Рецензия на «Тетрадь смерти» 2017 от Netflix
Сама идея американской адаптации аниме и манги выглядит очень заманчиво. Многие аниме-сериалы и полнометражки просто разрывает от великолепных идей и талантливых сюжетов, потрясающе чувственных, напряженных, многослойных мизансцен, которые редко встретишь в среднем блокбастере. У Голливуда кризис идей, но он боится браться за новый материал, предпочитая ставить на нечто проверенное, имеющее фан-базу. И в этом плане популярное аниме — отличный выбор.
Это бы не только позволило студиям дешево получить отличные истории, которые сильно отличаются от заезженных сюжетов их конвейера, но и дало шанс массовому зрителю познакомиться с прекрасными героями культовых японских шедевров, может, и познакомиться с первоисточником, научиться видеть в аниме и манге что-то помимо трусов и нелепых капель пота на пол-лица. А еще — мы бы получили новый формат блокбастеров на смену поднадоевшим супергеройским фильмам.
Но что-то раз за разом идет не так. «Призрак в доспехах» был первой ласточкой, и уже он показал, что студии не понимают, как именно адаптировать такой материал.
Не осознают, например, что в сюжет им лезть не нужно, тем более заменять самое ценное, что есть в первоисточнике — интересную необычную историю — на очередной выхлоп своей машины по производству тупых штампов. Но даже американский «Призрак» так не промахивался, как «Тетрадь смерти». Там хотя бы была красивая съемка и интересный мир будущего с голографической рекламой, здесь нет совсем ничего, что стоило бы внимания.
Я смотрел аниме несколько раз в разных версиях (полную и сокращенную), несколько томов манги стоит у меня на полке и это единственная манга, которая там стоит. Я знаю, что настоящие фанаты манги считают аниме недостаточно точным и не полностью передающим суть оригинала, но предлагаю отложить споры «манга или аниме» на потом, так как фильм Netflix уходит от них обоих настолько далеко, что они практически сливаются в одну точку.
Страшно подумать, что на начальных этапах проекта концепция уходила еще дальше — студия хотела вообще выкинуть из истории богов смерти, а мотивом Лайта сделать месть, а не справедливость. Получается, что они все же подошли довольно близко к оригиналу, проблема в том, что недостаточно близко.
Не поймите меня неправильно, я не возненавидел фильм уже только за то, что он отошел от канона. Мне абсолютно все равно, как адаптация меняет сюжет, героев, их пол и расу, главное, чтобы изменения были к лучшему. Когда ты берешь то, что работало и заменяешь чем-то куда менее удачным, оригинальным, сильным — вот тогда и возникают претензии.
Насчет того, что L стал черным, а действие перенесли в Америку у меня возражений не было, само по себе это не плохо. Проблема даже не в том, что герои изменились настолько, что не узнаются, а в том, что все это в итоговом виде попросту не впечатляет.
Оригинал — не слишком многообразное произведение. Единственная его сильная сторона — это интеллектуальные игры, которые действительно талантливо продуманы и по-настоящему поражают своей замысловатостью, как и крайне непривычные оригинальные персонажи. Даже вопрос «Болеть ли за главного героя?» встает постоянно — Лайт меняется, делает то ужасные, то благородные вещи, его логика ясна и с ней можно согласиться, поэтому решать, все же хороший он или плохой, можем ли мы поставить себя на его место, приходится каждый раз заново.
Адаптация лишилась этих сильных сторон. Интеллектуальные игры, потрясающие своей сложностью и четкими объяснениями, исчезли, а сложные многогранные персонажи схлопнулись.
Лайт здесь вовсе не интеллектуал — большую часть фильма он производит впечатление человека среднего ума и на Ягами не похож совершенно. Просто обычный подросток без каких-либо выдающихся способностей к тонкой и сложной игре. Рюк его пугает до поросячего визга, действия других героев застают врасплох, короче, самообладание и контроль над ситуацией он не то что часто теряет — он его изначально не имеет.
В финале Лайт выдает одну единственную более-менее сложную схему, но она сама по себе проще изощренных уловок Ягами из оригинала, да и выглядит взявшейся ниоткуда — до этого простой как валенок Лайт вообще не мог думать больше чем на шаг вперед, и вдруг такой скачок. На злого гения и социопата, способного на все ради своей цели, он не тянет совершенно. Возможно, в попытках очеловечить Лайта, сделать его более «хорошим», чтобы зрителю было легче ему сочувствовать, из него вытрясли все черты, делавшие его столь интересным и неоднозначным.
L тоже вышел крайне неудачным, но по противоположным причинам. Он представлен таким же интеллектуалом как в оригинале, он ловит Киру на все те же знакомые нам трюки, постепенно подбираясь к разоблачению Лайта, одна проблема — здесь все еще умные ходы не объясняются.
Адаптация пытается ужать восемь часов аниме (первые 25 выпусков) до часа сорока минут, и от этого весь сок расследования выпадает, когда L вычисляет очередную деталь, это выглядит просто магией, а не убедительной дедуктивной работой. Как он так быстро вычислил, например, что для убийства нужно знать лицо и имя?
И так практически с каждым его шагом — мы не видим весь его мыслительный процесс, отбраковку версий, работу с уликами, только результат — как по щелчку пальцев, а в таком виде L совершенно не впечатляет.
Именно его методы и ловкие ходы заставляли уважать этого психа с дикой прической, этот L может сколько угодно сидеть на корточках и жрать сладости, уважения к нему больше не становится, как и узнавания «того самого L».
