Рецензия на «Смерть Сталина». А стоило ли запрещать?
Армандо Ианнуччи — шотландский сатирик, основной темой для своих работ выбравший высмеивание политиков. К примеру, его сериал The Thick of It с Питером Капальди безжалостно прошелся по британским чиновникам, а Veep для HBO — по политике (и отношению к женщинам) в США. За первоисточник для нового фильма был взят французский комикс La Mort de Staline. Une histoire vraie… soviétique («Смерть Сталина. История, истинно… советская»), а источником вдохновения послужила черная комедия Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». У киноленты гремучая сюжетная основа, которая в 50-х с легкостью бы накалила обстановку Холодной войны до предела. Благо, сейчас на дворе 2018-й, а мы живем во времена гуманности и свобод, когда искусству можно все. Ну, почти все.
Действие картины разворачивается в злосчастном 1953 году. СССР понемногу отходит от ужасов Второй мировой войны. Впрочем, у жителей Союза теперь другая проблема — как бы ни попасть в «расстрельные» списки НКВД. Люди живут в постоянном страхе и боятся даже лишний раз оглянуться по сторонам. Над всей страной нависла тень всемогущества и величия Сталина. Только как же изображаются вождь и его ближайшее окружение в фильме? Да они полнейшие ублюдки!
Серьезно, симпатия к ним нулевая. Основных действующих лиц в «Смерти Сталина» четверо: Никита Хрущев, Лаврентий Берия, Георгий Маленков и Вячеслав Молотов. И если вы хотя бы изредка листали книги по истории в школе, то знаете, кто и с чем выйдет из сложившегося конфликта. А вот чего в школе точно не рассказывали, так это, например, об увлечениях Берии семилетними девочками или связях Хрущева с либерально настроенной пианисткой Марией Юдиной. Фильм грамотно переплетает откровенно трэшовый вымысел с реальными историческими фактами, учитывая некоторые домыслы и допущения.
И «Смерть Сталина» специально поставлена так, чтобы к членам Политбюро ЦК КПСС вы не испытывали ничего хорошего. Они беззаботно шутят о том, как весело было кидать гранаты в военнопленных из Сталинграда, и со скукой смотрят американские фильмы про ковбоев, хотя во всем СССР зарубежные вещи под запретом. Основное противостояние разворачивается между Хрущевым и Берией, сыгранными Стивом Бушеми и Саймоном Расселом Билом соответственно. И, стоит признать, играют они хорошо. Политики получились нервными, едва не сходящими с ума в своей борьбе за власть, а за их жестокими, порой абсурдными действиями наблюдать безусловно интересно.
Конечно, дело не обходится одними представителями Политбюро, но и остальные персонажи не лучше в плане гуманности. Светлана Сталина похожа на нервную истеричку, которая в критической ситуации начинает придираться к ненужным мелочам.
Василий Сталин — вечно орущий алкоголик, который требует к себе внимания, но сказать ему особо нечего. А еще он боится, как бы не раскрылась тайна о крушении самолета Ли-2, в котором погибла сборная по хоккею Военно-воздушных сил Московского военного округа.
Остальные члены партии, помимо вышеназванной четверки, — не более чем обычные пешки в игре. Хоть какую-то привязанность у зрителя могут вызвать вечно матерящийся, гордый и решительный маршал Георгий Жуков и та самая пианистка Юдина, сыгранная Ольгой Куриленко. Правда, играть ей особо было нечего, ведь девушка появляется всего в нескольких сценах и строит из себя высокомерную недотрогу, презирающую партию из-за убийства семьи.
«А что народ, народ-то простой русский что?!». Не спешите оскорбляться, ведь его как раз в фильме почти нет. А даже когда появляется, то скорее безликой массой, которой коммунистическая партия не делает почти ничего хорошего. НКВД включает в свои списки на расстрел всех подряд, при попытке попасть на похороны Сталина людей убивают, они гибнут в давке. На этом фоне показателен момент: когда прямо во время казни стало известно о массовых амнистиях, то исполнители и палачи просто уходят, оставляя заключенных в недоумении.
Потому что фильм вовсе не призван выставить в плохом свете русский народ. Авторы не просто так общались с историками и людьми, заставшими все ужасы того времени. «Смерть Сталина» высмеивает глупость и эгоизм верхушки власти, которая в своих политических играх совершенно забыла про обычных людей.
И даже сцена, в которой рабочий народ заводят в филармонию, чтобы на записи концерта было больше людей, вовсе не ощущается, как попытка показать кого-то глупым или несведущим. Скорее, речь о тотальном пресмыкательстве перед вышестоящими чинами и страхе за свою жизнь, которая может оборваться из-за единственного доноса.
