Рецензия на пятый сезон «Коня БоДжека»
Для тех, кто не смотрел «БоДжека», поясню — это один из мощнейших анимационных сериалов, не уступающий по уровню «Рику и Морти», «Арчеру», классике вроде «Футурамы» и другим фаворитам. А по одному ключевому аспекту — и превосходящий всех остальных. Это самый серьезный драматический мультсериал, который не просто затрагивает взрослые темы, а берет их за основу, используя юмор и абсурдные ситуации как дополнение.
Да, глядя на скриншоты с рисованными антропоморфными зверюшками сложно поверить в то, что это — один из самых душераздерающих, депрессивных и смелых современных драматических сериалов (и я говорю не только про анимацию), но «БоДжек» становится ярким примером того, насколько обманчиво бывает первое впечатление.
Стоит вам посмотреть хотя бы один эпизод, и вы поймете, что это не просто рисованная версия «Калифорникейшн», созданная ради гэгов с животными и подколов в сторону киноиндустрии в целом и некоторых звезд в частности. Это великолепно написанная, берущая за душу история сломленного потерянного героя, который изо всех сил пытается выбраться из-под груза вины, разочарования в себе и собственных ошибок.
Ценность «БоДжека» в том, что он разбирает темы и ситуации, с которыми сталкиваемся мы все, но стремимся не думать о них, пока они неизбежно не врываются в нашу жизнь: старение и угасание родителей, конфликт характеров в браке, необходимость самопожертвования ради близких. И делает это сериал с потрясающей честностью, смелостью и талантом, которым позавидовали бы многие проекты с живыми актерами.
Честно говоря, после мощнейшего четвертого сезона (рецензия) садиться за пятый было страшновато — авторы поставили себе настолько высокую планку, что преодолеть ее у них вряд ли бы вышло. Но доверие к создателям у меня было и остается полным, поэтому я знал, что, даже если снова вылететь в стратосферу не выйдет, это все равно будет потрясающий сезон с отличными шутками и предельно мрачным, но поразительно человечным сюжетом.
В принципе, все так и вышло. Если сравнивать исключительно мощность эмоционального накала, то четвертый сезон бил сильнее, наотмашь. Пятый тоже отправляет героев в крайне мрачные места, но это воспринимается несколько менее интенсивно. Впрочем, возможно, это не для всех будет минусом, ведь кому-то предыдущий сезон мог показаться чересчур сентиментальным или перегнувшим палку.
В любом случае, от нового сезона я в полном восторге. Хотя предыдущий так и остается самым ярким и сильным, в пятом есть свои плюсы, находки, потрясающие шутки и смелые сценарные решения, которые заставили сразу сесть пересматривать его заново.
Главной фишкой прошлого сезона была история матери БоДжека и его отношений с ней, этот же сезон запомнится прежде всего детективным сериалом «Филберт», в котором БоДжек согласился играть главную роль еще год назад, под занавес сезона. Принцесса Кэролин его продюсирует, Флип Маквиккер — пишет и снимает, а остальные герои (Диана, Подхвост, Тодд) постепенно тоже подключаются в разных ролях.
Сам «Филберт» (его уморительное интро в ролике выше) настолько напоминает реальную жизнь БоДжека, что актер начинает постепенно сливаться со своим альтер эго, путая съемки и реальность. Детективный сериал полон ужасных клише и некоторыми аспектами пародирует конкретные сериалы. Не узнать в заставке «Настоящего детектива» просто невозможно. К слову, эта заставка — не единственный повод потянуться к пробелу и рассмотреть детали в кадре, интро самого «БоДжека» меняется не только от сезона к сезону, но даже между сериями. Изменение героев в сюжете отражается уже в заставке, поэтому будьте внимательны и получите от сериала еще больше удовольствия. Музыкальная тема тоже, кстати, звучит на финальных титрах каждый раз в разных версиях, некоторые просто прекрасны. Учтите, что многие отличные шутки сериал буквально отодвигает на задний план, и их можно легко пропустить.
Пока БоДжек болтает с кем-то в центре кадра, в углу самка богомола соблазняет какого-то парня, попутно посыпая его солью.
