Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC
Для начала сразу расставим точки над одним моментом — нет, никакого отвращения местные версии Старфаер и Бистбоя не вызывают, даже малейшего отторжения при взгляде на них в действии не ощущается. Однако вам все равно может быть неприятно на них смотреть, если в душе еще теплятся хорошие воспоминания о мультфильмах про Титанов или же их юных версиях. Говоря проще, внешний вид героев — фактор исключительно субъективный, не влияющий на итоговые впечатления от сериала.
Нам рассказывают о создании супергеройской команды, то есть в начале сезона Робин (Дик Грейсон), Рэйвен (Рэйчел Рот), Старфаер (Кори Андерс) и Бистбой (Гарфилд Логан) даже не знают о существовании друг друга, а подобие союза образуют лишь к середине сезона. Подобный ход позволил сценаристам подробнее сконцентрироваться на личности и предыстории каждого из центральных персонажей, но это как раз то необходимое условие, которое и превращает пустой сериал в хотя бы терпимый. Гораздо интереснее, что каждая сюжетная линия подана в своей тональности и вполне могла бы претендовать на отдельный сериал.
События вокруг Рэйчел показаны в духе современных молодежных сериалов вроде «13 причин почему» или же «Ривердейла». Я бы даже привел в пример «Импульс», но «Титаны» по качеству в несколько раз сильнее. История Рэйвен — это история девочки, страдающей от внутренних конфликтов, как в прямом, так и в переносном смысле, о зажатой персоне, которую боится мама, ненавидят одноклассники и, кажется, даже собственное отражение в зеркале.
Ее суперсилы становятся довольно прямолинейной и простоватой, но все же метафорой взросления и принятия своих отличий от стандартов общества. Для супергероики это отличный ход, потому моменты с мрачной девушкой с синими волосами и кучей комплексов смотрятся бодро и интересно.
Для Грейсона авторы припасли адаптацию не самых многочисленных, но довольно регулярных комикс-сюжетов, которые можно охарактеризовать как «Бэт-семья не согласна с Темным Рыцарем и ищет свой путь». И опять у нас попадание в точку, ведь какой толк строить повествования вокруг хоть пяти Робинов сразу, если все они — лишь тени и отголоски Бэтмена? Местный Робин пытается абстрагироваться от своего наставника. Для этого он переезжает в Детройт, устраивается в отделение полиции и пытается найти свои методы борьбы с криминалом.
Начало линии Старфаер получилось наиболее сильным. Впервые мы видим ее в разбитой машине, а спустя минуту ее преследует русская мафия с явно недобрыми намерениями. В довершении всего она страдает от амнезии и находится в Австрии. Кори приходится по крупицам восстанавливать информацию о себе и своих мотивах, с ней сериал превращается в настоящий детектив, полный напряжения. А способность управления огнем создает отличный контраст с тяжелым положением Старфаер и показывает, что испепелением всего и вся некоторые проблемы решить невозможно.
Наконец, у нас есть Бистбой, весельчак и балагур, для которого своровать диски с видеоиграми — норма вещей. Пожалуй, его можно сравнить с Флэшем из Лиги справедливости или Ртутью из Людей Икс по функциональной роли в команде. Все, от поступков до мимики с жестами, напирает на крутость его суперспособностей, на то, как они способны возвысить отдельных личностей над скучной жизнью и бытовыми заботами.
Гарфилд вобрал в себя дух бунтарства в его лучших проявлениях, благодаря чему шоу не скатывается в бесконечный потока мрака и проблем.
И вот эти первые серии, когда зрители только знакомятся с центральными действующими лицами, а последние — друг с другом, как раз и можно назвать лучшими. В них есть нужные эмоции, экшен подается дозированным порциями, синергия персонажей на максимальной высоте, а занимательный жанровый микс ни на секунду не дает заскучать. Черт, да они даже Шерилин Фенн (Одри Хорн их сериала «Твин Пикс») умудрились позвать, и пускай ее роль очень маленькая, но всем поклонникам Линча явно запомнится. Будь «Титаны» выдержаны в таком духе, а весь пафос и эпик создатели оставили бы на второй сезон, можно было бы рекомендовать их всем и каждому. Ведь тогда каждый зритель нашел бы нечто свое в этом любопытном эксперименте.
