Рецензия на первый сезон «Охотника за разумом»
Продюсером проекта и режиссером четырех эпизодов (двух начальных и двух финальных) выступил Дэвид Финчер — и это можно понять даже безо всяких титров, его стиль чувствуется в каждом кадре даже в тех сценах, которые снимал не он сам.
Этот сериал смотрится не как телешоу, а как очередной полнометражный шедевр Финчера, просто идет он не два-три часа, а шесть-семь. Картинка ни в чем не уступает фильмам, тут та же скрупулезность в постановке кадра и света, та же идеально-плавная Финчеровская камера, знакомая всем холодная цветокоррекция, узнаваемый подход к подаче героев, диалогов, локаций.
Очевидно, что серийные убийцы интересовали Финчера давно (хотя это скорее семичасовой «Зодиак», чем сериализованный «Семь»), здесь ему наконец-то выпадает шанс исследовать известных всей Америке реальных маньяков, а не выдуманных, ведь сериал основан на реальных событиях. Это история создания Отдела Анализа Поведения, подразделения ФБР, изучающего криминальную психологию и составляющего психологические портреты преступников.
В сериале мы видим, как в 1977 году агенты ФБР постепенно приходят к осознанию, что в ряде громких преступлений последнего времени мотив убийцы им абсолютно неясен.
Привычные страсть или жадность явно ни при чем, а записывать всех таких преступников под одно «слетел с катушек» мало помогает делу. Агенты решают попытаться разобраться в мышлении девиантов и для этого отправляются в турне по тюрьмам, чтобы взять интервью у самых ужасных серийных убийц двадцатого века. Правда даже термина «серийный убийца» еще не существует, его в свое время введут все те же агенты.
«Охотник за разумом» концентрируется на личностях своих маньяков, мы проводим много времени в этих интервью, они и есть самое ценное, что нам показывают. Сравнивая одного убийцу с другим, мы вместе с героями пытаемся нащупать общее и различное, понять, что движет этими людьми.
Но для меня самым главным в сериале остается история возникновения и становления новой области науки. Изучать истоки какого-либо аспекта современной жизни всегда увлекательно: смотреть на мир без него и наблюдать за тем, как людям приходят в голову революционные идеи, которые медленно, шаг за шагом, двигают прогресс к точке, в которой мы находимся. Поэтому я так люблю «Остановись и гори» (там рассказывается об эволюции компьютерных технологий), поэтому мне в свое время понравились «Мастера секса» (первые робкие попытки изучать секс научным путем).
«Мастера секса» и «Охотник за разумом» определенно похожи. Оба сериала основаны на биографических книгах, рассказывающих о зарождении раздела науки, и в обоих случаях герои сталкиваются с неприятием и осуждением коллег и научного сообщества.
Как можно исследовать секс? Это же непотребство –лезть с секундомерами и линейками в интимное, семейное дело. Зачем изучать маньяков? Их поскорее бы до электрического стула дотащить, да и дело с концом. Оба проекта представлены как неторопливые и крайне серьезные драмы, а соответствующие временные эпохи воспроизведены с максимальной скрупулезностью.
Думаю, в связке с «Охотником» будет неминуемо вспоминаться еще один сериал, давно ставший франшизой. Ведь речь у Финчера идет о становлении BSU (Behavioral Science Unit), позже переименованный в BAU (Behavioral Analysis Unit). Звучит знакомо? Да, этот тот самый Отдела Анализа Поведения из сериала «Мыслить как преступник».
Я смотрел все 13 сезонов этого криминального процедурала, причем первые 9 — дважды. С точки зрения драмы или общей сюжетной синии, проходящей сквозь сезон, Criminal Minds особо ничего не предлагает. Но это сериал, который рассказывает о действительно интересных маньяках (по одному на серию), а также о по-настоящему сложных и умных способах вычисления и поимки этих преступников.
Первые три сезона, пока отдел возглавлял Гидеон, действительно отличные и я советую их посмотреть всем, кто интересуется темой.
Дальше проект не то что сдувается, но несмотря на разнообразие маньяков, воспринимается происходящее все более схематично и однотипно. «Охотника за разумом» можно в каком-то плане воспринимать как приквел к Criminal Minds, хотя проекты и разные по степени серьезности, но работают они с одним и тем же материалом, рассказывают о тех же методах анализа преступников.
Итог
«Охотник за разумом» — это пример первоклассного телевидения, интригующего, напряженного и познавательного, воссоздающего как эпоху (Америка семидесятых), так и конкретные события (развитие BSU, интервью Агентов ФБР с серийными убийцами) с традиционной для Финчера педантичностью.
Если кому-то неинтересны долгие разговоры в задымленных комнатах, а нужны сцены самих убийств — сериал может оказаться не для вас. Он не стесняется показывать жуть на фото, прикрепленных к делу, но «вживую» мы ни тел, ни преступлений не видим, лишь разбираемся с их последствиями.
Это действительно похоже на «Зодиак» — так же медленно, подробно и внимательно, тягуче и завораживающе, но сериал вышел куда более слитным, минималистичным, сконцентрированным на одной цели. Даже в «Зодиаке» было больше персонажей и жонглирования сюжетными линиями. Кому-то тут вполне может не хватить драмы или раскрытых главных героев. Они выглядят интересно и живо, но фокусируется история не на их личностях, а на самом процессе становления нового подхода к раскрытию и предотвращению преступлений.
Я буду с нетерпением ждать второго сезона. Ждать, к сожалению, придется долго, он выйдет не раньше 2019 года, но это того стоит.