Тем, кто смотрит на русском, придется непросто — многие каламбуры и стихотворные игры оригинала (оцените подборку в ролике ниже) неизбежно пропадут или смажутся. Мне не раз приходилось останавливать просмотр, чтобы объяснить жене шутку, которую переводчики запороли. Вроде момента, когда Подхвост дает в глаз фотографу, излечивая его косоглазие и тот кричит, что его восприятие глубины пространства восстановилось, поэтому он полетит смотреть фильмы Уэса Андерсена и пытаться найти в них глубину.
В драматических сценах тоже будет несколько ключевых моментов, которые не удастся так просто перевести, потому что в русском нужные слова не созвучны. В общем, если есть возможность — смотрите в оригинале. Актеры на озвучке отработали на всю катушку, такое лучше не терять.
Флип еще в конце прошлого сезона вызывал неконтролируемый хохот своей персоной, во многом из-за отличной озвучки Рами Малека. Мертвый голос главной звезды «Мистера Робота» вкупе с самовлюбленной персоной графомана делали персонажа потрясающей пародией на один из распространенных в Голливуде типажей. Но если присмотреться, то это далеко не единственный тонкий и гениально точный кастинг сериала — взгляните на списки гостевых персонажей четвертого и пятого сезонов, они полны приятных сюрпризов и удачных находок. Тут явно никто не берет актеров на роль просто потому, что некая звезда внезапно оказалась доступна.
В пятом сезоне есть несколько эпизодов, которые для многих станут самыми запоминающимися в сериале. Один из них — это микс из флэшбэков нескольких Хэллоуинских вечеринок в доме БоДжека из разных десятилетий. Мы видим героев в разные периоды их жизни и то, как меняются отношения между ними, как меняются они сами. Потрясающе богатая на эмоции и яркие моменты серия, с которой сценаристов можно только поздравить.
Но самый яркий эпизод выглядит, считай, противоположностью этой серии. Вместо обилия сценарных приемов и временных линий, героев и их вариаций, словно взаимодействующих друг с другом сквозь время, мы получаем абсолютный минимализм. Целый эпизод, состоящий только из монолога БоДжека. Одна комната вместо череды локаций, один дубль, одна камера, минимум движений — никаких монтажных трюков, никаких перебивок и отвлечений, дополнительных линий, поддерживающей энергетику музыки. Ничего, кроме БоДжека и его монолога. Это не озвученный закадровый голос и не монопьеса — он произносит речь для публики, а не говорит напрямую со зрителем или с самим собой.
И этот предельный минимум дает настолько много эмоций, что становится тем самым моментом, где становится очень сложно сдержать слезы. Катарсисом всего сезона.
Судьба этого рискованного эксперимента висела на сценаристах, и они выдали нечто из ряда вон выходящее. БоДжек не выглядит каким-то особенным, он все такой же, шутит не к месту, высказывает недовольство и хвастается своими сомнительными достижениями. Но то, как именно сценаристы перебивают одну его мысль другой, как вовремя переключают с искренности на фальшь и обратно, поражает своей точностью и пробивает до глубины души.
Дело не столько в том, что именно говорит БоДжек, а в том, что мы начинаем видеть внутри него эти громыхающие жернова вины, жажды внимания и любви, обиды, надежды и страха забвения, мы чувствуем, как они перемалывают его — в его речи, паузах, сменах темы. И именно этот визуальный и сюжетный вакуум, отсутствие каких-либо отвлекающих факторов, и позволяют создать тишину, в которой слышен капающий на кухне кран, шелест страниц и скрип флюгера на крыше. Он позволяет рассмотреть, как движется сознание героя и то, с какой болью ему дается каждая минута его жизни.
Еще один яркий эпизод тоже содержит то, что в Голливуде называют gimmick — крайне очевидный сценарный прием, позволяющий разнообразить подачу материала. В этой серии история показывается не напрямую, а в виде пересказа двумя персонажами третьего плана. Так как они, связанные обязательствами, не могут разглашать имен героев истории, они придумывают им новые, совершенно безумные. Конь БоДжек становится зеброй Бобо (даже в заставке эпизода он в виде зебры, меняются и постеры его сериалов на стенах), а Тодд — человеком с рукой вместо лица, преображение Принцессы Кэролин еще более сюрреалистично. Прием вроде простенький и абсурдный, но срабатывает на ура, добавляя и без того интересным историям особенный колорит.
