«Промар» от студии Trigger — лучшее аниме десятилетия
Это аниме — всепоглощающий триумф. Торжество анимации над серостью мира. Громкое заявление, что Trigger — лучшая современная аниме-студия.
Это полнометражка, которая нужна была миру чуть ли не с 2007 года, когда все узнали о существовании «Гуррен-Лаганна». Только если тогда по по венам миллионов потекла магма, то теперь в сердце загорелось бушующее пламя.
В мире «Промара» часть людей мутировала, получив способность контролировать пламя. Из-за этого по всему миру начались массовые беспорядки, правительство признало мутантов вне закона. «Новую расу» назвали Опаленными. С последствиями пожаров борется особая спасательная бригада «Пламенные спасатели», куда входит и главный герой — Гало Тимос. Однажды во время вызова он сталкивается с лидером террористической организации Опаленных — Лео Фортией. И эта встреча впоследствии повлияет на весь мир вокруг.
Японская премьера «Промара» состоялась 24 мая 2019 года, дата премьера в России — 12 сентября 2019-го. Это не столь критичная задержка, особенно учитывая, как редко хорошие аниме у нас выходят в прокат. Но эта сезонная разница оказалась принципиальной, ведь в июле стартовал показ аниме Fire Force, в котором речь тоже идет о специальных пожарных и огненных мутантах. Потому сразу конкретизирую — кроме фабулы, у этих аниме нет ничего общего, ни о каком плагиате не может быть и речи, тем более с темой огня Trigger обошлась намного креативнее.
Креативность — одно из ключевых слов в описании всего в «Промаре». Каждый кадр тут не просто красивый — он поражает воображение. Компоновкой объектов, ракурсами, цветовой палитрой — визуально у аниме нет конкурентов. Особенно в мире, в котором среди японских полнометражек преобладают драмы с красивыми небесами и многочисленными шлагбаумами. Выпускать динамичный экшен при таком положении дел — ход рискованный, но за это мы и любим Trigger.
Причем «Промар» стал дебютом как самой студии, так и Хироюки Имаиси (пересказы «Гуррен-Лаганна» и 52 минуты Dead Leaves не в счет), в полнометражном формате. И сразу стало очевидно, насколько пара часов хронометража идеально подходит историям от Trigger. В фильме нет никаких провисаний или филлерных моментов. Каждый кадр, любая фраза несут в себе какой-то смысл и могут неожиданно всплыть к концу истории, раскрыв ее с новой стороны. «Промар» укомплектован идеально, а у Имаиси могли бы поучиться и некоторые западные режиссеры.
Но самое главное, что бросается в глаза — это визуальная часть. По трейлерам могли возникнуть некоторые опасения из-за использования 3D-графики, с которой аниме-студии почему-то совершенно не дружат. И даже тут Trigger отличилась. Нет, вы все так же будете иногда замечать эти кривые анимации при 15 кадрах в секунду. Но они настолько аккуратно дополнены спецэффектами и ручной работой, что совершенно не вызывают отторжения.
А в лучшие моменты «Промар» затмевает все остальные аниме-полнометражки, а сериалы так вообще оставляет далеко позади. Отдельные сегменты секунды на три выглядят дороже, чем все шоу летнего сезона.
Причем тут у нас тот случай, когда картинка богата и с технической точки зрения, и с творческой. А когда визуал образует единое целое с сутью анимационного произведение — это один из основных признаков шедевра.
Причем в аниме не просто сеттинг придает осмысленности картинке, но и наоборот — некоторые подробности мира, особенности характеров героев и прочие подробности раскрываются как раз через визуал. То есть каждый случайно взятый кадр не только красиво выглядит, но своей красотой еще и говорит зрителю, каков контекст происходящих событий. Доходит даже до крайностей, когда геометрия форм (например, того же пламени Опаленных) становится неотъемлемым стилистическим приемом сценария.
С последним тут полный порядок, за что опять же стоит благодарить полнометражный формат. С ним не нужно уделять слишком сильно внимания условным пляжным эпизодам и побочным сюжетным линиям — вместо этого авторы сконцентрировались на самой сути.
Концентрация событий в «Промаре» запредельная: локации, настроения, битвы и драматические моменты постоянно сменяют друг друга, из-за чего соскучиться невозможно. Но и действо не превращается в мешанину образов — сценарию удается даже подобное безумие держать хоть в каких-то условных рамках.
Из-за этого даже дикие сюжетные повороты, часть которых удивляет, а другая читается с самого начала фильма, смотрятся органично и не вызывают сомнений в адекватности сценариста. За два часа в аниме все несколько раз перевернется с ног на голову, причем настолько, что сценаристы Запада смогли бы растянуть такую историю минимум на трилогию.
И тут раскрывается еще одна заслуга «Промара» — он закончен от начала и до конца, цепко держится за свою логику и в целом даже чересчур продуманный для аниме о пожарных.
