Рецензия на «Слендермена» — скучный подростковый хоррор о всемирно известном меме
Расписывать биографию Слендермена бессмысленно — это, пожалуй, самая известная крипипаста в сети, которая успела заглянуть в десятки фандомов и почти за 10 лет обрасти целой самостоятельной вселенной. Одна из главных причин, почему Слендер до сих пор жив, всегда заключалась в таинственности самого персонажа. Высокий безликий человек в костюме, скрывающийся в лесах и похищающий (в основном) детей — без логики, какого-либо умысла и последовательности.
Такая свободная интерпретация сразу же стала залогом успешности монстра — каждый мог внести свой вклад в развитие Слендера, а из-за обилия контента его вселенную даже пришлось разделить на канон и неканон. Сейчас к «официальной» биографии персонажа относятся все посты его создателя, Эрика Кнудсена, ютуб-сериал Marble Hornets («Мраморные шершни») и две игры Slender: The Eight Pages и Slender: The Arrival.
Теперь к канону добавился и фильм «Слендермен» — который, впрочем, всего лишь наложил на штампованный голливудский хоррор историю и образ популярного интернет-мема.
Провинциальный город, подростки и зло, скрывающееся в лесу — шаблонная завязка практически для каждого второго молодежного хоррора. Четыре подруги (актрисы Джои Кинг, Джулия Голден Теллес, Жасмин Сабино и Анналиса Бассо) на девичнике случайно натыкаются на сайт с крипипастой, где открывают видео, якобы призывающее Слендермена. Само собой все подумали, что это просто шутка, а уже через несколько дней одна из девушек пропадает. Остальные отправляются на ее поиски, а впоследствии и сами одна за другой попадаются в лапы Слендера. Причем к каждой монстр применяет «особый» подход.
Если воспринимать фильм как попытку расширить лор персонажа, то в этом плане «Следермена» можно даже назвать успешным. Лента четко обрисовывает рамки возможностей монстра, его телепатических и физических способностей, тем самым канонизируя часть некогда необоснованных гипотез. Например, «новый» Следермен теперь может гнаться за жертвой на своих щупальцах (раньше считалось, что он лишь стоит и пассивно телепортируется) и нападать на группы людей, а не только одиночек.
Это единственная причина, по которой «Слендермена» стоит смотреть — если вы фанат самого персонажа и хотите узнать, в каком направлении движется его официальная легенда.
Если же брать картину как отдельное произведение, то это типичный, предельно невзрачный современный фильм ужасов, который просто решил нажиться на популярной интернет-байке. «Слендермен» одновременно плох и как подростковое кино, и как психоделическая страшилка, напичканная лишь скримерами да штампами. Часть фильма состоит из филлеров, вроде отношений одной из девушек с парнем, состоящие из игры в гляделки и двух поцелуев, в то время как другая половина проходит под звонкую музыку с выпрыгивающим из темноты Слендером.
Причем скримеры настолько скучные, что даже я, в 6-летнем возрасте получивший детскую травму после просмотра «Очень страшного кино», никак на них не реагировал.
В чем-то «Слендермен» даже походит на другую неудачную экранизацию 2015 года «Слендер» (Always Watching: A Marble Hornets Story). Все те же дешевые приемы и неумелая попытка вывести Тонкого человека на большой экран. Разница лишь в том, что «Слендер» был частично фанатским проектом со скромным бюджетом, и в принципе не считается каноном. Над «Слендерменом» же работал режиссер сериалов «Менталист», «Последователи» и «Гавайи 5.0» совместно с создателем крипипасты Эриком Кнудсеном, а за фильм в этот раз отвечала крупная студия.
«Крупность» в «Слендермене» действительно видна: монстр не выглядит как дешевый косплей, а со спецэффектами тут местами даже переиграли. В фильме много психоделических моментов, которые сняты качественно — трипы главных героинь под воздействием монстра выглядят эффектно и действительно крипово в духе какого-нибудь «Лекарства от здоровья».
Проблема в том, что за ними ничего не стоит — у зрителя не вырабатывается никакой симпатии к героиням, сюжету и вообще всему происходящему на экране, отчего психоделия выглядит как просто красивое слайд-шоу. Впрочем, как и весь фильм — броско, но совершенно пусто.
«Слендермена» нельзя назвать откровенно ужасным фильмом — это не «худший хоррор в истории», как уже успели отметить западные критики, но обычный плохо снятый подростковый триллер. Он не пугает, не изобилует смелыми или хотя бы в чем-то идущими вразрез шаблонам решениями, но и молиться о завершении киносеанса тоже не заставляет.
В моем случае в кино на задних рядах сидела группа подростков, которые пришли в зал с пиццей и весь фильм бурно реагировали на каждый скример смехом. Пожалуй, это единственный способ получить реальное удовольствие от просмотра — если воспринимать «Слендермена» как очередной глупый недослэшер для гэгов.
Остальным же лучше сберечь денег и купить игру Slender: The Arrival. Цена та же, но The Arrival хотя бы умеет пугать — уже по-настоящему.