Рецензия на «Ночные игры» — комедийный детектив про самый опасный «квест»
Режиссерами фильма выступили Джон Фрэнсис Дейли и Джонатан М. Голдштейн, ответственные за дилогию популярных черных комедий «Несносные боссы». Более того, они также участвовали в написании сценария для фильма «Человек-паук: Возвращение домой». И по их фильмографии уже можно было догадаться, что в «Ночных играх» юмор будет более-менее на терпимом уровне.
Сюжет повествует о группе друзей, которая обожает различные интеллектуальные игры. Главными действующими лицами становятся Макс и Энни, семейная пара, одержимая головоломками и обязательными победами, но страдающая из-за проблем с зачатием ребенка. И тут объявляется брат Макса — Брукс, который был в разъездах по работе около года. Он хочет во всем превзойти своего родственника, потому решает вместо стандартных игр в шарады и слова устроить реалистичный квест с похищением человека и последующими поисками. Только все идет не по плану, когда вместо актеров в дом врываются настоящие похитители.
Стартует кино на удивление бодро. За несколько минут нам показывают историю знакомства и взаимоотношений Макс и Энни, которые сошлись на страсти к различным играм. Появление Брукса перетряхивает их веселые интеллектуальные посиделки с друзьями, и для семейной парочки уже становится принципом обыграть внезапно появившегося родственника. Само собой, происходящие сопровождается изрядной долей юмора и «гэгов».
Проблемы начинаются в тот момент, когда создатели начинают смещать акцент с комедии на детектив. И даже тут сначала все работает. Персонажи разделяются на три пары (Макс и Энни, Райан и Сара, Кевин и Мишель), каждая пытается первой, причем своими методами, разгадать загадку похищения Брукса, ведь награда ценна — дорогой спорткар. Ирония в том, что это уже никакой не квест, все взаправду. Только вот героям об этом никто не сказал.
Увы, «Ночные игры» сами же избавляются от своей главной особенности, раскрывая почти все карты еще в первой трети хронометража.
Как бы было здорово: фильм бы играл с персонажами и зрителем, заставляя сомневаться, что же тут правда, а что — всего лишь игра. Помните «Игру» Дэвида Финчера с Майклом Дугласом, где до самых последних кадров было неясно, что происходит на самом деле, а что — симуляция? По ходу сюжета нам бы оставляли намеки на истинную картину происходящего, но все кусочки мозаики сложились бы лишь в финале, чтобы смотрящие фильм воскликнули: «Точно, вот оно все как!». А некоторые даже смогли похвастаться, что додумались до всего еще на середине.
Так вот, ничего этого здесь нет. Авторы сразу говорят, мол так и так, игры кончились. При этом в фильм все равно вставили несколько сюжетных поворотов, которые возникают из ниоткуда, просто потому что кому-то, видимо, так захотелось. Даже основной сюжетный твист заключается в резком появлении «рояля в кустах», а «хитрый» план объясняется во время титров, причем тоже в форме юмористических зарисовок.
Фильм жертвует всем ради очередной шутки. Но стоит признать, что с юмором не все так плохо. Да, тут хватает «классических» шуток про сперму и автофеляцию, которые встречались в десятках «американских» комедий до этого. Но порой попадаются интересные примеры ситуативной комедии, необычное и смешное разрушение ожиданий и прочие моменты, способные вызвать искренний смех.
Возможно, дело могла бы спасти химия между персонажами, да только все они тут утрированы до одного конфликта. Макс и Энни спорят о необходимости ребенка, простофиля Райан (главный источник местных тупых шуток) и практичная Сара обмениваются подколками, но впоследствии влюбляются друг в друга, а Кевин и Мишель спорят, с кем же из звезд переспала последняя. И их пререкания разрешаются наитупейшим образом и приводят в никуда.
Получается, что таланты ведущих актеров просто пропадают зря.
Лауреат «Золотого глобуса» Джейсон Бейтман, Рэйчел Макадамс, известная по «Дневнику памяти» и «Шерлоку Холмсу» Гая Ричи, и Кайл Чендлер, обладатель пары «Эмми», почти все время только и делают, что кричат и волнуются. Эмоциональный спектр героев до обидного узкий, в итоге половину времени они находятся в режиме «что делать и как быть», а другую половину — в «сейчас все сделаем».
Про экшен, которого фильме предостаточно, сказать особо и нечего. Он скучный, банальный и тоже служит комедийной составляющей. Подставь вместо саундтрека музыку из «Шоу Бэнни Хилла», все выглядело бы еще уморительнее. И да, приправлены боевые сцены дозой плохой компьютерной графики.
Кстати, о саундтреке. Неожиданно, но он здесь отличный! За его создание отвечал Клифф Мартинес, написавший музыку к «Драйву» и «Неоновому демону». Потому местные композиции звучат очень бодро и даже немного отдают ретровейвом. Некоторые так и хочется добавить к себе в плейлист.
Только музыка звучит недостаточно часто, чтобы перекрыть другие недостатки. Поведение злодеев абсолютно нелогично, вооруженные наемники и торговцы с черного рынка почему-то проигрывают любителям «Монополии». Все аспекты фильма оттеняются в угоду комедии, и даже простенькая мораль в конце типа «цени то, что имеешь» смотрится надуманно и неуместно. Складывается впечатление, что создатели просто не смогли дожать детективную часть, потому стали напирать на то, что умеют лучше всего — на шутки. А они тут безусловно смешные.
Итог
Карточка фильма в Google гласит, что жанр фильма — «детективный фильм/криминальный фильм». Но если вы поверите этому описанию и пойдете в кино ради разминки для ума, то рискуете остаться разочарованным. «Ночные игры» не предлагают зрителю никакой загадки или интриги. Даже банальное использование шарад для общения, лежащая на поверхности идея, используется всего один раз, да и то не слишком изобретательно.
Но нельзя сказать, что фильм не приносит удовольствие. Его главное достоинство — он смешной, но при этом далеко не всегда глупый. Создатели совместили в полуторачасовой картине самые разные подходы к юмору, и они работают. От шуток про члены до отсылки к «Бойцовскому клубу» — что-то да вызовет у зрителя улыбку, а может даже и смех. И в такие моменты хочется простить фильму все его недостатки.
И потому жаль, что прорыва не случилось. Из-за слитой детективной истории мы получили очередной комедийный боевик про влюбленную парочку, который пытается тягаться с «Киллерами», «Ультраамериканцами» и «Мистером и миссис Смит», но проигрывает им по всем фронтам (да, даже «Ультраамериканцам»). «Ночные игры» — это развлечение на один раз, которое понравится далеко не всем. Фильм, не реализовавший в полной мере свой потенциал, из-за чего он максимум «неплохой», но не более.