Тем приятнее, что за относительно короткое время главные герои успевают искренне полюбиться. С Гало в Trigger особо не заморачивались — по духу это более молодой и наивный Камина из «Гуррен-Лаганна», но и сам по себе этот образ стал визитной карточкой студии.
На его фоне Лео смотрится достаточно иронично, ведь с его адекватным взглядом на вещи зрителю ассоциировать себя проще всего. Хватает и других ярких персонажей, которым достаточно пары фраз, чтобы из статистов превратиться в полноправных участников огненной феерии.
Особенно приятно при просмотре почувствуют себя давние фанаты творчества Имаиси и Trigger, ведь отсылок и почти дословных цитат тут хватает. А ближе к концу в одном моменте было трудно удержать себя от восторженного крика. Все-таки Trigger почти во всех аниме полагается на собственное прошлое, из-за чего, кстати, студию любят обвинять в однообразии. Так что, если вас это раньше раздражало, то «Промар» ничего нового для вас не откроет.
Но, используя наследие своего режиссера, полнометражка чудесным образом умудряется шагнуть в идеях и смысл еще дальше, подстроившись под актуальные проблемы 2019 года. «Промар» поднимает проблемы расизма, власти избранных и вреда монополий корпораций. Сюжет не тыкает этими вопросами вам в лицо, поступая более изысканным образом и вплетая их в общую сюжетную канву.
Если вы пришли за экшеном и только — пожалуйста, никто вас отвлекать не будет. Но и пищу для ума вы тут найдете.
А довершает все потрясающая музыка Хироюки Савано, который год не перестающего радовать качественными композициями и открывать все новые грани таланта. Возможно, кому-то его стиль покажется немного однотипным. С другой стороны, проблема может быть и в том, что в выбранных жанрах он достиг абсолютного максимума, а теперь просто поддерживает столь недосягаемую планку качества.
Есть ли у фильма вообще недостатки? Зависит от того, понимаете ли вы, ради чего он существует. Свой первый час «Промар» — это лучшая работа Trigger уровня золотых времен Gainax. Но к началу второго он начинает искреннее удивлять и шокировать, выходя за рамки очерченных авторами условий. Экспрессия в чистом виде, не иначе.
Другое дело, что не всем такой подход нравится. Кого-то может отпугнуть почти токсичная графика, другие пожалуются, что проработке некоторых персонажей уделено не так много времени. Третьи вообще скажут, что им показали бессмысленный бред на два часа. Да и в целом на фоне главенства драм в современных аниме-полнометражках «Промар» ощущается инородно. Но в этом одновременно кроется и его прелесть. Это действительно аниме из другого времени и места, которое удивительным образом мы все-таки можем посмотреть.
Когда обычно я пишу рецензии, то стараюсь сразу же после просмотра отметить какие-то тезисы в голове. В случае с «Промаром» пришлось дать себе почти неделю, чтобы эмоции улеглись. Иначе бы этот текст был весь написан капсом и громкими бессвязными криками. Даже сейчас тяжело удержаться, чтобы не напихать сюда цитат о пламени, энергии и прочих пафосных вещах.
Ведь «Промар» жжет и зажигает одновременно. Он наполнен той самой мистической любовью к аниме, которой горели сотрудники Gainax. Именно к форме искусства и средству выражению мыслей, а не формату, в котором можно бесконечно показывать трусы главных героинь. Эта любовь искрится в каждом моменте, и ей невозможно не поддаться. Признаюсь честно — «Промар» даже вновь вернул мне страсть к японской анимации, от которой я порядком подустал.
Прекрасно, что полнометражка добралась до российского проката, причем на неделю раньше, чем в США. Мне совершенно не нравится позиция «сходите в кино, чтобы поддержать аниме в России», ведь произведения искусства нужно оценивать по качеству, а не каким-нибудь метафизическим факторам. Потому на «Промар» стоит сходить не ради мутной поддержки японской анимации на русском языке, а исключительно потому, что это замечательное аниме.
Замечательное в каждом кадре и слове, четко осознающее, чего оно пытается добиться, и все равно превосходящее все ожидания. Даже несколько символично, что оно вышло в конце декады. Имаиси доказал, что готов удивлять нас еще долгие годы, а Trigger громко заявила о себе в полнометражном формате.
И если именно к таким аниме мир будет стремиться следующее десятилетие, то уставшую и немного подгнившую японскую анимацию ждет долгожданное Возрождение.
P. S. Дубляж от студии «Реанимедиа», кстати, прекрасен.
- О «Гуррен-Лаганне» мы рассказывали в подборке аниме, с которых стоит начинать знакомство с японской анимацией. Это настоящий шедевр!
- Аниме даже в наш топ лучших сериалов всех времен попало, настолько оно прекрасно.