Однако очевидные проблемы начинаются уже серии к шестой, когда становится понятно, что толковой команды из Титанов не вышло. Дело вовсе не том, что ее члены во многом не согласны с друг другом и не готовы идти на уступки. Нет, просто ты не веришь, что эти четыре человека действительно могут адекватно работать вместе. Когда дело касается пар — пожалуйста, четверку можно распределить любыми комбинациями, и тогда, скажем, никакие Кори с Рэйчел или Дик с Гарфилдом не покажутся надуманными. Но вот трио и тем более квартет протагонистов не вызывают никаких эмоций, кроме недоумения. Они будто пазл из четырех кусочков, в котором все время остается лишний паз.
Когда Титаны дерутся, то не взаимодействуют на достаточном уровне, чтобы поверить в них, как в единый механизм. Вспомните тех же «Мстителей» Джосса Уидона с шикарнейшей финальной битвой в Нью-Йорке. В ней никто не казался лишним, даже Соколиный глаз, у которого кроме лука и стрел ничего особо и нет. В сериале DC все герои прекрасны и могущественны, как на подбор (да, даже Робин), но в отдельных экшен-сегментах кажется, что кто-то вечно чувствует себя лишним, не на своем месте.
То же самое можно сказать и про мирные сцены — но тут, кажется, авторы поняли свои слабости, потому всю четверку в сборе мы видим относительно редко. Когда же герои наконец встречаются в полном составе, то кажется, что отдельные фразы писались совершенно разными командами сценаристов. В итоге в шоу о становлении Титанов собственно становления мы и не увидели — лишь жалкие полунамеки и невыстрелившие ружья, которые так ярко сверкали на стенах в первых сериях.
Частично вновь виноваты попытки уместить слишком много в одну историю. Казалось бы, в сериале про Титанов стоит сконцентрироваться исключительно на них. Если знать немного о персонажах, то можно понять, что им даже центральный злодей особо не нужен.
Но кто-то из руководства DC, видимо, во время работы над второй половиной сезона открыл для себя комиксы-кроссоверы. И пускай еще недавно издательство сильно обожглось о свою киновселенную, в «Титанах» вас снова ждет нагромождение героев и концепций.
Первое стало уже привычным, но от этого не менее мерзким. Титаны повстречаются с Ястребом и Голубем, еще одним Робином, в истории промелькнет Роковой патруль, который получит свой спин-офф уже совсем скоро, а среди злодеев засветились Ядерная семья, семейство Зукко и персонажи полюбопытнее. Однако им уделяется не так много времени, чтобы из «монстров недели» и пасхалок для фанатов они стали полноценными действующими лицами. Помните, как все жаловались на презентацию Киборга, Аквамена и Флэша в «Бэтмене против Супермена»? Тут аналогичная ситуация.
С концепциями же несколько сложнее. По первым эпизодам кажется, что тебя ожидает достаточно приземленная история лишь с одним осевым сверхъестественным элементом, центром которого становится Рэйвен. Но по мере развития сюжета всплывают инопланетные цивилизации, другие миры, секретные эксперименты, нераскрытые тайны прошлого и многое другое. Однако эти элементы не дополняют друг и друга и не расширяют вселенную, а лишь конфликтуют между собой, расслаивают и без того не слишком цельную историю.
Пытаясь откусить слишком большой кусок, можно запросто вывихнуть себе челюсть, и в руководстве DC кто-то упорно отказывается принимать этот факт.
Чем глубже начинаешь вдумываться в суть происходящего и всматриваться в отдельные моменты, тем больше всплывает глупостей или как минимум спорных моментов. Повествование вдруг может переключиться на флешбэк или побочную историю, которые в данный момент совершенно не нужны.
Некоторые тропы вроде злых русских в конце 2018 года должно быть просто стыдно показывать. Персонажи спонтанно появляются и так же неожиданно исчезают, то ли выступая в роли филлера, то ли пытаясь полнее раскрыть происходящее. Не удается ничего, ведь ни заполнять, ни дополнять зачастую нечего — сценаристы словно сами не понимают в отдельных сценах и эпизодах, куда хотят завести сюжет.
И даже центральные герои, получившие столь мощный старт, к концу сериала теряют первоначальное обаяние. Проще всего это сказать о Бистбое — кроме шуток, хохм и мостика к Роковому патрулю он особо «Титанам» и не нужен. Старфаер превратили в стервозную и высокомерную особу, которая даже при такой смене характера иногда умудряется поступать совершенно алогично, включая вдруг бессмысленную ярость или вдаваясь в пространные рассуждения.
Робин — отдельная тема. Вся его арка сводится к тому, как он не хочет походить на Бэтмена, прячущегося от внутренних проблем за бесконечным избиением преступников. Однако даже при смене амплуа новой оказалась лишь внешняя оболочка, а суть осталась прежней.
