Рецензия на сериал «Тьма» от Netflix: «Странные дела» + «Твин Пикс»
Сериал вышел еще первого декабря, но остался для многих незамеченным — никто не трезвонил о «Тьме» на всех углах, как о тех же «Странных делах» — проспать ее было несложно. «Тьму» все же заметили потому, что рекламы и шума в медиа у нее особо не было, а вот зрительский сарафан был — люди советовали ее в соцсетях, делились впечатлениями, упоминали и в комментариях под нашими статьями.
Немецкий проект Netflix очаровал многих своей свежестью и необычным подходом, тяжелой и густой атмосферой, настоящей северной мрачностью, а не картонной декорацией, которую Голливуд любит выдавать за таковую.
Dark чаще всего сравнивают со «Странными делами» и неудивительно — это еще одна сверхъестественная история, завязанная на пропавшего мальчика, к исчезновению которого может быть как-то причастен окруженный тайной государственный институт, расположенный неподалеку, где творится что-то необычное и жуткое. Также оба проекта обращаются к восьмидесятым. Но на этом сходства, по сути, кончаются, потому что сериалы получились очень разными.
На самом деле, «Тьма» (Dark) куда больше напоминает «Твин Пикс» — это история захолустного города, в котором происходит страшное — пропадает ребенок. И это событие, как убийство Лоры Палмер, становится ключом, открывающим потайные двери и вытаскивающим наружу всю грязь обитателей Виндена: интрижки, ревность, старые обиды, пороки и разочарование в жизни.
Что до фантастических элементов, в «Твин Пиксе» был Черный Вигвам и вселяющиеся демоны, в «Странных делах» — параллельный мир, монстры и дети со сверхспособностями, в «Тьме» же — путешествия во времени, поданные максимально серьезно и приближено к научным теориям.
И да, я считаю, что упоминание путешествий во времени — это может и микроспойлер, но их стоит упомянуть, потому что без этого некоторые просто не высидят первые эпизоды — не поймут ради чего, ведь «Тьма» это поразительно нудный, монотонный и тягучий сериал. У него есть свои плюсы, но поверьте, даже «Твин Пикс» в сравнении кажется поразительно динамичным и насыщенным событиями.
Если слова «путешествия во времени» автоматически настраивают вас на приключенческий лад — притормозите. Это не «Назад в будущее» и не «Терминатор», они нужны тут с одной целью — показать связь эпох, грехи отцов, преследующие детей, последствия поступков, откликающиеся снова и снова не одно и не два десятилетия. А не ради веселых приключений.
Если вы смотрели «Донни Дарко» и «Детонатор», то вы можете примерно представить в каком ключе здесь используются перемещения по времени и с какой серьезностью подаются. Здесь это лишь прием, позволяющий глубже изучить персонажей и показать их грани, которые невозможно раскрыть иначе — не ради самих путешествий и увлечения идеей изменения прошлого.
Это история четырех семей в вымышленном немецком городке Виндене, посвященная пересечениям их судеб, их жизни в разные эпохи (современность, восьмидесятые и т. д.) и то, как исчезновение мальчика затронуло их, привело город в движение. Что-то сверх этого рассказывать не хочется, потому что тут очень легко оступиться и угодить в спойлеры, но еще одна причина — сюжет настолько запутанный, а разобраться в нем настолько сложно из-за сливающихся в неразличимую массу персонажей, что я не уверен, что смогу точно пересказать вам, что произошло.
Я не считаю, что сюжет сам по себе является ключевым элементом этого сериала — все его хитросплетения порой неясно, к чему ведут, и он скорее запутанный, чем умный и сложный. Накрутили сценаристы много, что из этого представляет реальный интерес — тот еще вопрос.
Но через этот сюжет мы получаем другие, куда более удачные и ценные элементы: потрясающую атмосферу, живые реалистичные сцены, серьезную драму, цепляющие твисты и клифхенгеры, великолепный саундтрек (если музыку замечаю даже я — это показатель) и очень качественную синематографию. Мир сериала крайне притягателен — он не манит пожить в нем, но однозначно завораживает своим холодом, дремучими лесами, промозглыми пещерами, полутемными домами, тонущими в тишине, и мрачными, молчаливыми жителями Виндена.
Все это — значимые плюсы, которые позволяют досмотреть сериал до конца и советовать его другим, чтобы вместе ждать продолжения. Но это далеко не идеальное шоу. Оно достаточно цельное и, оно выдержано в едином ключе, подчинено одной идее, но после просмотра понимаешь, что многие элементы попросту не работали так хорошо, как могли бы.
Про сюжет я уже сказал — прошел месяц после просмотра, и я уже с трудом вспоминаю концовку. Просто потому, что следить за всеми линиями и поворотами сюжета крайне сложно, он очень скуп на объяснения и пояснения, а понять, зачем именно история движется туда, куда движется (понять замысел и цели сценаристов во всей полноте), и вовсе почти невозможно. Это гордый и взрослый сериал, который не делает ни для кого скидок — я такой, хочешь — смотри, не хочешь — проваливай, объяснять по второму разу никому не буду.
