Рецензия на сериал «Байки из петли». Шаблонная драма с элементами научной фантастики
«Байки из петли» — это экранизация артбука шведского художника Симона Столенхага. Рисунки в духе ретрофутуризма демонстрируют маленький шведский городок 80-х, для которого присутствие роботов было в порядке вещей. Под ним находится огромный ускоритель частиц под названием «Петля». Из-за него на поверхности и начинают происходить странные вещи.
Взяв за основу сеттинг и некоторые пояснения из артбука, Amazon попытались воплотить эти идеи в 8-серийном сезоне. С первого эпизода стало понятно, что получилось далеко не все.
Стоит начать с того, что сериал не похож на «Черное зеркало» или «Сумеречная зона» — у него совершенно другая атмосфера. Он очень медленный и грустный.
Первой проблемой становится хронометраж. Для такого огромного экранного времени на серию не смогли прописать хоть сколько-нибудь объемного сценария. Каждый эпизод идет в районе 55 минут, что в два раза больше, чем нужно для каждой истории, которую они рассказывают.
В результате время приходится тянуть всеми возможными способами. У персонажей часто долгие паузы в диалогах, демонстрация передвижения героя занимает много времени, статичные кадры, длящиеся дольше, чем нужно. А самый излюбленный способ — включить грустную музыку и начать показывать череду событий, демонстрирующих быт.
От этой грустной музыки, включающейся постоянно, начинает тошнить к концу первой серии. И ладно бы все это окупалось интересным сюжетом. Но нет.
Первая история демонстрирует крупицы фантастических элементов, а банальной концовкой вызывает желание просто бросить сериал. И последующие эпизоды не далеко от нее уходят.
По большей части это абсолютно простые бытовые сюжеты, к которым прикручены фантастические элементы в каких-то совершенно микроскопических порциях. Фоновые декорации и некоторые фантастические приспособления присутствуют в кадре, но не так много, как бы хотелось.
Пред зрителем предстают темы: родителей, которые из-за работы вызывают ощущение у детей, что они им не нужны; самоопределения в жизни; подростковых отношений; принятия жизненного цикла ребенком. Все это было пережевано уже множество раз. Да, нам показали драматичную версию затасканного сюжета в духе фильма «Чумовая пятница», только сам способ был уныл до безобразия. Поменялись они телами в эпизоде, но ничего интересного за всю серию с этим не сделали. Ведь это драма, а значит нужно ходить с постными лицами в ожидании развязки.
Серия про отношения двух подростков в мире, который они благодаря чудесному девайсу смогли поставить на паузу, просто поверхностна и недостойна часа времени, потраченного на нее. И словно этого мало, так еще и главная героиня этого сюжета лицемерна и неприятна.
Неплохая идея представлена в истории про отца, который узнал, что ночами по району кто-то лазает в дома, поэтому стал повернутым на охране дочери. И пускай итог предсказуем, но проблемой этого сюжета стал именно хронометраж, а не жуткая в своей банальности идея.
Все же сцены, где он управляет ручным роботом приятны глазу, а в некоторых моментах даже вызывают улыбку, что для этого сериала редкость, ведь это драма. Да и его речь во время разговора с коллегой в баре очень жизненна.
Худшим эпизодом можно смело признать жалкую попытку угодить трендам, сделав сюжет про чернокожего гея, который попадает в параллельную реальность, где встречается с самим собой, живущим с другим мужчиной. В итоге всю серию герой пытается отбить парня у самого себя. Фантастика, которую мы заслужили!
Сериал не желает хоть как-то менять тон, продолжая затапливать зрителя меланхолией. Словно сейчас мало проблем. Вот посмотрите, как всем людям в этом сериале плохо. Какой тлен кругом. Просто смиритесь — это жизнь. И ему соответствуют все герои. Какие-то все утомленные и загруженные внутренними проблемами. Их можно понять, но интересными они от этого не становятся.
Но у сериала есть и положительные моменты. Сеттинг сошел со страниц артбука без каких-либо погрешностей. Интерьеры, технологии, альтернативная эпоха. Просто всех фантастических элементов, взятых из рисунков, чудовищно мало. Одни периодически мелькают на фоне, какие-то напрямую используются для сюжета в отдельных эпизода. Некоторые истории ничего не потеряют от отсутствия фантастики.
Идеальный пример — сюжет про пару подростков, остановивших время. Если убрать остановку времени, то это абсолютно типичная иллюстрация истории о подростковой влюбленности с обыкновенным концом. Или одержимость отца охраной дочери. Вместо робота могло быть ружье. Основной посыл истории остался бы неизменен.
С технической точки зрения сериал нельзя назвать антологией, хотя в каждой серии и рассказываются разные истории. Дело в том, что персонажи здесь перемещаются из эпизода в эпизод, только величина их роли меняется. Эпизодический персонаж одной серии становится главным в другой. Сюжеты пересекаются. И это тоже хорошая идея, которая как раз грамотно была воплощена в шоу.
В итоге получился грустный меланхоличный сериал с элементами научной фантастики, который страдает от банальных идей и затянутости.