Рецензия на «Мы» — новый хоррор режиссера «Прочь» Джордана Пила
Я всегда считал Джордана Пила талантливым комиком. Шоу Key & Peele, в котором я познакомился с его творчеством, было не идеальным, но местами крайне изобретательным. И когда он объявил, что планирует заняться режиссурой и хоррорами, я был заинтригован. Многие комедианты хорошо разбираются в драме, поэтому я был исключительно положительно настроен на инициативу Пила.
Когда в 2017 году вышел «Прочь» (Get Out), я был приятно удивлен. Фильм, который по трейлерам выглядел сбежавшим из Key & Peele скетчем про «белых негров», оказался чем-то большим — он был глубже и страшнее. И пугал фильм вовсе не основной идеей, а тем, что заставлял задуматься о случайных знакомствах и том, можно ли доверять людям.
Вскоре Пил анонсировал, что его новый фильм — «Мы» — будет страшнее предыдущего. Наученный опытом «Прочь», я очень ждал эту картину, возлагая огромные надежды, но они, к сожалению, не оправдались.
Впрочем, справедливости ради, первые сомнения в успехе «Мы» появились, когда я посмотрел Weird City — сериал-антологию от YouTube Premium, сценарий для которого Пил написал с соавтором Key & Peele Чарли Сандерсом. Сериал оказался, мягко говоря, неудачным, хотя в нем была привычная Джордану формула скетчей — каждая история была законченной, но их не спасало даже это.
И на «Мы» я шел с опаской, до последнего надеясь, что с фильмом Пил сможет сделать что-то интересное. Тем более, что концепт любопытный — семья, отправившись с детьми на отдых, встречает там своих доппельгангеров — злые копии себя, которые опасны и непредсказуемы. Что могло пойти не так?
В картине есть сцена, где один из героев говорит что-то вроде: «Это что за психованный перфоманс…». И вот эти слова идеально характеризуют весь фильм.
Он очень рваный, очень предсказуемый, направлен целиком на развязку, буквально каждые десять минут подбрасывает зрителю еще один намек на финальный твист. Вот только это все работает против картины. Чем был хорош «Прочь»? До определенного момента предугадать, что именно происходит в доме Армитажей, было невозможно. Фильм подбрасывал несколько ложных зацепок, которые вели к разгадке, но путали зрителя, заставляли его предугадывать совсем иной твист.
Многие сравнивали «Прочь» с «Ключом от всех дверей» (что, впрочем, не помешало картине получить Оскар за лучший оригинальный сценарий), и основная идея там была интереснее. Сама мысль, что человек может при жизни стать безвольным рабом другого, пугала и настораживала. Кроме того, в «Прочь» был и сильный социальный контекст. У «Мы» с этим все гораздо сложнее.
«Прочь» увлекал также и тем, что там было псевдонаучное объяснение концепции, представленной в картине. Она выглядела несколько притянуто, но на массового зрителя работала хорошо. В случае с «Мы» ничего подобного нет — картина просто говорит, что доппельгангеры есть, но объяснять их происхождение даже не пытается.
Главный сюжетный твист угадывается еще в трейлере. Если вы, подобно многим фанатам «Прочь», полагали, что «Мы» будет сложнее, то вынужден вас разочаровать. Пил не пытается давать ответов на вопросы, а лишь создает новые. Но в фильме есть и другой твист. Он становится очевидным буквально с первых минут, но до последнего хочется верить, что Пил не будет использовать классическое клише в духе, например, «Завета», но он все же это делает, что, на мой взгляд, совершенно лишает фильм хоть какой-то интриги.
«Мы» — это кино, в котором ожидание развязки гораздо интереснее, чем она сама.
Потому что финал не вызывает никаких чувств, кроме разочарования. Я прочитал, что критики называют новую картину Пила действительно страшным хоррором, и у меня ощущение, словно мы с ними посмотрели разные фильмы. «Мы» — это скорее затянувшийся скетч, чем полноценный фильм. В нем множество неуместных шуток, которые не разряжают атмосферу (как пишут критики), а наоборот — разрушают ее. В картине не так много впечатляющих моментов, и каждый из них рушится из-за неуместного юмора. Ощущение, словно это очередной блокбастер Marvel Studios, и после каждого драматического эпизода идет неминуемый гэг.
При этом сама картина крайне динамичная. После неспешных первых десяти минут постоянно что-то происходят. Героям буквально не дают сидеть на месте, но проблема в том, что совершенно весь экшен в картине снят ужасно. Понятно, что «Мы» больше про попытку саспенса, чем про gore-контент.
Но у фильма рейтинг R! Причем его оправдывает лишь песня Fuck the Police да редкие моменты, где доппельгангеры сами себе вредят.
Музыка, кстати, в фильме действительно хорошая. Саундтрек и в «Прочь» был отличный, поэтому в новой картине Джордан тоже не подвел. Но больше отметить хотелось бы композитора Майкла Эбелса, которому удалось написать отличную музыку. Она создавала напряженную атмосферу гораздо лучше, чем съемка Пила и актерская игра.
Причем с последним совершенно не повезло. Многие критики хвалят Люпиту Нионго, исполнившую в «Мы» сразу две роли (как и почти все актеры), но я не могу сказать, что ей удалось нечто сверхъестественное. Она играет женщину, на которую давят воспоминания прошлого, преследующие ее на протяжении всей жизни. Но это все показное — в финале зритель понимает, что вся ее стойкость и решительность оправданы вовсе не желанием защитить семью, а стремлением завершить давно начатое.
Может ли «Мы» чем-то удивить? Разве что тем, что конфликт в фильме глобальнее, чем кажется по трейлерам. Он затрагивает не только одну семью. Завязан ли он вновь на социальной проблематике? И да, и нет. Как и в случае с «Прочь», нельзя однозначно сказать, что фильм посвящен расизму в США. Эта тема косвенно поднимается, безусловно, но он скорее в целом о людях, которых ущемляют в правах — не только о какой-то конкретной национальности. «Мы» — картина о попытке сказать всему миру, что он неправильно живет, что люди слишком привыкли к хорошему, пока рядом есть те, кто заслуживает большего. И потому мне так понравились слова о перформансе, который я упоминал ранее. Это идеальное описание фильма.
Н-н-н-нейборс
/Он очень рваный, очень предсказуемый, направлен целиком на развязку, буквально каждые десять минут подбрасывает зрителю еще один намек на финальный твист. Вот только это все работает против картины./
/Это кино, в котором ожидание развязки гораздо интереснее, чем она сама./
/В нем множество неуместных шуток, которые не разряжают атмосферу (как пишут критики), а наоборот — разрушают ее. В картине не так много впечатляющих моментов, и каждый из них рушится из-за неуместного юмора./
/Чем был хорош «Прочь»?/
Эммм... Мне именно всем вышеперечисленным и не понравился "Прочь")))
>>> В случае с «Мы» ничего подобного нет — картина просто говорит, что доппельгангеры есть, но объяснять их происхождение даже не пытается.
...спустя одно предложение:
>>> Происхождение доппельгангеров очень простое и объясняется в картине весьма лаконично.
WTF?