Рецензия на мультфильм «Супермен. Красный сын». Советский супергерой, диктатура и феминизм
Первоисточник, написанный в 2003 году известным сценаристом комиксов Марком Милларом и нарисованный мастером восхитительных обложек Дэйвом Джонсоном, очень ярко выделялся на фоне всех комиксов о Супермене. Сочетание нетипичного сеттинга и замашек на нечто серьезное дало свои плоды. Альтернативная вселенная, элементы антиутопии и простые, но рабочие политические интриги смогли ужиться вместе. Полнометражная адаптация была лишь вопросом времени.
По сюжету капсула с будущим супергероем упала не в США, а на территории СССР. В результате чего возмужавший герой стал гражданином этой страны и ее главным защитником, которого воспитала партия. Наивный Супермен до определенного момента был лишь пешкой в политических играх Сталина. Его сила пугала врагов и раздражала некоторых соотечественников. Но все стало хуже, когда после смерти Сталина (забавно, но Супермена озвучивает Джейсон Айзекс, сыгравший Жукова в «Смерти Сталина») Супермен взял на себя бразды правления.
Основные события происходят в период с 50-х по 2000-е. Анимационная лента сходу плюет на важные детали из оригинала. Глава НКВД и сын Сталина, завидующий Супермену, не фигурирует в истории. А значит — никакого конфликта в правлении, расстрела родителей будущего Бэтмена (он тоже из СССР) и краткого альянса двух врагов ради свержения Красного сына. Здесь решили всю ответственность возложить на Супермена. Унизив его, низведя до уровня какого-то тупого злодея.
Например, Сталин здесь не умирает от отравления. Его убивает сам Супермен, узнавший, что Сталин держит людей в рабстве в секретной локации. Среди них оказывается его подруга детства и будущий Бэтмен, для которого спасение Суперменом не стало благом. Он затаил на него обиду.
И если в комиксе Супермена еще терзали мысли относительно становления во главе всего, то здесь он просто берет власть в свои руки сразу после убийства. Как деспотично, неправда ли? Мало того, но в первоисточнике он жаловался, что это КГБ изначально запрягло его усиливать контроль все сильнее и сильнее, а здесь он сам принял такое решение. Чтобы слишком не увязать в сравнениях с первоисточником, отмечу последнюю важную деталь — роль Чудо-женщины значительно расширили, чтобы каждое свое появление она жаловалась на то, какие мужики плохие.
И словно этого было мало, создатели использовали ее для двух отсутствующих в комиксе сцен, которые окончательно унизили Супермена в этой анимационной ленте. Речь о попытке Супермена поцеловать Диану, та резко останавливает его беспардонное вторжение в личное пространство, тонко намекая, что ее интересуют лишь женщины. Супермен из комиксов сам сказал, что прибыл на землю не размножаться. И вторая чудовищная сцена — вышедший из себя Супермен (не контролируемый никем) пытается ударить не атакующую его Чудо-женщину (в комиксе она напала на него), но она останавливает его кулак. Отпускает очередную реплику в адрес всех мужчин и улетает, оставив посмевшего замахнуться на женщину мужлана в компании врагов. Хорошо, мы поняли — все мужики козлы! Даже Супермен.
Отходим от жалоб на плохую адаптацию и переходим к общей истории. С изменениями, но она соответствует первоисточнику. Злоупотребление властью и диктатура вследствие одержимости Супермена помогать всем отлично раскрывают его глубинный конфликт.
Желая помогать всем и учить всех, он ограничивает свободу людей, тем самым заводя себя в тупик. Амбиций много, но они идут против тех идеалов, которые он поддерживает. Избранный путь приведет его к захвату всего человечества. Такого допускать нельзя.
Об этом старательно ему говорит и жена Лекса Лютора — Лоис Лейн, да и самому гению Лютору это очевидно, а потому он насылает на него все новых и новых врагов, стараясь измотать его физически и подавить морально. А тому и так хватает проблем, ведь против него ведет подпольную деятельность сам Бэтмен. Который тут представлен террористом, готовым убивать людей, чтобы хоть как-то нарушить спокойствие Супермена.
Основная идея очевидна, но в угоду мелкому хронометражу были порезаны важные линии и добавлены новые вещи, хотя сам комикс состоял всего из 3 выпусков. Это происходит не первый раз. «Убийственная шутка» и «Бэтмен: Тихо» тоже получились очень слабыми, благодаря новым лишним элементам.
По поводу анимации особых вопросов нет, да и битвы получились жесткими и динамичными. Но смириться с отвратительным русским акцентом было невозможно. Лучше бы субтитры пустили на моменты русской речи. Это лучше, чем насиловать уши английским с фальшивым акцентом.
В итоге получаем немного скомканную, упрощенную и переделанную в худшую сторону адаптацию, которая даже своим финалом падает в грязь лицом, не став использовать восхитительную концовку оригинала.