Те, кто были выше, могут оказаться внизу; и наоборот. А чем ниже ты находишься, тем меньше еды тебе достается после того, как люди выше набьют свои животы. Людей размещают парами. При этом абсолютно каждый обитатель до помещения в эти замечательные интерьеры мог взять с собой ровно одну вещь. От оружия до книги.
Со всем этим и столкнулся напоминающий Дон Кихота герой-идеалист, которому надо продержаться лишь 6 месяцев. Все осложняет периодическая нехватка еды и отсутствующее наказание за убийство.
Самая главная прелесть этого сюжета в том, что, помимо нескольких вышеупомянутых правил, администрация не ставит палки в колеса обитателям. Все в руках заключенных. Они должны сами наладить контакты друг с другом и попытаться понять, как сделать так, чтобы недостатка в еде не было. Но разве это так легко?
Каждый, кто почувствовал себя королем наверху, не горит желанием как-то помогать низам. Главное использовать этот месяц для удовлетворения своих аппетитов, ведь в следующий раз можно оказаться на нижних этажах, куда доходит разве что разбитая посуда.
В течение всей картины герой двигается по этой извращенной социальной лестнице, соседствуя с персонажами с разными взглядами на проблему. Кто-то готов принимать активные действия по улучшению ситуации, стараясь делиться, а кто-то нет, предпочитая объедаться как свинья.
Такая ситуация заставляет зрителя подумать, как бы он разрешил эту проблему. Какие схемы можно при данных обстоятельствах воплотить в жизнь, чтобы уменьшить смертность.
Хорошая съемка и атмосфера безысходности вкупе с яркими персонажами делают этот фильм достойным внимания, но людям, не любящим жестокость, смотреть его будет совершенно невыносимо. В нем присутствует большое количество откровенно неприятных моментов.
Стоит отметить, что эта картина не про масштабный бунт, вроде того, что было в «Сквозь снег» или «Высотке». Она больше о причинах, почему все так устроено, о попытках решить проблему мирным и рациональным путем. А не уничтожить верха, чтобы низам было хорошо. В ней содержится серьезный гуманистический посыл, который хоть и встречает ряд очень жестких преград, но абсолютно понятен. При большом желание можно узреть и религиозные мотивы.
Финал некоторых людей может оставить в недоумении, так как несколько вопросов так и останутся без ответа, но на общую идею они никак не влияют. Просто детали, которые решили оставить за кадром.
«Платформа» — качественный европейский триллер на тему социального неравенства, который может отпугнуть своей жестокостью. Но это новое воплощение уже не раз фигурировавшей в кино идеи впечатляет.