Рецензия на «Один вдох» — байопик о «королеве фридайвинга» Наталье Молчановой
«Один вдох» — история «королевы фридайвига» Натальи Молчановой. Ее роль блестяще воплотила на экране актриса театра и кино Виктория Исакова («Русский Бес», «Жги!», «Ученик»). Если вам ничего не говорит имя Натальи Молчановой, возможно вы никогда не слышали и о фридайвинге — подводном плавании с задержкой дыхания, которое стало популярным на Западе в середине прошлого века, а в России развивается с начала 2000-х.
Молчанова начала заниматься фридайвингом в 40 лет, имея за плечами большой жизненный опыт. Фильм коротко его аккумулирует: разрушенный брак (муж изменял и ушел из семьи), двое детей, о благоприятном контакте с которыми говорить не приходится, и нелюбимая работа. Появление фридайвинга в жизни Натальи по сюжету абсолютно случайно — спасение тонувшего туриста и знакомство со спасателем Игнатом (Владимир Яглыч — «Мы из будущего», «Экипаж», «Воин»), который занимается фридайвингом и увлекает Наталью в эту экстремальную среду.
Желание попробовать в жизни что-то абсолютно новое не вполне обосновывается сценарными перипетиями, но харизма Исаковой затмевает и эту, и все последующие сюжетные «дыры». Родные находятся в шоке от нового увлечения Натальи, а окружающие в восторге от стремительных рекордов, которые один за другим ставит главная героиня. Тем временем сценаристы добавляют в повествование новых героев, с разных сторон раскрывая Молчанову-Исакову.
Так, в истории ее прошлого появляется отец, занимавшийся с ней плаванием, судя по всеми примерно также, как персонаж Дж. К. Симмонса в «Одержимости» заставлял дубасить по барабанам героя Майлза Теллера. Травмированная разводом отца с матерью из-за измен первого, Наталья пытается не повторить судьбу родителей, но… судьба-злодейка. Увы, сценарные ходы «Одного вздоха» предугадываются в два счета.
Впрочем, не то чтобы это было откровенной слабой составляющей фильма. Когда берешься за реальные истории, многие их детали близки и понятны широкой аудитории, потому и легко просчитываются.
Для Елены Хазановой «Один вдох» — своеобразное завершение неформальной женской трилогии. Ее «Синдром Петрушки» с великолепным дуэтом Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова рассказывал о женщине-кукле, созданной мужчиной. В прошлогодних «Любовницах» женщины уже демонстрируют свое естество, ищут место в изменившейся системе координат, но режиссер напоминает нам, что они по-прежнему — «ребро Адама».
В «Одном вдохе» мужчины убраны на второй план, пока на первом блистает сильная, целеустремленная и волевая Виктория Исакова в роли Молчановой. Для ее героини фридайвинг — вызов в первую очередь себе, 40-летней женщине, которая движется наперекор стереотипной модели поведения в подобном положении.
Наталья берется за любимое дело наперекор упрекам собственных детей («мам, это не спорт даже») и предубеждениям врача-эйджиста, напоминающего Молчановой: «То, что можно делать в 20, в 40 лет вас может убить».
Рядом с Натальей немного скомканным выглядит образ ученого, который становится своего рода ментором героини. Экс-генерал, роль которого исполнил Максим Суханов («Викинг», «Орда», «Обитаемый остров»), появляется из ниоткуда и втирает Молчановой дичь про некую теорию, суть которой сводится к обретению человеком сверхспособностей через «не могу». Казалось бы, сущий бред, в который здравомыслящий человек не поверит. Однако Наталья соглашается на испытания, который предлагает ей персонаж Суханова, дабы проверить, на что она способна.
Безусловно, «Один вдох» — яркая история о женщине, добившейся огромных успехов во фридайвинге. Молчановой принадлежит 40 мировых рекордов, некоторые из которых не побили до сих пор (в 2015-м Наталья пропала без вести во время тренировочного погружения). В то же время повествованию Хазановой не вполне удается погрузить зрителя в атмосферу трудностей, которые преодолевает главная героиня.
Как таковых причин для настоящего сопереживания Молчановой практически нет. А эпизоды, призывающие зрителя задержать дыхание и наблюдать за тем, получится ли у нее установить новый рекорд, зачем-то стараются копировать саспенс «Движения вверх», когда российские баскетболисты сражались с американскими. Здесь же противопоставление «Россия — Америка» выглядит блекло и невыразительно. Антагонист из тренера американской фридайверши никакой, а сама американка не то чтобы строит из себя злодейку.