Рецензия на сериал «Маньяк» — психологический sci-fi с Эммой Стоун, не оправдавший надежд
Стоит сразу предупредить, что «Маньяк» 2014 и 2018 года — это два непохожих друг на друга сериала, которые разделяют общую идею, но подходят к ее подаче с совершенно разных сторон. Нельзя сказать что какой-то из них получился лучше или хуже — где-то проигрывает норвежская версия, в другом месте проседает американская. Но самое главное — оба «Маньяка» не идеальны, и это определенно не крупные must-see хиты, из-за которых стоит бежать подключать подписку на Netflix. Потому что в обоих случаях вы можете не дотянуть и до середины.
Оригинальный сериал 2014 года рассказывал историю о пациенте психиатрического стационара Эспене, который видел воображаемого друга Хакона и накладывал фантазию на реальный мир. Сериал представлял собой противостояние психотерапевта Мины с глюками Эспена, вылечиться которому мешал Хакон (что логично, так как он не хотел исчезнуть). Выглядело это примерно так: главный герой выдумывал себе сценарий, где он и его напарник были, например, партизанами, а персонал и Мина нацистами. В другой сцене персонажи были единственными выжившими в апокалипсисе, другие пациенты зомби, а врачи… well, зомби-нацистами.
Все это происходило в голове Эспена и, соответственно, в стенах клиники, а его вооружением и атрибутами служили подручные средства.
В силу бюджетности норвежский «Маньяк» выглядел сырым и до ужаса нудным, однако его спасал 20-минутный хронометраж с четко сформулированным сюжетом и парой хороших шуток.
В версии Кэри Фукунаги такой четкости, к сожалению, нет, и в этом кроется главная проблема сериала. Американский «Маньяк» (Maniac) смещает акцент с диалогов на визуал, но параллельно добавляет в историю столько хлама, что уже с первой серии теряешь основную нить повествования.
Фукунага превратил комедийную социальную драму в приключенческий sci-fi в киберпанк-сеттинге, где параллельно с психическими расстройствами людей рассматривается и отклонения ИИ.
По сюжету главный герой, Оуэн (Джона Хилл), один из пяти пяти братьев консервативной семьи Милгрэм, который не оправдывает надежды отца и в принципе состоит в сложных отношениях с родней. Причина — пережитая годами ранее шизофрения, из-за которой персонаж видел (и до сих пор иногда видит) «добрую» копию своего абьюзивного старшего брата. У Оуэна нет друзей, его только что уволили с работы, а семья ассоциируется с одними лишь бедами — не говоря уже о периодически шалящем воображении, призывающем найти напарницу, чтобы она передала ему «дальнейшие указания» по спасению мира. Тут же герой натыкается на рекламу некоего экспериментального лечения, которое с помощью ИИ и пары таблеток якобы поможет справиться с тревожностью.
Решив принять участие в испытании, Оуэн встречается с «той самой» — Энни Ландсберг (Эмма Стоун), не менее депрессивной и эксцентричной стервой, которая подсела на таблетки, тестируемые в этом эксперименте (по этой же причине она решила принять в нем участие). Собственно, как и у главного героя у Энни проблемы с сестрой, отпуском своего прошлого, не говоря уже о практикуемом наркотическом эскапизме и одиночестве.
Самое сложное во время просмотра «Маньяка» — это пережить вводные серии.
Сериал сразу же бросает зрителя в прошлое героев и подробно разжевывает их диагнозы, но дает скудную информацию о настоящем, отчего происходящее выглядит одновременно скучно и непонятно. Из-за этого после десятой серии приходится снова прыгать по предыдущим, заполняя ранее непонятые (или проспанные) пробелы. На это, впрочем, даже косвенно намекают создатели сериала: в финальной сцене после титров (кстати, не пропустите ее) обрывисто звучит фраза, с которой начинается первый эпизод, как раз вводящий неподготовленного зрителя в ступор.
Все дело во вселенной «Маньяка» — нетипичной интерпретации киберпанка, где интернет буквально стал физическим. Вместе переписок в чатах люди нанимают «прокси-друзей» (proxy-friend), которые притворяются твоими знакомым, а если не хватает денег на кофе, то можно вызвать «рекламного парня» (ad-buddy), который подкинет пару баксов за прослушивание протароторенной им рекламы.
Все это узнается только за счет чтения вывесок — сам «Маньяк» практически не расшифровает собственные причуды. В то же время Нью-Йорк выглядит как обычный город с парой невзрачных роботов-уборщиков и вывесками странных сервисов, из-за чего поначалу вся эта «киберпанковость» выглядит нелепо.
И если вы думаете, что в следующих сериях она обретет смысл, то увы — киберпанк останется таким же странным и бессмысленным вплоть до последней серии. В нем просто нет необходимости — Фукунага даже не попытался объяснить природу вселенной «Маньяка», поставив за основу лишь то, что в толпе процветает одиночество и люди ищут утешения в фальшивых заглушках. Ну и да, ключевую роль в эксперименте сыграет супертехнологичный ИИ «с душой» — единственное, где киберпанк хотя бы немного работает.
В чем-то это напоминает эпизод «Черного зеркала» — разве что сильно растянутый и не понимающий, на чем акцентировать внимание.
