Рецензия на «Оверлорд»

Александр Трофимов
Восьмого ноября в наших кинотеатрах вышел «Оверлорд», фантастический триллер про эксперименты нацистов в оккупированной Франции в 1944 году, спродюсированный Джей Джей Абрамсом. Считалось, что картина входит с киновселенную «Кловерфилда» вместе с «Монстро», «Кловерфилд, 10» и «Парадокс Кловерфилда», но выяснилось, что «Оверлорд» с ней не связан и существует автономно.
Рецензия на «Оверлорд» | Канобу - Изображение 6408

Первое и основное, что мне хочется до вас донести: «Оверлорд» — это не просто трэш, который представляется при упоминании «нацистов-зомби». Картина уже за первые пять минут шокирует качеством постановки, упором на реализм и заземленность истории. Это смесь «Дюнкерка» с Resident Evil 4 (игрой, не фильмом), «Спасения рядового Райана» с Wolfenstein. Это палп-фикшен-взгляд на события Второй мировой, сделанный в стиле «Бесславных ублюдков» — с кучей реалистичного экшена и напряженных ситуаций, действительно заставляющих сжимать подлокотники кресла.

Параллелей с Тарантино не избежать, в конце концов картин в таком поджанре («бульварные» фантазии на тему Второй мировой) у нас очень мало, да и сам «Оверлорд» не стесняется попробовать показать свою версию сцены «Ланда пьет молоко месье Ла Падита».

Там сжигали Гитлера в кинотеатре, здесь обнаруживается нацистская лаборатория, создающая сыворотку воскрешения. Но оба фильма отказываются делать все остальные элементы картины такими же бредовыми, делают их максимально реалистичными и приземленными, да и саму фантастику сдвигают ближе к концу, чтобы к ее появлению зритель уже поверил в этот мир и принял фантазию более естественно.

В общем, «Оверлорд» вызывает в памяти много фильмов и игр, но не тех, что я ожидал. Тут есть больше сходства с военными фильмами или триллерами вроде «Лекарства от здоровья» (тоже медленный переход от реальности к фантастике, обнаружение жуткой лаборатории, использующей людей как фильтры для получения эликсира бессмертия), чем с традиционными фильмами о зомби или умышленным трэшем вроде «Планеты страха». Не стоит ждать орд зомби (мы видим всего 3-4 штуки) и крутых героев, расстреливающих их из пулемета. Чего стоит ждать, так это отличного экшена с полным погружением, немного камерной драмы про оккупированную Францию, вкусного боди-хоррора, крови, кишок и мата, приятных, хоть и не слишком подробно раскрытых персонажей, и отличного качества постановки и съемки всего вышеперечисленного.

Рецензия на «Оверлорд» | Канобу - Изображение 6409

Фильм открывается сценой парашютного десанта — мы долго летим с солдатами в самолете, проникаемся их нервозностью, слушаем шутливые перепалки, затем подлетаем к линии фронта и самолет начинает трясти, грохот канонады все нарастает. Фюзеляж прошивают пули, выкашивая часть десантников еще до прыжка. Открывается люк, и мы видим ночное небо, освещенное огнем артиллерии, другие самолеты союзников, взрывающиеся всего в паре сотен метров от нас — панорама впечатляет до дрожи. В воздухе рвутся зенитные снаряды, стрекочут немецкие пулеметы — а красная лампа скоро сменится зеленой, и в этот ад внизу придется как-то прыгать. А если и приземлишься целым, нужно будет еще искать своих во тьме французского леса, по минным полям, среди немецких патрулей.

Первый акт с высадкой и проходом через лес, встречей солдат так и остается самым мощным и увлекательным. Дальше фильм замедляется, лишь изредка выдавая камерные напряженные моменты или адреналиновый экшен. Часть зрителей осталась этим разочарована, часть расстроились, не обнаружив волн зомби.

Кому-то может показаться, что ленте и вовсе не стоило городить весь этот огород с сывороткой воскрешения, сделать просто военную драму без фантастики, ведь очевидно, что могло получиться неплохое кино — смотрится это куда увлекательнее той же «Ярости» Дэвида Эйра. Да, до «Дюнкерка» или «Ублюдков» фильм по уровню не дотягивает, но его не стыдно упоминать в этом ряду. И все же, мне кажется, что убирать ничего не нужно, картина работает с выбранными элементами аккуратно и умело. Да, иногда слишком щедро черпая из ящика с шаблонами, но все же балансируя на грани, не сваливаясь во вторичность.

Возможно, Абрамс и его студия Bad Robot изначально и хотели включить «Оверлорда» в свою киновселенную — в конце концов, он вполне органично туда вписывается, но после провала «Парадокса» решили, что впредь нужно быть поаккуратнее, и перестраховались, оставив фильм самостоятельным.

Итог

Шедевром «Оверлорд» не назовешь, но это неожиданно очень качественное жанровое кино, на несколько голов выше того, что от него ожидаешь.

Общая канва держится стройно, экшен снят с потрясающим ощущением достоверности и сильным эффектом погружения, а тихие, но напряженные моменты сделаны очень грамотно. Поменьше бы штампов в третьем акте — и было бы совсем здорово.

В итоге мы получили качественное развлекательное кино, на которое стоит сходить. Ведь несмотря на то, что картина отдает столькими знакомыми вкусами, в целом она представляет из себя нечто новое и свежее, удачную смесь жанров и подходов, которую было бы интересно применить в том числе при экранизации видеоигр.

Последние статьи