Рецензия на «Папа, сдохни» — российский фильм, который хвалят на Западе
Дебютная работа Кирилла Соколова удивительно тихо прошла в проката в России, хотя ее можно смело назвать одним из лучших российских фильмов 2019.
Но главное неожиданностью стало то, что она добралась до западного зрителя, который ее очень положительно оценил. На текущий момент на агрегаторе Rotten Tomatoes у фильма 97% свежести. Критики хвалят фильм за стиль, за использование сеттинга и черный юмор, сравнивая с Сионом Соно, Квентином Тарантино и Гаем Ричи.
В центре сюжета простой парень Матвей (Александр Кузнецов), который решает отомстить за надругательство над своей девушкой Олей (Евгения Крегжде) ее деспотичному отцу Андрею Геннадьевичу (Виталий Хаев), убив его. Но явившись к нему в квартиру, он понимает, что соперник у него гораздо серьезнее, чем он изначально предполагал.
Большая часть действия происходит в одной квартире. Но это совершенно не смущает, так как зрителя развлекают смешные диалоги, безумные ситуации и продолжительные и жестокие экшен-сцены, которые тут сняты со смаком. Герои часто получают серьезные повреждения, но продолжают бороться, словно персонажи корейского боевика.
Чем дальше сюжет, тем больше действующих лиц. Фильм обрастает все новыми и новыми подробностями, раскрывая мотивации, прошлое и характеры героев. Это увлекательная экскурсия в самые темные закоулки человеческой души, а также демонстрация очень знакомых российскому человеку вещей.
С точки зрения идеи в истории нет ничего нового. Она близка по духу таким фильмам как «Коварный план Сьюзан» или «Полный облом», только подача более трэшовая. Фильм не пытается в реализм, зато очень хочет быть кровавым, дерзким, а местами даже отбитым. Но закручивание вполне себе знакомой пружины сюжета идет ему только на пользу, так как у зрителя меньше возможностей начать отвлекаться — в силу камерности происходящего.
Фильму не нужно огромное количество персонажей, он отлично посвящает каждому столько времени, сколько надо, чтобы создать запоминающийся образ. В определенные моменты, благодаря флэшбэкам, действие выносится за пределы квартиры, чтобы не превратиться в «Эверли» — трэшовый боевик, где героиня Сальмы Хайек весь фильм обороняла квартиру от полчищ разнообразных намников. Картина в духе Тарантино подразделена на главы, одна из которых достойна отдельного упоминания.
Глава «Евгенич» посвящена коллеге Андрея Геннадьевича Евгеничу (Михаил Горевой) — самому драматичному персонажу фильма, тоже работающему в органах. Сцена места преступления выглядит так, словно ее снимал Дарио Ардженто.
Над комнатой с расчлененным телом просто витает атмосфера джалло, особенно радует приглушенное освещение и красный оттенок. Камера летает над интерьерами комнаты, показывая детали содеянного. Именно в этом сегменте фильм становится слишком серьезным, а показанная ситуация в определенных моментах кажется достаточно реалистичной. Но если смотреть в целом, то трэшовый дух так и остается до самого конца.
Снята картина на очень хорошем уровне. Нестандартные ракурсы, движения камеры, замедления, красивые кадры… Есть даже вышедшие из моды приемы съемки в духе ранних гонконгских боевиков — тело, проламывающее стол с трех ракурсов, или откровенно нереалистичный отлет от удара.
Во всем этом есть свое очарование. Получился нишевый проект, который в очередной раз доказывает, что даже с небольшим бюджетом, но с грамотным сценарием и толковой подачей можно сделать кино, которое будет приятно смотреть.
«Папа, сдохни» — качественно сделанная черная комедия, переполненная китчем и жестокостью, но не лишенная стиля и динамики.