Рецензия на «Офелию». Быть или не быть сильному женскому персонажу в новой версии «Гамлета»?
На волне фильмов про сильных и независимых женщин выходит «Офелия» от Клэр Маккарти (в мире премьера состоялась еще в январе 2018 года), где не самый запоминающийся персонаж шекспировской пьесы становится главным лицом картины. Впечатляет ли история, если Гамлет в ней теряет внутренний стержень, а Офелия выходит на первый план? Признаться честно, от фильма ожидаешь большего.
Еще в первой сцене зрителя встречают отсылками к картинам «Офелия» Милле и Уотерхауза. Красивая Дэйзи Ридли плавает в озере в окружении лилий, рыжие волосы медленно опутывают ее тело. Сцену за сценой хочется впитывать в себя атмосферу картины, весь фильм утопает в цветах и ярких оттенках. Первые сорок минут затягивают настолько, что не замечаешь, как кино просто завлекает яркой визуальной оберткой. И ведь получается: в попытке уловить насыщенные оттенки, понять историю Офелии и заметить все тонкие переходы от пьесы к вольному чтению, не чувствуешь «вкуса» истории. А он, к слову, довольно пресный.
Фильм, помимо всем известной пьесы о Гамлете, берет сюжет и из книги Лизы Кляйн «Мое имя Офелия» (2019), в которой все события пьесы Шекспира описываются глазами девушки.
Все бы ничего, ведь задумка действительно цепляет. События «Гамлета» начинаются со смерти короля, и никто из зрителей не знает, что происходило до них: как познакомились Офелия и Гамлет, как принц полюбил ее и какими были отношения у Клавдия и его брата до роковых событий. Фильм дает ответы на эти вопросы. Кроме этого, он отсылает зрителя к детству Офелии. Будучи ребенком, она становится фрейлиной королевы и служит при дворе, выдерживая нападки от других девушек. Она единственная получает внимание принца.
Но как только сюжет сходит с более или менее привычных рельс, начинается падение в тернистые кусты, по ходу которого сценаристы успевают зацепиться за неадекватное поведение персонажей, нелогичные повороты и странные сюжетные ответвления. В мире фильма можно перечить королю и избежать наказания, подслушивать героев за прозрачной стенкой и оставаться незамеченным.
Попытки раскрыть главных персонажей проваливаются, но оно и понятно: в этом случае остаться на уровне Шекспира невозможно.
Помимо неадекватно затянутых сцен (например финальной) при просмотре смущали сами персонажи. И если что-то можно списать на театральность (переигрывание, излишне пафосные речи), то последние тридцать минут оказались каким-то фарсом. Одни и те же реплики повторялись по нескольку раз, а герои словно в миг отупели. Стражник, в чьи прямые обязанности входит охрана замка, в упор не замечает Офелию и Гамлета, спрятавшихся от него, просто отойдя к противоположной стене. Королева из продуманной статной женщины к концу фильма вдруг превращается в глупую пустышку. Король, глядя в лицо Офелии, не смог узнать ее, потому что девушка подстриглась.
Не совсем понятно, как вдруг ровный сюжет, которому сложно было сделать хотя бы одно нарекание, стал похож на цирк, над которым смеялся практически весь зал.
Финальная сцена хоть и попыталась вытянуть фильм, возвращаясь к истокам сюжета и выводя театральность на необходимый уровень, но этого все равно не хватило. Под конец сценаристы решили добавить в и без того перегруженную концовку еще одну сюжетную линию.
Помимо этого фильм не обошел вниманием фразы Полония, отца Офелии, слово в слово повторяя строчки из пьесы. При этом полностью игнорируя знаменитые высказывания Гамлета! Да, главная героиня здесь Офелия, и поэтому слова, обращенные к ней в пьесе, становятся важными для фильма.
Но картина о событиях «Гамлета» без «быть или не быть» стала неполной, как если бы пьеса «Ромео и Джульетта» не была «печальнейшей на свете».
Офелия как сильная независимая девушка? С одной стороны — да. Она всеми силами противостояла обидчикам и несколько раз прибегала к хитрости. Но с другой стороны, подача оказалась вялой и неубедительной. И дело тут не в игре Дэйзи Ридли, а в скомканном сценарии, в который хотели поместить как можно больше, не задумываясь о финальном результате. Интересный ли персонаж Офелия? Бедная девушка стремится к знаниям, но ее ограничивают. Несчастная любит юношу, но не подходит ему по статусу. Подобных историй мы видели слишком много и увидим еще множество раз.
короче ерунда?! ерунда. можно не смотреть :/ про Офелию из Гамлета,я помню, только что она утопилась :/ как из этого можно выдать целый фильм, вообще не понятно? :/