Спойлеры
Был один момент, который меня немного напряг. Вам правда не стоит это читать, если вы еще не смотрели сезон. Я заметил, что во многих американских фильмах и сериалах появляется линии про успешных женщин за 30-40, которые пытаются усыновить ребенка. И каждый раз это проходит одинаково — они сближаются с будущей матерью, обычно молодой напуганной девочкой, которая не верит, что сейчас сможет сама воспитать свое дитя, пытаются убедить ее, что с ними ребенок будет в хороших руках, но в итоге беременная девушка неизменно принимает решение оставить ребенка себе. Не потому, что приемная мать ей не понравилась — наоборот, она вдохновляется примером нашей героини и начинает верить в себя. Мол, она смогла столь много достичь, смогу и я. Только недавно я видел это с Джоан Уотсон в «Элементарно», и уже тогда это воспринималось как нечто знакомое, теперь вот — с Принцессой Кэролин. Матери отказывают ей дважды за этот сезон!
Создается впечатление социального заказа, который требует от сериалов показывать сильных женщин, принимающих усыновление как опцию (рекламируя и нормализируя усыновление в голове зрителя).
При этом демонстрируется, что молодые беременные девушки тоже могут изменить свое мнение и смириться с новой судьбой, оставить себе ребенка (уговаривая зрительниц все же рожать и воспитывать детей самим). Ни о каких абортах, конечно, речи вообще быть не может.
Это выглядит как-то искусственно, хотя сами по себе цели благие — будет здорово, если люди будут больше открыты идее усыновления сирот и готовы рожать и воспитывать детей, а не делать аборт и не отдавать ребенка на усыновление. И все же, выбор должен оставаться за людьми – незрелое решение тут может сломать не одну жизнь, поэтому такое несколько топорное навязывание выглядит неидеально. Если это, конечно, оно, а не странное совпадение и моя паранойя.
Конец спойлеров
Итог
Пятый сезон получился отличным, пусть после потрясающе напряженного четвертого он и может показаться несколько сбавившим обороты. Но сбавить их было необходимо в любом случае, невозможно истории постоянно существовать в моменте катарсиса, поэтому то, что получилось в итоге, определенно удачный вариант.
Побочные линии тоже вышли как никогда более яркими, человечными и глубокими. Попытки Принцессы Кэролин усыновить ребенка, развод Дианы и Подхвоста, поиски Тоддом партнера, который бы принимал его асексуальность — все это подано заземленно и человечно, несмотря на обязательные шутки, которые здесь, как и всегда, потрясающе тонкие и на удивление дополняющие драму, а не умаляющие ее.
С точки зрения истории БоДжека на протяжении всего сериала, возможно, пятый сезон покажется кому-то шагом назад. После случившегося с Хербом, Сарой Линн и Холлихок он вроде как научился больше заботиться о других и принимать ответственность за свои поступки. И все же, здесь он снова оступается — и остается гадать, сделали сценаристы это потому, что таков месседж их метаистории, или же лишь потому, что БоДжек должен лажать по-крупному и страдать от своих ошибок снова и снова, иначе сериала не будет. Я не считаю, что после этого сезона их можно с уверенностью обвинить в перевирании героя и лишении его возможности расти ради сохранения статуса кво, как это делает большинство других сериалов. Но некоторая пробуксовка в его судьбе чувствуется. Возможно, это лишь мой недосмотр, и я пойму, почему они решили отправить героя по такому пути, когда закончу пересматривать сезон по второму разу.
Всем остальным же я советую сесть за «БоДжека» немедленно. Если вы не смотрели прошлые сезоны — смело начинайте с самого начала.
Пропускать их нельзя, история связная и непрерывная, она строится на прошлых событиях, но сериал был сильным, смешным, трогательным и драматичным с самого начала, поэтому вам не придется «продираться сквозь первые сезоны, чтобы добраться до стоящих», как иногда бывает с другими проектами. Если решитесь — я вам завидую. У вас впереди такое яркое путешествие.
Честно говоря Боджек это один из лучших проектов которые дал нам Нетфликс.
У меня всего одна проблема с сериалом. Уилл Арнетт. Я настолько привык к его голосу, что когда включаю сериал, то я слышу именно Уилла, а не Боджека. И это убивает всё погружение.