Дело даже не в какой-нибудь мысли типа «от себя не убежать», пускай в последней серии зрителям упорно ее продвигают. Просто у авторов не вышло создать убедительную трансформацию образа. Превратиться из мстителя в немного другого мстителя — сомнительное достижение.
И лишь линия Рэйвен остается на минимальном уровне хорошего до самого конца. Подростковая драма в ней тесно смешивается с мистическим элементом и даже щепотками хоррора, а сама героиня получилась яркой, как бы это ни было иронично, и живой. Лишь ее можно назвать полноценным человеком в команде то ли недоделанных образов, то ли сценарных инструментов. Только вот сериал называется на «Рэйвен», потому и требования соответствующие.
Впрочем, не все так плохо. Взять те же экшен-сегменты. Да, «Сорвиголова» от Netflix установил слишком недосягаемый уровень постановки, синематографии и хореографии, но в отрыве от него «Титаны» справляются неплохо. Пускай некоторые сцены отдают дешевизной (почему нужно было даже отдельные прыжки и движения делать на компьютере — загадка), но в целом битвы в шоу напряженные, жестокие и красочные.
А еще в сериале есть то, чего так не хватает супергероике, — самоиронии. Когда DC попыталась «осветлить» свои адаптации, то сначала пошла по пути Marvel с глупым панчлайнами, идиотскими уанлайнерами и убийством драматизма при помощи очередной дурацкой шутки. При перенесении на мир, в котором каждый второй чуть ли не полубог, этот подход оказался отвратительным. Помните, как в «Лиге справедливости» Брюс Уэйн пошутил, что его суперспособность — деньги? Да, я бы тоже хотел забыть. Так вот, в «Титанах» такого нет, зато через жесты героев, их легкие улыбки, умение и короткие фразы они словно устало подмигивают фанатам, которые долгое время обвиняли издательство в слишком сильных персонажах и излишней серьезности.
Теперь оно словно говорит: «Да, мы проштрафились и признаем это, потому давайте наши герои будут играть в видеоигры, тосковать о прошлом и вести себя, как нормальные люди, а не поехавшие машины для убийств».
Такое отношение спасает многие странные сцены, которых в сериале предостаточно. Но на каждый провал находится своя почти гениальная находка, потому эмоции при просмотре скачут словно на адских американских горках. Почему нельзя было сосредоточиться на одних лишь удачных моментах — большая загадка. Ведь, судя по всему, создатели прекрасно понимали, что именно в главных героях кроется главная ценность «Титанов», а все остальное — лишь фон, контекст и доля разнообразия. Причина возникшей сумбурности кроется, вероятно, в цифрах отчетов, маркетинговых политиках и прочих бизнес-планах, а истину мы так никогда и не узнаем.
Итог
Адаптации комиксов DC с живыми актерами сейчас похожи на постоянно писающего в кровать ребенка. Стоит ему хоть одно утро проснуться сухим — так он уже заслужил похвалу от мамы с папой и конфету с игрушками.
Сериалам и фильмам по DC тоже достаточно быть хоть бы пригодными для просмотра и не откровенно тупыми, чтобы фанаты, критики и обыватели одобрительно закивали головой. «Титаны» ощутимо ушли от звания просто «смотрибельного» шоу и подобрались невероятно близко к «хорошему». Близко настолько, что грань становится исключительно субъективной.
Если брать «Титанов» в отрыве от всего остального — это неплохое шоу. Если учитывать реалии 2018-го — странное и местами устаревшее, хотя не без отличных идей. Как старт очередной сериальной вселенной DC — пойдет, все-таки героев представили интересных.
А как просто новый сериал из рода опальных адаптаций DC — вообще отлично. Его нельзя советовать всем и каждому, но и окрестить его провалом, который стоит смотреть лишь из огромной любви к персонажам, тоже не стоит. И если это только начало, а дальше будет больше и лучше — то пусть так. Клиффхэнгер в последней серии, кстати, на это намекает, даром что пользоваться такими дешевыми трюками уже давно моветон. В любом случае, вселенная DC видала настолько ужасные вещи, что просто противоречивый сериал ей никак не помешает.
Вообще нет желания смотреть подобные сериалы, может быть из за каста может быть из за того , что супергеройка уже надоела.
"Некоторые тропы вроде злых русских в конце 2018 года должно быть просто стыдно показывать." Наоборот. Сейчас эта тема на западе снова в моде. А первый сезон и впрямь хорош. Впрочем, то же самое было со Стрелой и Флэшем.