Когда говорят о проработке сценария, в первую очередь обращается внимание на количество деталей — чем тщательней и глубже все прописано, тем якобы лучше получится сюжет. «Маньяк» же слишком переусердствовал — он завуалировал тривиальную историю о «жизни с чистого листа» в огромный ком, который начинает катиться с первой серии и с каждой последующей становится только больше. Киберпанк, чувства ИИ, интрижки врачей, филлерные сюжетные арки размывают основную историю Энни и Оуэна, в которой и без того трудно разобраться в виду их не менее нагруженной подачи.
Норвежская версия в этом плане оказалась более лаконичной — по крайней мере она выглядела цельной и не вешала на стены ружья, которым в итоге так и не суждено будет выстрелить.
Причем касается это только второстепенных арок — одну из основных же, напротив, раскрыли только на словах. Мы знаем, что у Оуэна была шизофрения и трудное прошлое, но ни один из его триггеров нам так и не показывают. Энни раскрыли подробно — ее прошлому посвятили целую флешбек-серию, отчего связь героини со своей сестрой в конечном счете трогает. Персонаж Джона Хиллы же только и делает что повторяет об инциденте с домашним питомцем, намекает на былые деструктивные отношения, но все это провисает в воздухе — никакой экспрессии или сильных сцен, которых у Стоун с лихвой.
Основной же плюс обоих сериалов — это трипы в сознание главных героев. Здесь детальность Фукунаги пошла «Маньяку» на пользу — главных героев бросает в воображаемые миры (что-то вроде фантазий Дэвида из «Легиона»), каждый из которых интерпретирует тот или иной защитный механизм в действительно крутых ярких сеттингах. «Маньяк» скачет сразу по нескольким жанрам, показывая то фарсовый детектив в 80-х, то инопланетное вторжение с трюковым экшеном, то вовсе адвенчуру с эльфами в Средневековье. Такая метафоричность цепляла еще в оригинальном сериале — Фукунага же отполировал ее, воссоздав еще более интересные сюжеты.
Впрочем, ни один из них не сработал бы без Эммы Стоун.
Это, пожалуй, единственная причина, по которой «Маньяка» все же стоит посмотреть хотя бы с перемотками. Актриса здесь снова воссоздает свой лучший образ — агрессивную пессимистку из «Бердмена», за желчью которой со временем выявляется нечто хрупкое. Стоун буквально исполняет роль человека-оркестра: она иронизирует миммикой, выбрасывает колкие шутки, компенсирует пассивную игру (о которой даже скучно писать) Джона Хиллы, как может разряжает труднопереваримый сценарий и в то же время выдает единственные сцены, провоцирующие на хотя бы какие-то сильные эмоции. Помогает ей в этом, кстати, не менее талантливая молодая звезда «Озарка» Джулия Гарнер.
В «Маньяка» хочется влюбиться. Поначалу он кажется приятно странным и оригинальным, но со временем осознаешь, что уже к пятой серии его приходится смотреть через силу. Сериал выглядит как лайтовый блокбастер с сильными актерами и солидным режиссером, но на деле его очень трудно проглотить — и делать этого, в принципе, не особо и хочется.
Дуэт Эммы Стоун и Джона Хиллы не оправдал надежд — он работает лишь в одну сторону, а Хилла явно не достает до уровня оскароносной лауреатки, которую в итоге только тянет вниз.
Фукунаге же, в свою очередь, не удалось сохранить выдержки «Настоящего детектива» — а все попытки внести правки в и без того идеальную формулу провалились. «Маньяк» вышел скомканным, нагруженным и слишком медленным — но не в духе «Во все тяжкие» с его философией или первого сезона того же «Детектива», где методичный темп играл расследованию только на руку, а просто банально нудным.
И в итоге потенциальный хит оказался не более чем проходной авторской поделкой.
Походу автор дичайшего рода сноб :/
Отличный сериал, в котором каждый определённый "винтик" срабатывает на все 100%,
Никогда не топил за Эмму, но тут она отыгрывает так, что дух захватывает.
Где-то читал, что кому-то не понравилась форма Хилла, и с этим в голове я ждал сериала, что, как оказалось не очень уместным мнением. Здесь парниша справляется со своей ролью очень даже хорошо. Его интонация, поведение и мимика не подведут ни на секунду. Роль словно для него.
Изначально собирался смотреть из-за Теру (Оставленные), но по итогу, я получил...
проект с интересным сюжетом, хорошо написанным сценарием, прекрасной работой режиссёра/звуковиков/художников по дизайну и всех остальных людей причастных к проекту.
"Помешанный" это то самое откровение от человека, с определённым набором идей и мыслей, которые он хотел донести и, как по итогу, смог.
Почему всё так? Приведу краткую вырезку из рецензии с кинопоиска на "Маньяка" 2014г, которая отлично подойдёт и к данному проекту:
Серии все короткие, не больше 25 минут, поэтому не напрягают. Если вам первые серии не понравятся, рекомендую посмотреть последнюю серию первого сезона до самого конца, и если финал вас не проймет, то фильм не ваш, сидеть и смотреть его нет никакого смысла. Если финал понравится, то возвращайтесь тогда обратно к началу.
Если вы открыты чему-то новому, смело ступайте смотреть сериал, вас он не разочарует.
Если вы знаете о чём идёт речь в сериале и тем более чувствуете тоже самое - тогда вы в теме.
Ну, а остальным - значит просто не ваше.
?Господи ну что за убогий проигрыватель... как же вы задолбали с ним!