Эта уверенность в себе и сосредоточенность на своем видении обескураживает и очаровывает, особенно после американских сериалов, держащих тебя за руку всю дорогу и проверяющих пульс — ты там не заснул? «А вот тебе погоня, а вот сиськи голые, весело же? Ну, побежали».
Это шоу куда более требовательно и погружено в себя. «Мы мыслим время как непрерывность, последовательность, но что, если то, что вчера, сегодня и завтра идут строго друг за другом — лишь иллюзия и их причинно-следственные связи гораздо сложнее… Так, опустите руки, вопросы только после звонка — и не к нам».
По ряду причин, отчасти уже названных, в «Тьму» сложно вникнуть и сложно ей увлечься. Не то первое по причине второго, не то наоборот. Вникнуть мешает не только запутанный сюжет с фантастическими элементами, который при этом еще и не собираются разжевывать, давая половину важных деталей намеками, которые нужно самостоятельно замечать и расшифровывать. Дело еще и в персонажах.
Персонажей здесь много, они все важны, так как связаны между собой и должны восприниматься как единое целое, на чьи метаморфозы мы и смотрим сквозь необычную призму временных скачков. Представляют героев не слишком старательно, центрального протагониста у нас нет — первый план переполнен лицами и запомнить их все, их профессии, их связи с семьями, связи семей друг с другом, то, кем были эти герои в разные эпохи, как они там были связаны между собой, чертовски сложно.
Усугубляется проблема и тем, что персонажи — немцы. Их непривычные имена (Ульрих, Йонас, Бартош, Магнус, Бернд, Хельге — это все мужские имена, женские более знакомые) сыплются одно за другим и составить в голове какую-то вменяемую карту становится крайне сложно.
В американских сериалах эта проблема выражается чуть иначе — мы уже привыкли к Бенам, Маркам, Джонам и Полам, но они зачастую именно поэтому и не запоминаются — сливаются в массу распространенных, не особо звучных имен (из «Странных дел» я не помню ни одного имени, кроме Одиннадцатой, но ее реальное имя тоже ускользает из памяти. Зато имена из «Игры престолов» я могу перечислять долго — они необычные, но герои дают повод запоминать их).
Причем имена запоминать придется, десятки, ведь мы видим героев в несколько периодов их жизни, где их играют разные актеры, и когда кого-то окликают — Эй, Миккель — тебе нужно срочно сообразить, кто такой Миккель, как он выглядит в другой линии, кем работал, как связан с другими, что значимого сделал. Актеры подобраны похожие, но это не спасает, чисто по внешнему виду опознать кого-то будет крайне сложно. Мне приходилось лезть на Википедию и отслеживать каждого персонажа, при этом нарываясь на спойлеры — мягко говоря, неидеальная ситуация, когда история настолько непрозрачна, что требует прерывать ее ради сторонних разъяснений.
Добивает проблему с составлением четкой карты героев и их взаимосвязей то, что персонажи эти поголовно серые. Интересных, цепляющих, влюбляющих в себя или вызывающих ненависть среди них, считай, нет. Это до ужаса обычные люди, попавшие в крайне необычную ситуацию, но зачастую даже она не высвечивает в них что-то цепляющее ваше внимание.
Легко сказать, что «Тьма» — это куда более взрослая и умная версия «Странных дел», ведь «Дела» сами по себе крайне поверхностны, вторичны, легковесны, но при этом — увлекательны и динамичны, они бережно относятся к вниманию зрителя и не дают ему скучать, сцены там поставлены с редкостным мастерством, поэтому сезон проглатывается легко и с удовольствием. Сделать что-то умнее и взрослее несложно, а вот сохранить при этом такой же задор, темп повествования и увлекательность — вот это задача не из легких, «Тьма» с ней не справляется. Очень многое в ней приходится прощать или терпеть; блеклых персонажей, слипающихся в голове как пельмени — в том числе.
И все же — терпишь. Есть ради чего. Посыл авторов, пусть и замутненный переусложненным сюжетом и отсутствием более внятных объяснений, добирается до зрителя и производит впечатление. Шоу пропитано мизантропией и отвращением к жизни — унылый городок с до боли невзрачными людьми, запертыми в этой провинциальной неудавшейся жизни, отчаянно старающиеся выжать хоть какие-то позитивные эмоции из интрижек, успехов в работе, наркотиков и острых ощущений. Купаться в чужой депрессии — не слишком приятное занятие, но это очень красивая и глубокомысленная депрессия.
Очевидно, что это сериал не для всех, но пропускать его не стоит — попробуйте хотя бы пару серий, по ним уже будет ясно, насколько вам не хватало «Тьмы» со всей ее нордическим мрачняком и безысходностью, философскими концептами времени и отказом что-либо разжевывать. Иногда полезно посмотреть требовательный неглупый сериал, чтобы сбросить с сознания атрофирующую расслабленность, в которую погружает большинство американских шоу.