Потрясающая харизма L тоже ушла. В оригинале этот герой был не просто гением, очередной версией Холмса, он был оторван от реальности и погружен в свою, куда постепенно затаскивал и остальных. Проблема не в том, что этот чернокожий L не произносит культовое «Если вы сохраните это в секрете, я дам вам эту клубничку», а в том, что я не представляю, чтобы он мог такое произнести в принципе. Абсолютно не тот типаж. Опять же, куда менее интересный.
С девушкой Лайта все вышло совсем мутно. В оригинале она была предана Ягами абсолютно, а он лишь использовал ее в своих целях, манипулировал и жертвовал ей, когда приходилось, без лишних раздумий. Здесь же он действительно влюбился в свою Мию как школьник и тут же рассказал ей все про тетрадь, Рюка и свои убийства. Киру они по сути создают вместе.
Мия куда своенравнее Мисы, преданность — не по ее части и ее амбиции еще больше, чем у главного героя. Все это опять же не плохо само по себе, если бы вылилось во что-то интересное, но весь сюжет с Мией движется скачками и временами крайне сложно понять, откуда что берется в плане внутренней логики героини и ее отношений с Лайтом. Раз за разом я натыкался на мысль, что эта история не может быть рассказана за полтора часа, слишком много стадий здесь нужно пройти, слишком много нюансов показать, торопливость чувствуется в каждой сцене.
Рюка хвалят больше всего в этой версии. В смысле, он получился самым удачным и сцены с ним самые интересные. Да, голос Уиллема Дефо — хороший выбор, но в остальном бог смерти вышел столь же ущербным, как все остальное.
Графика сама по себе терпимая, но никаких аплодисментов не сорвет. Что же до персонажа, то он тоже совсем другой — оригинальный Рюк был движим любопытством, он редко вмешивался и не проявлял какую-то свою волю, здесь же он постоянно нашептывает что-то Лайту, подталкивает его, а затем и пытается вынудить передать тетрадь кому-то еще, потому что он сам шинигами не устраивает. Почему именно, тоже не до конца ясно.
Из-за этого пропадает и еще одна вкусная пара — Лайт и Рюк, чьи сложные взаимоотношения были сами по себе крайне интересным аспектом оригинала.
Итог
Если вы не смотрели и не читали «Тетрадь смерти» — прочтите мангу, а если этот вариант не подходит — смотрите аниме, там всего 37 эпизодов, причем смотреть из них можно первые 25, вторая часть про новых детективов уже далеко не так интересна, к сожалению.
Если вы знакомы с оригиналом — пересмотрите, перечитайте, или насладитесь «Бакуманом» от тех же авторов. Все что угодно, только не смотрите это убожество от Netflix. Нервные клетки не восстанавливаются.
Мне кажется, что ужать такую историю до полнометражки в принципе невозможно без потери качества и глубины. До трилогии Джексон-стайл, до мини-сериала — да. Но не до полутора часов. Это выматывающий детектив про сражение двух выдающихся умов, который с каждым оборотом становится все напряженнее.
Именно это и упускает адаптация в первую очередь. Оригинальный Лайт впечатлял тем, как грамотно подошел к задаче, о скольких предосторожностях успел подумать, L поражал тем, что моментально раскусил несколько уловок Ягами и поставил собственную ловушку.
Чем больше мы проникаемся уважением к одному, тем круче в наших глазах становится и соперник, потому что умудряется перехитрить даже такого профи. Иными словами, мы поражаемся уму L, потому что он переигрывает Лайта, а затем аплодируем Лайту за то, что тот перехитрил самого L.
Вся эта динамика в адаптации отсутствует, здесь нет игры на равных. Лайт именно такой простодушный тюфяк с идиотским мелированием, которым казался по трейлеру, единственное его преимущество перед L — то, что даже лучший детектив в мире не может знать о сверхъестественной тетради и сразу вычислить принцип ее работы. Но даже это преимущество спасает Лайта недолго. Наш герой так и не придумывает противодействия L, вообще не вступает в интеллектуальную битву, а она была единственным ценным элементом истории, ради которого все это стоило адаптировать. Без него «Тетраль смерти» — просто пустая скорлупа, которую вам предлагают сосать в течении часа сорока минут.
Update: По совету Саши Башкирова я посмотрел полнометражную экранизацию своего любимого аниме «Бакуман» с живыми актерами. Все японские адаптации аниме и манги, что я пробовал до этого («Тетрадь смерти», «Служба доставки Кики») мне показались неудачными, но эта действительно вышла превосходно.
Я решил написать о ней здесь, потому что этот фильм как нельзя лучше показывает, как правильно превратить огромную мангу/аниме в полнометражную картину (а ведь «Бакуман» еще длиннее «Тетради смерти»).
Естественно, в фильм вошел не весь сюжет и не все сюжетные линии, девушку сценариста и женщину-мангаку тут не вместили, да и рассказать успели лишь про две первые манги наших героев, но главное – создатели фильма сумели сохранить дух оригинала и правильно передать самое ценное, что получаешь от аниме и манги – заряд творческой энергии, вдохновение упорством главных героев и их готовностью на все ради своего искусства. А показать зрителю труд мангак и устройство японской манга-индустрии у фильма вышло даже лучше, чем в аниме. И, конечно, любовь к первоисточнику и бережное отношение к его главным темам тут чувствуются не в пример лучше, чем в ленте Netflix.