Поговорим о самих способах высмеивания, раз уж жанр фильма — сатирическая комедия. Честно говоря, фильм не блещет высоким юмором. Основным источником смеха служит как раз осознание, что верхушку Политбюро составляют настолько низкие и мерзкие люди. Кстати, именно поэтому дубляж убивает часть очарования, ведь есть что-то волшебное в постоянных fuck и for fuck’s sake от руководителей СССР. Впрочем, хватает тут и комедии положений, а пару раз даже без применения пошлостей и мата авторы создают исключительно смешные сцены.
— Быть может, баран — это народ, а молоко — это социализм?
— Быть может, ты баран?
Причем в фильме затрагиваются самые разные и не всегда веселые темы. Вспоминается и знаменитое «дело врачей» вместе с Лидией Тимашук, и любовь Сталина к фортепианной музыке, и многочисленные расстрелы и ссылки лучших умов СССР. В определенные моменты, пускай секунду назад прозвучала искрометная шутка, улыбка невольно сползает с твоего лица, и становится совсем не смешно.
Ведь основные подробности фильма не выдуманы, все так и было. Были убийства, расстрелы, преследования и всеобщее безумие. Была иррациональная и поголовная любовь к Сталину. Были закулисные интриги, кардинально изменившие положение супердержавы в мире. Фильм с безразличной жестокостью говорит о реально существующих законах и исторических фактах. И от этого как-то не по себе.
Даже саундтрек подчеркивает весь трагизм ситуации. Фильм открывается концертом для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта, который звучит волшебно. Но чем дальше идет сюжет, тем тревожнее становятся музыкальные мотивы, превращаясь в почти хаотичное и безразборное нажатие клавиш пианино. Композитор Кристофер Уиллис, вдохновлявшийся творчеством советских композиторов, не просто так описывает их музыку с тоской.
«Звучит так, словно они пытаются быть счастливыми, но не получается!».
Так и от фильма не получаются исключительно положительные эмоции. Да, смешно, интересно, но я вышел с сеанса с тяжестью на душе и осознанием, насколько властям в своих попытках урвать себе кусок побольше всегда было плевать на простых людей. И как много пришлось пережить нашим предкам, чтобы мы сегодня могли спокойно жить.
Итог
Если вы поклонник творчества Арманду Ианнуччи, то, думаю, вы и без этой рецензии уже ищете способ, как посмотреть фильм. С остальными сложнее. Если вы хотите комедию «на посмеяться», то «Смерть Сталина» может стать для вас разочарованием, уж больно тяжелый в нем исторический подтекст. Если вы вообще ничего об истории СССР не знаете, тогда кроме шуток вы ничего и не получите.
Если же ваша цель — насладиться исторической лентой о столь эпохальном событии в истории СССР, то обилие пошлых шуток и вольностей запросто отпугнет вас. Да, создатели иногда перегибают палку с «чернухой», а количество расстрелянных невинных людей зашкаливает. Впрочем, разве в те времена было иначе?
На самом деле, мы получили предельно честный фильм. Ианнуччи и не скрывал, что позволяет себе много допущений и свободных трактовок, чтобы донести до зрителя свои мысли. Убери из «Смерти Сталина» все шутки — и мы получили бы беспросветно мрачное кино о времени, когда кажущееся смягчение законов не значило ничего, а за свою жизнь нужно было бояться даже в спокойных на первый взгляд городах. Юмор же оттеняет и облегчает просмотр, придает фильму второе дно. Эта многогранность уже неплохой повод, чтобы посмотреть «Смерть Сталина».
И оттого очень грустно, что фильм запомнится в России и в Беларуси как «экстремистский» и «не несущий художественной и исторической ценности». Да, он не блещет патриотизмом и, возможно, действительно не представляет особой ценности для мирового кинематографа, зато кинолента служит прекрасным памятником жестким 50-м годам и напоминанием о мрачной главе истории России. Потому что кто не знает своей истории, тот обречен повторять ошибки прошлого. А запрет проката фильма уже сильно попахивает цензурой.
Знаете, когда цензура была особо сильна? Как раз во времена Сталина. Времена доносов и списков на расстрел.
Больше по теме
- Как Сталина изображают в современной российской литературе?
- Почему отмена «Смерти Сталина» — это куда большее «унижение россиян», чем сам фильм
- «Смерть Сталина» заменили на «Утомленных солнцем 2» и проверили: зрители все равно оскорблены!
- «С привкусом русофобии»: что критики думают о сатирической комедии «Смерть Сталина»
- «Смерть Сталина» — только летом? Фильм требуют перенести в связи с годовщиной Сталинградской битвы